Решение Ижемского районного суда Республики Коми от 07.04.2014 по делу N 2-32/2014 <О признании недействующими подпункта 4 пункта 1.3 и подпункта 4 пункта 3.1 Положения о резерве управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский", утв. Постановлением администрации муниципального района "Ижемский" от 01.07.2011 N 453 >
ИЖЕМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 апреля 2014 г. по делу № 2-32/2014
Ижемский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.И.,
прокурора Лазаревой Л.Е.,
при секретаре Орловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ижемского района Республики Коми об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
Прокурор Ижемского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, утверждая, что прокуратурой Ижемского района проведена проверка действующих нормативных правовых актов на соответствие нормам федерального и регионального законодательства, в ходе которой установлено, что постановление администрации муниципального района "Ижемский" от 01.07.2011 № 453 "О порядке формирования резерва управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский" (в редакции постановления администрации муниципального района "Ижемский" от 01.08.2013 № 603) противоречит требованиям действующего федерального и регионального законодательства по следующим основаниям.
Согласно ст. ст. 15, 76 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 7, 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления только по вопросам своего ведения и в пределах своих полномочий принимают (издают) правовые акты, которые не должны противоречить федеральным законам.
В соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется в том числе конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Указом Главы Республики Коми от 22.08.2012 № 103 (в ред. от 19.02.2013) "О порядке формирования резерва управленческих кадров Республики Коми" утверждено Положение о резерве управленческих кадров Республики Коми, согласно подпункта 4 пункта 4 которого резерв управленческих кадров формируется для замещения, в том числе должностей руководителей (глав) администраций муниципальных образований в Республике Коми, назначаемых по контракту.
В соответствии с Уставами сельских поселений "Ижма", "Сизябск", "Мохча", "Кельчиюр", "Краснобор", "Щельяюр", "Няшабож", "Брыкаланск", "Кипиево", "Том" глава сельского поселения избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 4 п. 1.3 Положения о резерве управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский" (далее - Положение), утвержденного постановлением администрации муниципального района "Ижемский" от 01.07.2011 № 453 "О порядке формирования резерва управленческих кадров муниципального района "Ижемский", резерв управленческих кадров представляет собой список граждан, сформированный, в том числе, из группы для замещения должностей глав сельских поселений, расположенных в административных границах муниципального района "Ижемский", подпунктом 4 пункта 3.1 Положения предусмотрены также критерии отбора на включение в резерв управленческих кадров для замещения должностей глав сельских поселений, расположенных в административных границах муниципального района "Ижемский".
Однако, указанные ограничения для выборных должностей - глав сельских поселений в федеральном и региональном законодательстве отсутствуют.
Таким образом, подпункт 4 пункта 1.3, а также подпункт 4 пункта 3.1 Положения, утвержденного постановлением администрации муниципального района "Ижемский" от 01.07.2011 № 453 "О порядке формирования резерва управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский" (в редакции постановления администрации муниципального района "Ижемский" от 01.08.2013 № 603) не соответствует нормам федерального и регионального законодательства, в том числе, подп. 4 п. 4 Положения о резерве управленческих кадров Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 22.08.2012 № 103, в связи с чем, указанное постановление подлежит приведению в соответствие с нормами указанного законодательства.
Указанные в постановлении несоответствия могут привести к нарушению и ущемлению прав граждан на осуществление местного самоуправления.
В порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" просит суд признать:
- подпункт 4 пункта 1.3 Положения о резерве управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский", утвержденного постановлением администрации муниципального района "Ижемский" от 01.07.2011 № 453 "О порядке формирования резерва управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский" (в редакции постановления администрации муниципального района "Ижемский" от 01.08.2013 № 603);
- подпункт 4 пункта 3.1 Положения о резерве управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский", утвержденного постановлением администрации муниципального района "Ижемский" от 01.07.2011 № 453 "О порядке формирования резерва управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский" (в редакции постановления администрации муниципального района "Ижемский" от 01.08.2013 № 603),
противоречащими подпункту 4 пункта 4 Положения о резерве управленческих кадров Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 22.08.2012 № 103 "О порядке формирования резерва управленческих кадров Республики Коми" и недействующими с 30.08.2013 (со дня вступления в силу постановления администрации муниципального района "Ижемский" от 01.08.2013 № 603 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального района "Ижемский" от 1 июля 2011 года № 453 "О порядке формирования резерва управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский").
