Типы документов

Реклама

Партнеры

Приказ Министерства культуры РК от 08.04.2014 N 179-од "О методических рекомендациях по организации работы по разработке систем нормирования труда в государственных учреждениях культуры и искусства в Республике Коми"



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПРИКАЗ
от 8 апреля 2014 г. № 179-од

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПО РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

В целях реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Республике Коми", утвержденного распоряжением Правительства Республики Коми от 20 февраля 2013 г. № 43-р, приказываю:
1. Утвердить методические рекомендации по организации работы по разработке систем нормирования труда в государственных учреждениях культуры и искусства в Республике Коми согласно приложению.
2. Руководителям государственных учреждений, функции и полномочия которых осуществляет Министерство культуры Республики Коми, организовать работу по разработке систем нормирования труда в учреждении.
3. Рекомендовать органам управления культурой муниципальных образований в Республике Коми организовать работу по разработке систем нормирования труда в учреждении.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Ушакову Л.Ю.

Министр
А.РУДОЛЬФ





Приложение
к Приказу
Министерства культуры
Республики Коми
от 8 апреля 2014 г. № 179-од

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМ НОРМИРОВАНИЯ
ТРУДА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

1. Методические рекомендации по организации работы по разработке систем нормирования труда в государственных учреждениях культуры и искусства в Республике Коми (далее - государственные учреждения) подготовлены в целях оказания методической помощи государственным учреждениям при разработке (определении) систем нормирования труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждениях (используемое оборудование и материалы, технологии и методики выполнения работ, другие организационно-технические факторы, которые могут существенно повлиять на величину нормы труда).
2. При организации работы по разработке (определении) системы нормирования труда в государственном учреждении рекомендуется:
2.1. издать приказ об:
- определении ответственного подразделения, работника за процесс разработки норм труда в учреждении;
- создании рабочей группы для разработки норм труда с привлечением представительного органа работников;
- рассмотреть на заседании представительного органа работников проект положения и утвердить его приказом;
2.2. провести анализ имеющихся типовых норм труда (межотраслевых, отраслевых, профессиональных и т.д.), соотнесение их с фактическими организационно-техническими условиями в учреждении;
2.3. в случае совпадения технологических (трудовых) процессов и организационно-технических условий в учреждении с типовыми технологическими (трудовыми) процессами и организационно-техническими условиями их выполнения в соответствующей отрасли экономики рекомендуется применять типовые, закрепив это в Положении о системе нормирования;
2.4. в случае отличия технологических (трудовых) процессов и организационно-технических условий в учреждении с типовыми технологическими (трудовыми) процессами и организационно-техническими условиями их выполнения в соответствующей отрасли экономики разрабатывать местные нормы труда на основе типовых.

4. По окончании разработки проекта местных норм труда в учреждении (далее - проект):
- провести мероприятия по согласованию проекта с представительным органом работников;
- проверить организационно-техническую подготовленность рабочих мест к работе по новым нормам (насколько организационно-технические условия выполнения работ соответствуют условиям, предусмотренным новыми нормативными материалами);
- разработать и реализовать организационно-технические мероприятия по устранению выявленных недостатков в организации труда, а также по улучшению условий труда;
- ознакомить с новыми нормами времени всех работающих, которые будут работать по ним, в сроки согласно законодательству Российской Федерации. Ознакомление с новыми нормами должно сопровождаться проведением массовой разъяснительной работы, инструктажа работников, а в необходимых случаях и обучением их работе в новых организационно-технических условиях.
5. Рекомендуется применять положение о системе нормирования труда в учреждении согласно приложению к настоящим рекомендациям.





Приложение
к Методическим рекомендациям
по организации работы
по разработке систем
нормирования труда
в государственных учреждениях
культуры и искусства
в Республике Коми

"СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО
________________________________ __________________/_______________/
(наименование представительного (приказ № ___ от " " _____ 20__ г.)
органа работников, чье мнение
было учтено)
_________________/_______________/
(решение (протокол) от " "
_______ 20__ г.)

