Приказ Министерства образования РК от 09.04.2014 N 107 "Об утверждении Порядка формирования республиканских предметных комиссий по проверке экзаменационных работ обучающихся и выпускников прошлых лет по соответствующим учебным предметам образовательных программ среднего общего образования в 2014 году"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ПРИКАЗ
от 9 апреля 2014 г. № 107
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКИХ
ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЙ ПО ПРОВЕРКЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ
ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВЫПУСКНИКОВ ПРОШЛЫХ ЛЕТ (В ТОМ ЧИСЛЕ
УСТНЫХ ОТВЕТОВ) ПО СООТВЕТСТВУЮЩИМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В 2014 ГОДУ
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 № 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования", Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2014 г., регистрационный № 31205), в целях определения процедуры формирования республиканских предметных комиссий по проверке экзаменационных работ обучающихся и выпускников прошлых лет (в том числе устных ответов) по соответствующим учебным предметам образовательных программ среднего общего образования, проведения квалификационного испытания, присвоения статусов экспертам в 2014 году приказываю:
1. Утвердить Порядок формирования республиканских предметных комиссий по проверке экзаменационных работ обучающихся и выпускников прошлых лет (в том числе устных ответов) по соответствующим учебным предметам образовательных программ среднего общего образования в 2014 году (Приложение).
2. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Министр,
председатель ГЭК РК
В.ШАРКОВ
Утвержден
Приказом
Министерства образования
Республики Коми
от 9 апреля 2014 г. № 107
(приложение)
ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЙ
ПО ПРОВЕРКЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ И УСТНЫХ ОТВЕТОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВЫПУСКНИКОВ ПРОШЛЫХ ЛЕТ ПО СООТВЕТСТВУЮЩИМ
УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок формирования республиканских предметных комиссий по проверке экзаменационных работ и устных ответов обучающихся и выпускников прошлых лет по соответствующим учебным предметам образовательных программ среднего общего образования (далее - РПК) разработан в соответствии с нормативно-правовыми документами, инструктивно-методическим материалами, регламентирующими проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации";
- постановлением Правительства РФ от 31.08.2013 № 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
- Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2014 г., регистрационный № 31205);
- методическими материалами по формированию и организации работы предметных комиссий Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) от 11.03.2014 № 02-97.
1.2. Настоящим Порядком определяется процедура формирования РПК, включающая порядок подготовки экспертов, проведения квалификационного испытания, присвоения статусов экспертам, а также анализа работы РПК в Республике Коми за предыдущий год.
1.3. Сроки проведения каждого из мероприятий по подготовке экспертов и формированию РПК устанавливаются на региональном уровне в рамках требований к срокам, определенным на федеральном уровне.
1.4. Формат проведения квалификационного испытания для лиц, претендующих на присвоение статусов экспертов, определяется Министерством образования Республики Коми (далее - МО РК).
1.5. Квалификационное испытание для присвоения статусов экспертам РПК проводится ежегодно.
1.6. Проведение аттестации лиц, претендующих на присвоение статусов экспертов РПК, осуществляется аттестационной комиссией в составе представителей МО РК, Управления по надзору и контролю в сфере образования МО РК, государственного автономного учреждения Республики Коми "Республиканский информационный центр оценки качества образования" (далее - ГАУ РК "РИЦОКО"), председателей РПК.
1.7. Председатели РПК представляют в Государственную экзаменационную комиссию Республики Коми для организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГЭК РК) предложения по составу РПК и по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
1.8. Персональные составы РПК утверждаются МО РК на основании представления председателя ГЭК РК, исходя из прогнозируемого количества участников экзаменов, сдающих экзамен по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом установленных сроков и нормативов проверки экзаменационных работ.
2. Квалификационные требования для присвоения статусов
экспертам республиканских предметных комиссий
2.1. Для присвоения лицам, претендующим на присвоение статусов экспертов РПК, устанавливается соответствие их квалификации:
- требованиям к экспертам, определенным Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - Порядок проведения ГИА);
- требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ЕГЭ;
- требованиям к результатам квалификационного испытания;
- требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.
Примечание. Требования к экспертам, определенные Порядком проведения ГИА, и требования к опыту оценивания экзаменационных работ участников ЕГЭ представлены в п. 2.2 настоящего Порядка.