Заинтересованным лицом - администрацией муниципального района "Ижемский" направлен в адрес суда отзыв на заявление прокурора Ижемского района, из которого следует, что работа по внесению изменений в постановление администрации от 01.07.2011 № 453 "О порядке формирования резерва управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский" была начата в июле 2013 года на основании представленных рекомендаций Управлением Государственной гражданской службы Республики Коми.
Во исполнение подпункта "а" пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации ПР-332 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправлении 31 января 2013 г. в части формирования кадрового резерва сельских поселений, Управлением государственной гражданской службы Республики Коми было рекомендовано главам муниципальных образований организовать работу по формированию муниципального резерва управленческих кадров на должности "главы городских (сельских) поселений".
Указанные рекомендации сформулированы в целях установления единого перечня групп должностей для формирования резерва управленческих кадров по единой форме учета.
Внесенные в рамках указанных рекомендаций изменения в пункт 1.3 постановления администрации муниципального района "Ижемский" от 1 июля 2011 года № 453 (далее Постановление), предусматривающие установление единого перечня групп должностей для формирования муниципального резерва управленческих кадров, включающего в себя группу должностей "главы городских (сельских) поселений" не влекут за собой нарушения избирательных прав граждан Российской Федерации на замещение выборных должностей глав городских (сельских) поселений и не накладывают ограничений для выборных должностей, поскольку нахождение кандидатов в муниципальном резерве управленческих кадров для замещения группы должностей "главы городских (сельских) поселений)" не предполагает приоритетности замещения ими указанных должностей.
Включение в муниципальные резервы управленческих кадров группы должностей "главы сельских поселений" обусловлено острой нехваткой квалифицированных кадров для замещения должностей в системе муниципального управления, особенно в удаленных населенных пунктах Республики Коми.
Пунктом 1.2 Постановления определено, что основной задачей формирования резерва управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский" является включение в него высококвалифицированных, имеющих активную гражданскую позицию и высокий потенциал к развитию граждан, способных занять руководящие должности в системе муниципального управления, участвовать в решении задач социально-экономического развития МО МР "Ижемский".
Нахождение в резерве управленческих кадров муниципальных образований предполагает процедуру профессиональной подготовки и обучения лиц, включенных в указанные кадровые резервы, что служит инструментом развития профессиональных и личностных компетенций, позволяет кандидатам на замещение должностей в системе муниципального управления эффективно и с минимальными затратами ресурсов исполнять свои непосредственные должностные обязанности в случае их назначения (избрания) на соответствующую должность.
Пунктом 1.4 Постановления определено, что формирование резерва управленческих кадров не является препятствием для участия в установленном законодательством порядке в процедурах замещения указанных должностных лиц, не включенных в резерв управленческих кадров.
Учитывая изложенное, полагают, что предусмотренные Положением нормы о формировании муниципального резерва управленческих кадров для замещения должностей группы "главы сельских поселения" не устанавливают дополнительных ограничений для лиц, не включенных в муниципальный резерв управленческих кадров, и следовательно, не противоречат нормам федерального и регионального законодательства.
В судебном заседании заместитель прокурора Ижемского района Лазарева Л.Е. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно суду пояснила, что проверка проводилась по поручению Прокуратуры Республики Коми в связи с опубликованной в газете "Красное знамя" статьи, в которой содержится информация о том, что постановление администрации МР "Ижемский" от 01.08.2013 г. № 603 противоречит Федеральному закону о местном самоуправлении и Указу Главы Республики Коми, который указывает на необходимость формирования резерва только для глав муниципальных образований, назначаемых по контракту. В границах МО МР "Ижемский" находятся 10 сельских поселений, согласно уставам которых должность Главы сельского поселения - это выборная должность. На замещение указанной должности не должен быть сформирован резерв. Глава сельского поселения должен избираться населением. Оспариваемое постановление навязывает населению кандидата на указанную должность. Кроме того, оспариваемое постановление устанавливает определенные требования к лицу, состоящему в резервном списке на должность главы поселения: по возрасту, наличия определенного образования, тогда как ни региональные, ни федеральные законы, ни Уставы поселений таких требований не содержат. Указанное постановление нарушает избирательные права граждан, а также самих кандидатов, претендующих на должность главы сельского поселения. Исправить указанное несоответствие возможно путем отмены Постановления администрации МР "Ижемский" от 01.08.2013 г. № 603.