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА
______________________________________________
(наименование учреждения)

1. Общие положения

Настоящее Положение разработано в соответствии и на основании
следующих нормативных актов (далее - нормативные акты):
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002
г. № 804 "О правилах разработки и утверждения типовых норм труда";
- Постановление Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 19 июня 1986 года
№ 226/П-6 "Положение об организации нормирования труда в народном
хозяйстве" (в части, не противоречащей действующему законодательству);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г.
№ 2190-р;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 мая 2013 г.
№ 235 "Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов
исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда";
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 сентября 2013
г. № 504 "Об утверждении методических рекомендаций для государственных
(муниципальных) учреждений по разработке систем нормирования труда".
1.1. Область применения
Настоящее положение устанавливает систему нормативов и норм, на основе
которых реализуется функция нормирования труда, содержит основные
положения, регламентирующие организацию нормирования труда, а также
устанавливает порядок проведения нормативно-исследовательских работ по
труду в государственном (муниципальном) учреждении ________________________
______________________________________________________ (далее - учреждение)
1.2. Термины и определения
В настоящем документе применяются следующие термины с соответствующими
определениями:
апробация: процесс внедрения на ограниченный (тестовый) период
результатов проведенных работ (нормативных материалов, норм труда) в целях
анализа и изучения их влияния на трудовой процесс (осуществляемую
деятельность) в условиях приближенных к реальным (фактическим) и
результативность учреждения;
аттестованные нормы: технически обоснованные нормы, соответствующие
достигнутому уровню техники и технологии, организации производства и труда;
временные нормы: нормы на повторяющиеся операции, установленные на
период освоения тех или иных видов работ при отсутствии нормативных
материалов для нормирования труда. Временные нормы устанавливают на срок до
трех месяцев и по истечении этого срока их заменяют постоянными нормами;
замена и пересмотр норм труда: необходимый и закономерный процесс,
требующий соответствующей организации контроля на уровне учреждения и его
подразделений. Объясняется это стремлением работодателя повысить
эффективность использования трудового потенциала работников, изыскать
резервы, учесть любые возможности для повышения эффективности;
напряженность нормы труда: относительная величина, определяющая
необходимое время для выполнения конкретной работы в конкретных
организационно-технических условиях; показатель напряженности - отношение
необходимого времени к установленной норме или фактическим затратам
времени;
норма времени обслуживания: величина затрат рабочего времени,
установленная выполнения единицы работ, оказания услуг в определенных
организационно-технических условиях;
норма затрат труда: количество труда, которое необходимо затратить на
качественное оказание услуг в определенных организационно-технических
условиях;
норма обслуживания: количество объектов, которые работник или группа
работников соответствующей квалификации обслуживают в течение единицы
рабочего времени в определенных организационно-технических условиях.
Разновидностью нормы обслуживания является норма управляемости,
определяющая численность работников, которыми должен руководить один
руководитель. Типовая норма обслуживания устанавливается по среднему
показателю для однородных рабочих мест;
норма численности: установленная численность работников определенного
профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения
конкретных функций, оказания услуг, выполнения определенного объема работ в
определенных организационно-технических условиях;
нормированное задание: установленный на основе указанных выше видов
норм затрат труда объем работ/услуг который работник или группа работников
должны выполнять/оказать за рабочую смену (рабочий день), месяц или в иную
единицу рабочего времени. Нормированные задания разрабатываются на основе
действующих норм затрат труда и могут содержать индивидуальные и
коллективные затраты труда, устанавливаемые с учетом заданий по повышению
производительности труда и экономии материальных ресурсов. Эти задания
устанавливаются исходя из имеющихся на каждом рабочем месте возможностей.
Поэтому нормированные задания в отличие от норм затрат труда могут
устанавливаться только для конкретного рабочего места и с учетом только ему