2.2. Квалификационные требования:
Общие квалификационные требования
Эксперты
Лица, отвечающие следующим требованиям:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах; наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором <1>
Дополнительные квалификационные требования
Ведущий эксперт
Лица, отвечающие следующим требованиям:
- наличие опыта организационной работы в ПК или ГЭК (отсутствие такого опыта допускается в случае состава ПК менее 10 человек);
- наличие опыта руководства подготовкой и/или подготовка экспертов на региональном уровне;
- участие в межрегиональных перекрестных проверках;
- участие в рассмотрении апелляций по предмету;
- участие в проверке и перепроверке развернутых ответов участников ЕГЭ в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта;
- наличие опыта оценивания развернутых ответов участников ЕГЭ (не менее 3-х лет)
Старший эксперт
Лица, отвечающие следующим требованиям:
- участие в проверке и перепроверке развернутых ответов участников ЕГЭ в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта;
- участие в межрегиональных перекрестных проверках;
- участие в рассмотрении апелляций по предмету;
- наличие опыта оценивания развернутых ответов участников ЕГЭ (не менее 2 лет)
Основной эксперт
Лица, отвечающие следующим требованиям:
- участие в первой или второй проверке выполнения заданий с развернутым ответом участников ЕГЭ в составе ПК
--------------------------------
<1> Часть 14 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4036).
3. Порядок допуска лиц, претендующих на присвоение статусов
экспертов РПК, к прохождению квалификационного испытания
3.1. Обучение лиц, претендующих на присвоение статусов экспертов РПК, организуется в соответствии с республиканской программой "Подготовка экспертов республиканских предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2014 года" (далее - Программа).
3.2. Программа направлена на формирование и развитие профессиональной компетентности экспертов РПК и включает в себя:
- как теоретическое обучение, так и практическую работу, обеспечивающую идентичность тренировочных занятий реальной процедуре проверки экзаменационных работ;
- выполнение тестовых заданий;
- самостоятельную работу в Интернет-системе дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ", включающую знакомство с критериями оценивания, прохождение различных тренингов по оцениванию ответов учащихся, сравнение с эталонными оценками, подготовку к проведению зачетных заданий.
3.3. Результаты обучения лиц, претендующих на включение в состав РПК, по каждому учебному предмету вносятся в сводную таблицу по допуску лиц, претендующих на присвоение статусов экспертов РПК, к прохождению квалификационного испытания в программном комплексе "Эксперт ЕГЭ", по итогам анализа которой аттестационная комиссия принимает решение о допуске к квалификационному испытанию (Приложение 1).
Примечание. Лица, не прошедшие обучение по Программе, к квалификационному испытанию не допускаются.
3.4. Информационно-технологическое обеспечение процедуры допуска к квалификационному испытанию осуществляет ГАУ РК "РИЦОКО".
4. Проведение квалификационного испытания
4.1. Квалификационное испытание проводится в Интернет-системе дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" и включает в себя сдачу итогового зачета.
4.2. Организационно-технологическое сопровождение квалификационного испытания лиц, претендующих на присвоение статусов экспертов РПК, осуществляет ГАУ РК "РИЦОКО".
4.3. Результаты квалификационного испытания лиц, претендующих на включение в состав РПК, по каждому учебному предмету вносятся в сводную таблицу (Приложение 2).
Примечание. В сводную таблицу по результатам квалификационного испытания лиц, претендующих на присвоение статусов экспертов РПК (Приложение 2), вносятся также сведения об опыте работы в РПК, результатах проверки предыдущего года, результатах апелляции.
4.4. Для присвоения экспертам каждого из статусов используются значения показателей согласованности оценивания, определенные МО РК (Приложение 3).
4.5. Лица, не подтвердившие квалификацию и не прошедшие квалификационное испытание в текущем году, в состав РПК не включаются.
5. Порядок проведения процедуры присвоения
экспертам статусов
5.1. Статусы экспертов в отношении лиц, соответствующих установленным квалификационным требованиям, присваиваются решением аттестационной комиссии.
Комиссия принимает одно из следующих решений:
- о присвоении статусов экспертам (старший, основной);
- об отказе в присвоении статусов экспертам.
5.2. Общее руководство комиссией и персональную ответственность за состояние ее работы несет председатель комиссии.
Во время отсутствия председателя комиссии его полномочия выполняет заместитель председателя комиссии.
5.3. Решение комиссии по аттестации лиц, претендующих на присвоение статусов экспертов РПК, оформляется протоколом, который ведет секретарь аттестационной комиссии (Приложение 4).