Представитель администрации МР "Ижемский" по доверенности Поздеева Н.А. доводы, изложенные в возражениях на заявление поддержала, дополнительно суду пояснила, что институт выборности глав сельских поселений оспариваемое постановление не затрагивает. Изменения в ранее действующее постановление о резерве управленческих кадров были внесены в связи с тем, чтобы каким-то образом ввести в курс вопросов, которые следует решать вновь избранному главе сельского поселения. В административных границах МО МР "Ижемский" расположены 10 сельских поселений, которые являются самостоятельными муниципальными образованиями. Должности глав всех поселений - выборные. Ранее в сельском поселении "Ижма" была должность главы поселения по контракту, однако впоследствии они от этой модели отказались. Оспариваемое постановление действительно содержит определенные требования к лицу, состоящему в резервном списке на должность главы поселения. Уставы сельских поселений не содержат каких-либо ограничений для лиц, которые могут быть избраны на должность главы сельского поселения.
Суд, заслушав участников судебного заседания и, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
На основании ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" под нормативным правовым актом понимается указанный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Согласно ст. ст. 15, 76 Конституции РФ, ст. 7, 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и должностные лица органов местного самоуправления только по вопросам своего ведения и в пределах своих полномочий принимают (издают) правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется в том числе конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, урегулированы Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В Республике Коми приняты Законы Республики Коми от 05.03.2005 № 1-РЗ "О некоторых вопросах государственной гражданской службы Республики Коми"; от 21.12.2007 № 133-РЗ "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми".
Указом Главы Республики Коми от 22.08.2012 № 103 (в ред. от 19.02.2013) "О порядке формирования резерва управленческих кадров Республики Коми" утверждено Положение о резерве управленческих кадров Республики Коми в силу пункта 1 которого, Положение определяет принципы и порядок формирования резерва управленческих кадров Республики Коми, а также порядок организации работы с ним.
Согласно пункту 4 Положения, резерв управленческих кадров формируется для замещения следующих групп должностей:
1) государственных должностей Республики Коми;
2) должностей государственной гражданской службы Республики Коми категории "Руководители";
3) должностей руководителей государственных учреждений Республики Коми и государственных унитарных предприятий Республики Коми и их заместителей;
4) должностей руководителей (глав) администрации муниципальных образований в Республике Коми, назначаемых по контракту.
Постановлением администрации муниципального района "Ижемский" от 1 июля 2011 г. № 453 Утверждено Положение о резерве управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский".
Постановлением администрации муниципального района "Ижемский" от 1 августа 2013 г. № 603 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального района "Ижемский" от 1 июля 2011 г. № 453 "О порядке формирования резерва управленческих кадров Республики Коми" внесены изменения и пункт 1.3 раздела "1. Общие положения" изложены в следующей редакции:
"1.3. Резерв управленческих кадров представляет собой список граждан, сформированный из следующих групп:
1) для замещения должностей заместителей руководителя администрации муниципального района "Ижемский";
2) для замещения должностей руководителей структурных подразделений и отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального района "Ижемский";
3) для замещения должностей руководителей муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования муниципального района "Ижемский";
4) для замещения должностей глав сельских поселений, расположенных в административных границах муниципального района "Ижемский".
Формирование резерва управленческих кадров на категорию должностей "Главы сельских поселений" может осуществляться без проведения конкурсных процедур на основании рекомендаций главы муниципального образования муниципального района "Ижемский" - председателя Совета района, руководителя администрации муниципального района "Ижемский", Совета муниципального района "Ижемский", Совета сельского поселения, Общественного Совета муниципального образования муниципального района "Ижемский" при соответствии рекомендованных лиц установленным требованиям.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3.1, раздела "3. Критерии отбора на включение в резерв управленческих кадров", критериями для включения в резерв управленческих кадров на замещение должностей глав сельских поселений являются: возраст от 21 до 55 лет; дееспособность; отсутствие судимости, отсутствие факта возбуждения уголовного дела на момент участия в конкурсе на включение в резерв управленческих кадров; наличие высшего или среднего профессионального образования.
В судебном заседании установлено, что в административных границах Муниципального образования муниципального района "Ижемский" расположены 10 сельских поселений: "Ижма", "Сизябск", "Мохча", "Кельчиюр", "Краснобор", "Щельяюр", "Няшабож", "Брыкаланск", "Кипиево", "Том".