присущих особенностей и возможностей мобилизации резервов повышения
эффективности труда;
типовые отраслевые нормы: нормы труда, предназначенные для
нормирования труда на однородных работах, выполняемых в учреждениях одной
отрасли экономики (культура, образование и т.п.);
ошибочно установленные нормы (ошибочные): нормы труда, при
установлении которых неправильно учтены организационно-технические и другие
условия или допущены неточности при применении нормативов по труду и
проведении расчетов;
разовые нормы: нормы труда, устанавливаемые на отдельные работы,
носящие единичный характер (внеплановые, аварийные, случайные и другие
работы, не предусмотренные технологией), и действуют, пока эти работы
выполняются, если для них не введены временные или постоянные нормы;
технически обоснованная норма труда: норма труда, установленная
аналитическим методом нормирования и предусматривающая наиболее полное и
эффективное использование рабочего времени;
устаревшие нормы: нормы труда на работах, трудоемкость которых
уменьшилась в результате общего улучшения организации производства и труда,
увеличения объемов работ, роста профессионального мастерства и
совершенствования навыков работников;
межотраслевые нормы труда: нормы труда, которые используются для
нормирования труда работников, занятых выполнением работ по одинаковой
технологии в аналогичных организационно-технических условиях в различных
отраслях экономики;
местные нормы труда: нормы труда, разработанные и утвержденные в
учреждении.
Иные понятия и термины, используемые в настоящем Положении,
применяются в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации.
1.3. Основные цели и задачи нормирования труда в государственном
(муниципальном) учреждении
1.3.1. Нормирование труда является приоритетным и исходным звеном
хозяйственного механизма, а также составной частью организации управления
персоналом, обеспечивая установление научно-обоснованных норм труда в
определенных организационно-технических условиях для повышения
эффективности труда. Главной задачей нормирования труда в учреждении
является установление обоснованных, прогрессивных показателей норм затрат
труда в целях роста совокупной производительности и повышения эффективности
использования трудовых ресурсов.
1.3.2. Цель нормирования труда в учреждении - создание системы
нормирования труда, позволяющей:
- совершенствовать организацию производства и труда с позиции
минимизации трудовых затрат;
- планомерно снижать трудоемкость работ, услуг;
- рассчитывать и планировать численность работников по рабочим местам
и подразделениям исходя из плановых показателей;
- рассчитывать и регулировать размеры постоянной и переменной части
заработной платы работников, совершенствовать формы и системы оплаты труда
и премирования.
1.3.3. Основными задачами нормирования труда в учреждении являются:
- разработка системы нормирования труда;
- разработка мер по систематическому совершенствованию нормирования
труда;
- анализ и определение оптимальных затрат труда на все работы и услуги;
- разработка норм и нормативов для нормирования труда на новые и не
охваченные нормированием оборудование, технологии, работы и услуги;
- разработка укрупненных и комплексных норм затрат труда на
законченный объем работ, услуг;
- повышение качества разрабатываемых нормативных материалов и уровня
их обоснования;
- организация систематической работы по своевременному внедрению
разработанных норм и нормативов по труду и обеспечение контроля за их
правильным применением;
- обеспечение определения и планирования численности работников по
количеству, уровню их квалификации на основе норм труда;
- обоснование и организация рациональной занятости работников на
индивидуальных и коллективных рабочих местах, анализ соотношения
продолжительности работ различной сложности;
- выявление и сокращение нерациональных затрат рабочего времени,
устранение потерь рабочего времени и простоев на рабочих местах;
- определение оптимального соотношения работников одной профессии
(специальности) различной квалификации в подразделениях учреждения;
- расчет нормы численности работников, необходимого для выполнения
планируемого объема работ, услуг;
- обоснование форм и видов премирования работников за количественные и
качественные результаты труда.
1.3.4. Развитие нормирования труда должно способствовать
совершенствованию организации труда, планированию и анализу использования
трудовых ресурсов, развитию форм использования трудовых ресурсов, снижению
трудоемкости выполняемых работ, росту производительности труда.
1.3.5. В целях рационального и эффективного достижения задач
нормирования труда необходимо широкое применение современных
экономико-математических методов обработки исходных данных и