К протоколу заседания комиссии прикладываются следующие сводные таблицы:
- по допуску лиц, претендующих на присвоение статусов экспертов РПК, к прохождению квалификационного испытания в программном комплексе "Эксперт ЕГЭ" (Приложение 1);
- по результатам квалификационного испытания лиц, претендующих на присвоение статусов экспертов РПК (Приложение 2).
5.4. Председатель, заместитель председателя и члены комиссии несут персональную ответственность за правомерность и своевременность принятых ими решений в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, настоящим Порядком.
Примечание. В соответствии с п. 4 ст. 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований по работе с конфиденциальной информацией и за злоупотребление служебным положением члены аттестационной комиссии могут быть привлечены к административной ответственности.
5.5. По результатам аттестации экспертам РПК выдается свидетельство установленного образца.
5.6. Информация о результатах квалификационного испытания и присвоенном экспертам статусе вносится в региональную информационную систему.
5.7. Срок действия свидетельства составляет один год.
5.8. Учет выданных свидетельств осуществляется отделом оценки качества образования ГАУ РК "РИЦОКО".
Приложение 1
Сводная таблица
по допуску лиц, претендующих на присвоение статусов
экспертов РПК, к прохождению квалификационного испытания
в программном комплексе "Эксперт ЕГЭ"
_________________________________________
(наименование учебного предмета)
№ п/п
Ф.И.О.
Должность, образовательная организация
Муниципальное образование
Квалификационная категория, ученая степень
Обучение по программе подготовки экспертов РПК 2014 года (да, нет)
Первичный балл по итогам выполнения тестовых заданий ЕГЭ
Статистика работы с программным комплексом "Эксперт ЕГЭ"
Наличие допуска к квалификационному испытанию в программном комплексе "Эксперт ЕГЭ"
Приложение 2
Сводная таблица
по результатам квалификационного испытания лиц,
претендующих на присвоение статусов экспертов РПК
_________________________________________
(наименование учебного предмета)
№ п/п
Ф.И.О. эксперта
Должность, образовательная организация
Муниципальное образование
Уровень образования
Квалификационная категория, ученая степень
Опыт работы в ОО (не менее 3 лет)
Опыт работы в РПК
Результаты проверки в 2013 г. (% работ, отправленных на III проверку)
Результаты апелляции 2013 г.
Результаты квалификационного испытания
Решение аттестационной комиссии о присвоении статуса
Кол-во работ, отправленных на апелляцию
из них
С повышением
С понижением
Отклонены
Показатели согласованности оценивания
Рекомендуемый статус <*>
--------------------------------
<*> Рекомендуемый статус: В - высший; С - старший; О - основной.
Приложение 3
ПОКАЗАТЕЛИ
СОГЛАСОВАННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ПРИСВОЕНИЯ
СТАТУСОВ ЭКСПЕРТАМ
Показатель: Критерии оценивания результатов по апелляции.
Значения показателя для присвоения статусов экспертам
Максимальное значение показателя
Ведущий эксперт
Старший эксперт
Основной эксперт
Не более 1 работы с изменением баллов (повышением или понижением баллов)
ИЛИ
Работы без изменения баллов (апелляции отклонены)
Не более 2 работ с изменением баллов (повышением или понижением баллов)
ИЛИ
Работы без изменения баллов (апелляции отклонены)
От 3 работ с изменением баллов (повышением или понижением баллов)
Показатель: Критерии оценивания результатов проверки в 2013 году (% работ, отправленных на третью проверку).
Значения показателя для присвоения статусов экспертам
Максимальное значение показателя
Ведущий эксперт
Старший эксперт
Основной эксперт
До 3%
От 4% до 10%
Более 10%
Показатель: Процент заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.
Значения показателя для присвоения статусов экспертам
Максимальное значение показателя
Ведущий эксперт
Старший эксперт
Основной эксперт
10%
15%
25%
Показатель: Процент заданий/критериев оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания.
Значения показателя для присвоения статусов экспертам
Максимальное значение показателя
Ведущий эксперт
0
Старший эксперт
0
Приложение 4
Министерство образования Республики Коми
Протокол № _____
заседания комиссии по проведению аттестации лиц,
претендующих на присвоение статусов экспертов РПК
от "___" ___________ 20__ года
Присутствовали члены комиссии:
Председатель -
Секретарь -
Повестка дня:
1.
2.
1. Слушали:
Выступили:
РЕШИЛИ:
2. Слушали:
Выступили:
РЕШИЛИ:
Председатель /_________/ /_____________________/
(подпись) (расшифровка подписи)
Секретарь /_________/ /_____________________/
(подпись) (расшифровка подписи)
------------------------------------------------------------------