Из Уставов сельских поселений "Ижма" (ст. 34), "Сизябск" (ст. 34), "Мохча" (ст. 34), "Кельчиюр" (ст. 34), "Краснобор" (ст. 34), "Щельяюр" (ст. 36), "Няшабож" (ст. 34), "Брыкаланск" (ст. 34), "Кипиево" (ст. 34), "Том" (ст. 34) следует, что глава сельского поселения избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 4 п. 1.3 Положения о резерве управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский" (далее - Положение), утвержденного постановлением администрации муниципального района "Ижемский" от 01.07.2011 № 453 "О порядке формирования резерва управленческих кадров муниципального района "Ижемский", резерв управленческих кадров представляет собой список граждан, сформированный, в том числе, из группы для замещения должностей глав сельских поселений, расположенных в административных границах муниципального района "Ижемский", подпунктом 4 пункта 3.1 Положения предусмотрены также критерии отбора на включение в резерв управленческих кадров для замещения должностей глав сельских поселений, расположенных в административных границах муниципального района "Ижемский".
Судом установлено, что указанные ограничения для выборных должностей - глав сельских поселений в федеральном и региональном законодательстве отсутствуют.
Из вышеизложенного следует, что:
подпункт 4 пункта 1.3 Положения о резерве управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский", утвержденного постановлением администрации муниципального района "Ижемский" от 01.07.2011 № 453 "О порядке формирования резерва управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский" (в редакции постановления администрации муниципального района "Ижемский" от 01.08.2013 № 603);
подпункт 4 пункта 3.1 Положения о резерве управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский", утвержденного постановлением администрации муниципального района "Ижемский" от 01.07.2011 № 453 "О порядке формирования резерва управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский" (в редакции постановления администрации муниципального района "Ижемский" от 01.08.2013 № 603),
противоречат подпункту 4 пункта 4 Положения о резерве управленческих кадров Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 22.08.2012 № 103 "О порядке формирования резерва управленческих кадров Республики Коми".
Администрация муниципального района "Ижемский" утверждает, что изменения в Положение о резерве управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский" были внесены на основании представленных рекомендаций Управления гражданской государственной службы Республики Коми и во исполнение подпункта "а" пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации ПР-332 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 31 января 2013 г. в части формирования кадрового резерва сельских поселений.
Из исследованного судом обращения Главам (руководителям) администраций муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми от 26.07.2013 № 02-07/1249 за подписью и.о. начальника Управления государственной гражданской службы Республики Коми Кореневой И.В. следует, что действительно главам районов в Республике Коми рекомендовано было провести работу по формированию резерва управленческих кадров на должности глав городских (сельских) поселений, а именно включить в перечень категорий должностей, на которые формируется резерв управленческих кадров, категорию "главы городских (сельских) поселений", предусмотрев альтернативное участие в конкурсе на включение в резерв управленческих кадров на указанные должности (в качестве самовыдвиженца и на основании рекомендации), дополнив соответствующий нормативный правовой акт пунктом следующего содержания: "Формирование резерва управленческих кадров на категорию должностей "Главы сельских поселений" может осуществляться без проведения конкурсных процедур на основании рекомендаций главы муниципального образования муниципального района, руководителя администрации муниципального района, Совета муниципального образования муниципального района, Совета муниципального образования поселения, Общественного Совета муниципального образования муниципального района при условии соответствия рекомендованных лиц установленным требованиям.
В судебном заседании в качестве свидетеля допрошена Коренева И.В., которая пояснила, что 31 января 2013 г. состоялся Совет при Президенте РФ по вопросу органов местного самоуправления. Одним из пунктов поручений Президента РФ было поручение высшим должностным лицам субъектов обеспечить подготовку муниципальных служащих и обратить особое внимание на формирование кадрового резерва сельского поселения. Дословно текст перечня Президента РФ воспроизвести не может. Обращение главам районов Республики Коми от 26.07.2013 г. направлялось в целях исполнения вышеуказанного поручения Президента РФ, носило рекомендательный характер и было выполнено всеми руководителями администрации муниципальных районов Республики Коми.