электронно-вычислительной техники, систем микроэлементного нормирования,
видеотехники и других технических средств измерения затрат рабочего времени
и изучения приемов и методов труда.
1.4. Нормы труда, применяемые в учреждении
1.4.1. В учреждении применяются следующие основные нормативные
материалы по нормированию труда:
- типовые отраслевые нормы труда согласно приложению № 1 (не
приводится);
- межотраслевые нормы труда согласно приложению № 1;
- нормативные документы;
- местные нормы труда (нормы, нормативы времени, численности, нормы
выработки, обслуживания).
1.4.2. В учреждении применяются:
- нормы времени обслуживания;
- нормы обслуживания;
- нормы численности.
1.4.3. При определении нормы численности применяется методика
определения нормы численности на основе типовой нормы времени, типовой
нормы обслуживания и нормы обслуживания на основе типовой нормы времени
(если производились расчеты) согласно приложению № 2.
1.4.4. Расчет коррекции типовых норм труда с учетом
организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых)
процессов в учреждении (если проводились расчеты) приводится в приложении
№ 3 (не приводится).
1.4.5. Методы и способы установления норм труда по отдельным
должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям), по которым
отсутствуют типовые нормы труда, приводятся в приложении № 4 (не
приводится).
1.4.6. В учреждении в качестве базовых показателей при разработке
местных норм труда, расчете производных показателей, в целях организации и
управления персоналом используются межотраслевые и отраслевые нормы труда.
При отсутствии межотраслевых и отраслевых норм труда предприятия
разрабатывают местные нормы труда.
1.4.7. Местные нормы труда должны отвечать следующим основным
требованиям:
- соответствовать современному уровню техники и технологии,
организации труда;
- учитывать в максимальной степени влияние технико-технологических,
организационных, экономических и психофизиологических факторов;
- обеспечивать высокое качество устанавливаемых норм труда,
оптимальный уровень напряженности (интенсивности) труда;
- соответствовать требуемому уровню точности;
- быть удобными для расчета по ним затрат труда в учреждении и
определения трудоемкости работ;
- обеспечивать возможность использования их в автоматизированных
системах и персональных электронно-вычислительных машинах для сбора и
обработки информации.
1.4.8. В целях установления квалификационных требований к исполнителям
работ осуществляется установление количества необходимых затрат труда на
выполнение работ.
1.4.9. Степень дифференциации или укрупнения норм определяется
конкретными условиями организации труда.
1.4.10. Наряду с нормами, установленными на стабильные по
организационно-техническим условиям работы, применяются временные и разовые
нормы.
1.4.11. Временные нормы устанавливаются на период освоения тех или
иных работ при отсутствии утвержденных норм труда на срок не более 1
(одного) года, которые могут быть установлены суммарными экспертными
методами нормирования труда.
1.4.12. Постоянные нормы разрабатываются и утверждаются на срок не
более 5 (пяти) лет и имеют техническую обоснованность.
1.4.13. Техническими обоснованными считаются нормы труда, установленные
на основе аналитических методов нормирования труда с указанием
квалификационных требований к выполнению работ и ориентированные на
наиболее полное использование всех резервов рабочего времени по
продолжительности и уровню интенсивности труда, темпу работы. Тарификация
работ и определение квалификационных требований к работникам производятся в
соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.
1.4.14. Наряду с нормами, установленными по действующим нормативным
документам на стабильные по организационно-техническим условиям работы,
применятся временные и разовые нормы.
1.4.15. Разовые нормы они могут быть расчетными и
опытно-статистическими.
1.4.16. Временные опытно-статистические нормы времени, численности,
выработки или обслуживания устанавливаются при отсутствии в учреждении
технически обоснованных нормативных материалов по труду на выполнение
данных видов работ. Опытно-статистические нормы устанавливаются на основе
экспертной оценки специалиста по нормированию труда, которая базируется на
систематизированных данных о фактических затратах времени на аналогичные
работы за предыдущий период времени. Срок действия временных норм не должен
превышать трех месяцев (на часто повторяющихся работах), а при длительном
процессе - на период выполнения необходимых работ. Ответственные за
нормирование лица несут персональную ответственность за правильное
(обоснованное) установление временных норм труда.
1.4.17. О введении временных или разовых норм труда трудовые
коллективы должны быть извещены до начала выполнения работ.