На вопросы суда: "Принимался ли во внимание при направлении обращения главам района тот факт, что требования, содержащиеся в обращении в части включения в перечень категорий должностей, на которые формируется резерв управленческих кадров, категорию "главы городских (сельских) поселений" не соответствуют Указу Главы Республики Коми от 22.08.2012 № 103 "О порядке формирования резерва управленческих кадров Республики Коми", согласно подпункта 4 пункта 4 которого резерв управленческих кадров формируется для замещения должностей руководителей (глав) администраций муниципальных образований в Республике Коми, назначаемых только по контракту. Поступали ли в их адрес обращения руководителей администраций, граждан по поводу указанных несоответствий и проводилась ли проверка? Принимались ли меры по устранению несоответствий (внесение изменений в Указ Главы Республики Коми, принятие нового нормативного правового акта и др.)", свидетель Коренева И.В. ответы не дала.
Свидетель Осипова Ольга Фаритовна - начальник Управления государственной гражданской службы Республики Коми суду показала, что Президент Российской Федерации давал поручения руководителям субъектов, в том числе Гайзеру В.М. организовать работу по формированию кадрового резерва управленческих кадров муниципального образования. Текст перечня поручения Президента РФ воспроизвести не может, полный текст не знает. В связи с поручением Президента РФ и было направлено обращение главам администраций районов Республики Коми. Обращение носило рекомендательный характер, и всеми главами было выполнено. От руководителей муниципалитетов обращений по поводу несоответствия поручения республиканскому законодательству не поступало.
Судом установлено, что 31 января 2013 г. действительно состоялся Совет при Президенте РФ по вопросу органов местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации ПР-332 от 31 января 2013 г. поручалось "Высшим должностным лицам (руководителям исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять меры по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышении квалификации лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, работников муниципальных учреждений, обратив особое внимание на формирование кадрового резерва сельских поселений".
Анализируя данное поручение, суд не находит, что в нем содержится прямое указание на формирование резерва на должность главы сельского поселения.
Доводы представителя администрации муниципального района "Ижемский" о том, что внесенные изменения в пункт 1.3 постановления администрации муниципального района "Ижемский" от 1 июля 2011 года № 453, предусматривающие установление единого перечня групп должностей для формирования муниципального резерва управленческих кадров, включающего в себя группу должностей "главы городских (сельских) поселений" не влекут за собой нарушения избирательных прав граждан Российской Федерации на замещение выборных должностей глав городских (сельских) поселений и не накладывают ограничений для выборных должностей, поскольку нахождение кандидатов в муниципальном резерве управленческих кадров для замещения группы должностей "главы городских (сельских) поселений)" не предполагает приоритетности замещения ими указанных должностей, суд находит не состоятельными.
Судом установлено, что главы всех сельских поселений расположенных в административных границах МО МР "Ижемский" избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Безусловно, кандидат, состоящий в резерве на должность главы сельского поселения, приобретает приоритет на выборах на указанную должность.
Указанным постановлением администрации МР "Ижемский" нарушаются и права избирателей.
Из статьи Н.Щановой "Самоуправство в Ижме", опубликованной 14.11.2013 года в газете "Красное знамя" указывается: "МО МР "Ижемский" является самостоятельным муниципальным образованием. В границах (но не в составе) МО МР "Ижемский" расположены 10 сельских поселений. В соответствии с действующим законодательством "Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающаяся в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Одной из форм местного самоуправления являются выборы. Население выбирает депутатов и главу сельского поселения. Постановление администрации МР "Ижемский" упраздняет данные постулаты. Этим постановлением решено (без оповещения граждан) формировать резерв управленческих кадров сельских поселений, которые не находятся в подчинении районной администрации. В постановлении говорится: "формирование резерва для замещения должностей глав сельских поселений, расположенных в границах МО МР "Ижемский". В соответствии с действующим законодательством, уставами сельских поселений, глава сельского поселения является самостоятельным органом местного самоуправления и высшим должностным лицом. Глава избирается населением того или иного сельского поселения. Ни уставами, ни законами не предусмотрено, чтобы на должность главы сельского поселения какой-либо посторонний орган местного самоуправления (например администрация района) формировал бы резерв кадров. Постановлением руководитель муниципалитета решил все просто: сформировать резерв глав сельских поселений самостоятельно, при этом мнение народа (непосредственных избирателей) не спрашивается. При формировании этого резерва установлены еще и ограничения, которые противоречат действующей Конституции РФ, закону о местном самоуправлении, закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме" установлен максимальный возрастной ценз - 55 лет. Итог: все граждане старше этого возраста, пусть даже умудренные опытом специалисты, грамотные, здоровые, законопослушные и очень желающие работать, оказываются не у дел. Как известно, действующим законодательством для глав сельских поселений не установлен уровень образования, а вот администрация района его установила: резервист обязан иметь высшее или средне-специальное образование. Кроме того, сформированный список утверждается руководителем администрации".