2. Организация разработки и внедрения местных норм труда

2.1. В случае, когда организационно-технические условия учреждения
позволяют устанавливать нормы более прогрессивные, чем соответствующие
межотраслевые или отраслевые, либо при отсутствии их, разрабатываются
местные нормы труда. Разработка местных норм труда в учреждении основано на
инициативе работодателя или ______________________________________________.
наименование представительного органа
работников
2.2. Основным видом нормативных материалов по нормированию труда в
учреждении являются технически обоснованные нормы труда.
2.3. Обоснованными являются нормы, установленные аналитическим методом
с учетом факторов, влияющих на нормативную величину затрат труда.
2.4. Факторы, влияющие на нормативную величину затрат труда, в
зависимости от характера и направленности воздействия подразделяются на
технические, организационные, психофизиологические, социальные и
экономические.
2.2.1. Технические факторы определяются характеристиками материально
вещественных элементов труда: предметов труда; средств труда.
2.4.2. Организационные факторы определяются формами разделения и
кооперации труда, организацией рабочего места и его обслуживанием, методами
и приемами выполнения работ, режимами труда и отдыха.
2.4.3. Технические и организационные факторы предопределяют
организационно-технические условия выполнения работ.
2.4.4. Экономические факторы определяют влияние разрабатываемых норм
на производительность труда, качество оказываемых услуг.
2.4.5. Психофизиологические факторы определяются характеристиками
исполнителя работ: пол, возраст, некоторые антропометрические данные (рост,
длина ног, сила, ловкость, выносливость и т.д.), а также некоторыми
характеристиками производства (параметры зоны обзора и зоны досягаемости,
рабочая поза, загруженность зрения, темп работы и т.д.). Учет
психофизиологических факторов необходим для выбора оптимального варианта
трудового процесса, протекающего в благоприятных условиях с нормальной
интенсивностью труда и рационального режима труда и отдыха в целях
сохранения здоровья работающих, их высокой работоспособности и
жизнедеятельности.
2.4.6. Социальные факторы, как и психофизиологические факторы,
определяются характеристиками исполнителя работ, его культурно-техническим
уровнем, опытом, стажем работы и др. К социальным факторам относятся и
некоторые характеристики организации производства и труда - это
содержательность и привлекательность труда и т.д.
2.5. Выявление и учет всех факторов, влияющих на величину затрат
труда, осуществляется в процессе разработки норм и нормативных материалов
для нормирования труда.
2.6. Учет факторов проводится в следующей последовательности:
- выявляются факторы, влияющие на нормативную величину затрат труда,
обусловленных конкретным видом экономической деятельности;
- определяются возможные значения факторов при выполнении данной
работы;
- определяются ограничения, предъявляющие определенные требования к
трудовому процессу, в результате чего устанавливаются его допустимые
варианты;
- выбираются сочетания факторов, при которых достигаются эффективные
результаты работы в наиболее благоприятных условиях для их исполнителей
(проектирование рационального трудового процесса).
Указанные процедуры проводятся на этапе предварительного изучения
организационно-технических и других условий выполнения работ. Часть
факторов, зависящих от исполнителей работ, учитывается на этапе выбора
персонала для наблюдения при аналитически-исследовательском методе
установления норм и нормативов.
2.7. При установлении нормы затрат труда используются методы:
- на основе детального анализа, осуществляемого в учреждении, и
проектирования оптимального трудового процесса (аналитический метод).
Аналитический метод определяет обоснованные нормы, внедрение которых
способствует повышению производительности труда и в целом эффективности
использования трудовых ресурсов;
- на основе статистических отчетов о выработке, затратах времени на
выполнение работы за предшествующий период, или экспертных оценок
(суммарный метод). Суммарный метод фиксирует фактические затраты труда и
применяется в исключительных случаях при нормировании аварийных или опытных
работ.
2.8. Нормы, разрабатываемые на основе аналитического метода, являются
обоснованными, а нормы, установленные суммарным методом, -
опытно-статистическими.
2.9. При разработке обоснованных норм труда используется один из
способов аналитического метода: аналитически-исследовательский или
аналитически-расчетный.
При аналитически-исследовательском способе нормирования необходимые
затраты рабочего времени по каждому элементу нормируемой операции
определяются на основе анализа данных, полученных в результате
непосредственного наблюдения за выполнением этой операции на рабочем месте,
на котором организация труда соответствует принятым условиям.
При аналитически-расчетном способе <1> затраты труда на нормируемую
работу определяются по нормативам труда на отдельные элементы,
разработанные ранее на основе исследований, или расчетом, исходя из
принятых режимов оптимальной работы технологического оборудования.
   --------------------------------

<1> Аналитически-расчетный способ является наиболее рациональным и
предпочтительным способом проектирования нормативных материалов, так как
является наиболее совершенным и экономически эффективным способом
нормирования.

2.10. Требования при разработке местных норм труда:
- нормативные материалы по нормированию труда должны быть разработаны
на основе методических рекомендаций, утвержденных для вида экономической
деятельности;
- нормативные материалы по нормированию труда должны быть обоснованы
исходя из их периода освоения;
- проведение апробации нормативных материалов в течение не менее 14
календарных дней;
- при формировании результатов по нормированию труда должно быть
учтено мнение ____________________________________________________________.
наименование представительного органа работников.
2.11. Местные нормы труда утверждаются приказом учреждения.
2.12. Порядок согласования местных норм труда с
__________________________________________________________________________:
наименование представительного органа работников
Разработанные проекты местных норм труда направляются для учета мнения
в ____________________________ (наименование представительного органа
работников) ________________________ (наименование представительного органа
работников) в течение ___ рабочих дней со дня получения проекта местных
норм труда рассматривает его и принимает мотивированное решение о
согласовании (несогласовании) проектов местных норм труда и направляет его
в учреждение.
Учреждение имеет право утвердить местные нормы труда без положительной
оценки представительного органа работников.
2.13. В случае отрицательной оценки местных норм труда, которые
утверждены работодателем, представительный орган работников вправе
обжаловать их в судебном порядке.
2.14. Работодатель и ______________________ (наименование
представительного органа работников) должны:
разъяснить работникам основания замены или пересмотра местных норм
труда и условия, при которых они должны применяться;
постоянно поддерживать и развивать инициативу работников по пересмотру
действующих и внедрению новых, более прогрессивных местных норм труда.
2.13. Об установлении, замене и пересмотре местных норм труда
работники должны быть извещены не позднее, чем за два месяца, в порядке,
установленном трудовым законодательством. Об установлении временных и
разовых местных норм работники должны быть извещены до начала выполнения
работ.

3. Порядок организации замены и пересмотра
местных норм труда

3.1. Пересмотр местных норм труда в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке,
установленном настоящим Положением для их разработки и утверждения.
3.2. Установление, замена и пересмотр норм труда осуществляются на
основании приказа учреждения с учетом мнения
_______________________________________________________.
наименование представительного органа работников.
3.3. Не реже чем раз в два года _______________________________________
(наименование структурного подразделения (службы) в организации, на которое
возложены функции по организации и нормированию труда, или должность
работника (работников), на которого возложены указанные функции)
проводится проверка и анализ действующих местных норм труда на их
соответствие уровню техники, технологии, организации труда в учреждении.
3.4. Устаревшие и ошибочно установленные нормы подлежат пересмотру.
Пересмотр устаревших норм осуществляется в сроки, устанавливаемые
руководством учреждения.
3.5. Пересмотр местных норм труда в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, осуществляется через каждые 5 лет с
даты утверждения.

4. Меры, направленные на соблюдение
установленных местных норм труда

4.1. Порядок проверки нормативных материалов для нормирования труда на
соответствие достигнутому уровню техники, технологии, организации труда.
4.2. Оценка уровня действующих нормативов по труду проводится путем
анализа норм, рассчитанных по этим нормативам, с проведением выборочных
исследований и изучения динамики выполнения показателей норм выработки.
4.3. При осуществлении проверки нормативных материалов по нормированию
труда в учреждении в порядке, установленном регламентом о проведении
проверки местных норм труда, утвержденном приказом учреждения, выполняются
следующие работы:
- анализ выполнения норм труда (выработки) установленных в учреждении
(проводится ежегодно), при перевыполнении или невыполнении норм труда на
15% и более проводится проверка показателей нормативов и норм труда;
- проведение выборочных исследований, обработки результатов;
- проведение расчета норм и нормативов по выборочным исследованиям;
- внесение изменений и корректировок по результатам расчета;
- утверждение нормативных материалов с изменениями и извещение
работников согласно законодательству Российской Федерации.

___________________________________________________________

РАЗРАБОТАН ИСПОЛНИТЕЛИ:
________________________________ ____________________________________
(наименование подразделения или (ФИО лиц, ответственных за разработку
организации разработчика) в учреждении)

ВЗАМЕН:
___________________________________________________________________________

Приказ № ____ от "__" _________ 201__ г. (Об утверждении старого
положения, если отсутствует, указывается, что вводится впервые).