Из анализа указанной публикации следует, что оспариваемое постановление нарушает не только права избирателей, но и права лиц, претендующих на должность главы сельского поселения.
Таким образом, подпункт 4 пункта 1.3, а также подпункт 4 пункта 3.1 Положения, утвержденного постановлением администрации муниципального района "Ижемский" от 01.07.2011 № 453 "О порядке формирования резерва управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский" (в редакции постановления администрации муниципального района "Ижемский" от 01.08.2013 № 603) не соответствует нормам федерального и регионального законодательства, в том числе, подп. 4 п. 4 Положения о резерве управленческих кадров Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 22.08.2012 № 103, в связи с чем, указанное постановление подлежит приведению в соответствие с нормами указанного законодательства.
Указанные в постановлении несоответствия могут привести к нарушению и ущемлению прав граждан на осуществление местного самоуправления.
16 декабря 2013 года прокуратурой района принесен протест на постановление администрации муниципального района "Ижемский" от 01.07.2011 № 453 "О порядке формирования резерва управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский" (в редакции постановления администрации муниципального района "Ижемский" от 01.08.2013 № 603) как противоречащее действующему законодательству, с требованием о внесении изменений в постановление.
25.12.2013 администрацией МР "Ижемский" протест отклонен, в удовлетворении требований прокурора отказано.
До настоящего времени несоответствия не устранены. В связи с чем, подпункт 4 пункта 1.3, а также подпункт 4 пункта 3.1 Положения, утвержденного постановлением администрации муниципального района "Ижемский" от 01.07.2011 № 453 "О порядке формирования резерва управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский" (в редакции постановления администрации муниципального района "Ижемский" от 01.08.2013 № 603) подлежит приведению в соответствие с нормами федерального и регионального законодательства, в том числе, подп. 4 п. 4 Положения о резерве управленческих кадров Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 22.08.2012 № 103 путем: отмены Постановления администрации муниципального района "Ижемский" от 01 августа 2013 года № 603 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального района "Ижемский" от 01 июля 2011 года № 453 "О порядке формирования резерва управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский" и с учетом этого внесения изменений в Постановление администрации муниципального района "Ижемский" от 01 июля 2011 года № 453 "О порядке формирования резерва управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский".
В связи с вышеизложенным, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворении.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить заявление прокурора Ижемского района Республики Коми, признав его обоснованным.
Признать:
- подпункт 4 пункта 1.3 Положения о резерве управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский", утвержденного постановлением администрации муниципального района "Ижемский" от 01.07.2011 № 453 "О порядке формирования резерва управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский" (в редакции постановления администрации муниципального района "Ижемский" от 01.08.2013 № 603);
- подпункт 4 пункта 3.1 Положения о резерве управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский", утвержденного постановлением администрации муниципального района "Ижемский" от 01.07.2011 № 453 "О порядке формирования резерва управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский" (в редакции постановления администрации муниципального района "Ижемский" от 01.08.2013 № 603),
противоречащими подпункту 4 пункта 4 Положения о резерве управленческих кадров Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 22.08.2012 № 103 "О порядке формирования резерва управленческих кадров Республики Коми" и недействующими с 30.08.2013 (со дня вступления в силу постановления администрации муниципального района "Ижемский" от 01.08.2013 № 603 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального района "Ижемский" от 1 июля 2011 года № 453 "О порядке формирования резерва управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский").
Администрации муниципального образования муниципального района "Ижемский" следует привести указанное постановление в соответствие с нормами федерального и регионального законодательства, в том числе с Положением о резерве управленческих кадров Республики Коми, утвержденным Указом Главы Республики Коми от 22.08.2012 № 103, путем отмены Постановления администрации муниципального района "Ижемский" от 1 августа 2013 года № 603 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального района "Ижемский" от 1 июля 2011 года № 453 "О порядке формирования резерва управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский" и с учетом этого внесения изменений в Постановление администрации муниципального района "Ижемский" от 1 июля 2011 года № 453 "О порядке формирования резерва управленческих кадров муниципального образования муниципального района "Ижемский".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его вынесения, через Ижемский районный суд Республики Коми.
Судья
Т.И.ЗАСЫПКИНА
------------------------------------------------------------------