Приложение № 2
к Положению
о системе нормирования труда в
__________________________
(наименование учреждения)

МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМЫ ЧИСЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ТИПОВОЙ НОРМЫ
ВРЕМЕНИ, ТИПОВОЙ НОРМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И НОРМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ
НА ОСНОВЕ ТИПОВОЙ НОРМЫ ВРЕМЕНИ

1. Методика определения нормы численности на основе типовых норм времени
Норма численности на основе типовых норм времени определяется по формуле:

Нч = (То / Фп) x Кн, где: (1)

Нч - норма численности работников определенной квалификации, необходимых для выполнения работ, по которым определены нормы времени;
Фп - плановый нормативный фонд рабочего времени одного работника за год. Определяется по производственному календарю на текущий год. При этом фонд рабочего времени по производственному календарю уменьшается с учетом установленной продолжительности оплачиваемых отпусков работника (как основного, так и дополнительного) и сокращенной продолжительности рабочего времени по отдельным должностям служащих (профессиям рабочих), а также в зависимости от условий труда;
Кн - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время неоплачиваемого отпуска, болезни и т.п., определяемый по формуле:

Кн = 1 + Вр / (Фсум x Чср), где: (2)

Вр - суммарное время, не отработанное из-за невыходов работников учреждения за расчетный период времени;
Фсум - нормативный фонд рабочего времени одного работника за расчетный период времени;
Чср - среднесписочная численность всех работников учреждения (включая работников, занимающих должности служащих, для которых в ходе данного расчета актуализируются нормы численности) за расчетный период времени (расчетный период рекомендуется выбирать не менее двух лет, предшествующих месяцу проведения расчета);
То - общие затраты времени за год на объем работ, выполняемых работниками, (часы) определяются по формуле:



Тр - затраты времени на соответствующий вид работ, по которым определены нормы времени;
суммируются значения по всем видам выполняемых работ;
Кр - коэффициент, учитывающий трудозатраты на работы, носящие разовый характер, по которым не определены нормы времени.
Затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ рассчитываются по формуле:



Нв - типовая норма времени на работу i-того вида, часы;
Оi - объем работы i-го вида, выполняемый в течение года.
2. Методика определения нормы численности на основе типовых норм обслуживания
Определяется расчетная норма времени на обслуживание одной единицы оборудования, одного рабочего места, одного обслуживаемого гражданина и т.п. по формуле:

Нрн = Твр / Ноб, где: (5)

Нрн - расчетная норма времени на обслуживание одной единицы оборудования, одного рабочего места, одного обслуживаемого гражданина и т.п.;
Ноб - типовая норма обслуживания;
Твр - единица рабочего времени, для которого была рассчитана норма обслуживания, часы.
Норма численности на основе расчетных норм времени определяется по формуле:

Нч = (То / Фп) x Кн, где: (6)

Нч - норма численности работников определенной квалификации, необходимых для выполнения работ, по которым определены нормы обслуживания;
Фп - плановый нормативный фонд рабочего времени одного работника за год. Определяется по производственному календарю на текущий год. При этом фонд рабочего времени по производственному календарю уменьшается с учетом установленной продолжительности оплачиваемых отпусков работника (как основного, так и дополнительного) и сокращенной продолжительности рабочего времени по отдельным должностям служащих (профессиям рабочих), а также в зависимости от условий труда;
Кн - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время неоплачиваемого отпуска, болезни и т.п., определяемый по формуле:

Кн = 1 + Вр / (Фсум x Чср), где: (7)

Вр - суммарное время, не отработанное из-за невыходов работников учреждения за расчетный период времени;
Фсум - нормативный фонд рабочего времени одного работника за расчетный период времени;
Чср - среднесписочная численность всех работников учреждения (включая работников, занимающих должности служащих, для которых в ходе данного расчета актуализируются нормы численности) за расчетный период времени (расчетный период рекомендуется выбирать не менее двух лет, предшествующих месяцу проведения расчета);
То - общие затраты времени за год на объем работ, выполняемых работниками (часы), определяются по формуле:



Тр - затраты времени на соответствующий вид работ, по которым определены расчетные нормы времени;
суммируются значения по всем видам выполняемых работ;
Кр - коэффициент, учитывающий трудозатраты на работы, носящие разовый характер, по которым не определены нормы времени.
Затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ рассчитываются по формуле:



Нрн - расчетная норма времени на обслуживание одной единицы оборудования, одного рабочего места, одного обслуживаемого гражданина и т.п., часы;
Оi - объем работы i-го вида, выполняемый в течение года.
3. Методика определения нормы обслуживания на основе типовых норм времени
Норма обслуживания на основе типовых норм времени определяется по формуле:

Нобр = Фрв / Нв, где: (10)

Нобр - норма обслуживания;
Фрв - фонд рабочего времени за период, для которого определяется норма обслуживания (смена, неделя, месяц и др.);
Нв - типовая норма времени, часы.


------------------------------------------------------------------