Постановление администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 12.03.2014 N 3/795 "Об утверждении программы МО ГО "Сыктывкар" "Развитие туризма в МО ГО "Сыктывкар" на 2014 - 2020 годы"
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА "СЫКТЫВКАР"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2014 г. № 3/795
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ МО ГО "СЫКТЫВКАР" "РАЗВИТИЕ
ТУРИЗМА В МО ГО "СЫКТЫВКАР" НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
Руководствуясь статьей 3 Закона Республики Коми от 25.12.2012 № 116-РЗ "О некоторых вопросах в области туризма на территории Республики Коми", решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 08.07.2011 № 03/2011-61 "О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар" до 2025 года", администрация МО ГО "Сыктывкар" постановляет:
1. Утвердить программу МО ГО "Сыктывкар" "Развитие туризма в МО ГО "Сыктывкар" на 2014 - 2020 годы" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Отраслевым (функциональным) органам администрации МО ГО "Сыктывкар" при реализации муниципальных программ, утвержденных постановлениями администрации МО ГО "Сыктывкар", руководствоваться настоящим постановлением.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации МО ГО "Сыктывкар" Козлова В.В.
Глава администрации
И.ПОЗДЕЕВ
Приложение
к Постановлению
администрации МО ГО "Сыктывкар"
от 12 марта 2014 г. № 3/795
ПРОГРАММА
МО ГО "СЫКТЫВКАР" "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В МО ГО "СЫКТЫВКАР"
НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
Раздел I. ТЕКУЩИЙ УРОВЕНЬ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ТУРИЗМА В Г. СЫКТЫВКАРЕ
1.1. Основные тенденции развития мирового рынка туризма
Развитие городского туризма является одним из наиболее заметных трендов в глобальной туристической отрасли. Ключевые тенденции в городском туризме включают в себя несколько направлений:
1) Активное переформатирование городского пространства с целью повышения его удобства, информативности, привлекательности для разных групп туристов. Насыщение городского пространства разными смыслами, с обязательным акцентом на утилитарное удобство. Ключевыми параметрами этих пространств являются: использование новейших информационных и коммуникационных технологий; работа в режиме 24/7; оригинальный городской дизайн; пешеходная доступность. Наличие современной городской инфраструктуры (удобные дороги, продуманная система транспорта и т.п.) также является обязательным требованием успешного развития туризма в городах.
2) Активное развитие информационных технологий: акцент на предварительной подготовке туристов (они знакомятся с дистанцией еще до приезда и приезжают уже подготовленными).
3) Сокращение доли посредников на рынке, переключение на модель продаж через интернет от производителя турпродукта непосредственно конечному туристу. Также эта ситуация означает усиление конкуренции в каждом сегменте, т.к. "все начинают конкурировать со всеми" (Барселона с Эдинбургом, Эдинбург с Новгородом или Петербургом и т.п.).
4) Основная конкуренция осуществляется не внутри въездного туризма в целом, а в рамках того или иного сектора туризма (культурный, экологический, горный, "море и солнце" и т.п.). Всего эксперты выделяют более 60 секторов туризма в мире, каждый из них интересен и в каждом из них развертывается конкурентная борьба.
5) Рынок демонстрирует растущий спрос на экотуризм и этнотуризм, что открывает большие возможности для Республики Коми в целом и Сыктывкара в частности. Согласно разработанной Программе "Развития туризма в Республике Коми на 2013 - 2020 гг.", именно экотуризм и этнотуризм являются ключевыми направлениями развития туризма в регионе. Также нужно учитывать, что в целом туризм в регионе планируется развивать под брендом "Экореспублики".
6) Тренд индивидуализации туризма не является новым в масштабах мирового рынка, т.к. эксперты фиксируют его уже на протяжении как минимум десятилетия, однако учитывая отставание Сыктывкара как туристической дестинации, этот тренд можно назвать актуальным для города. Поездки все чаще планируются и бронируются индивидуально, в рамках индивидуальных, а не групповых туров, с минимальным использованием посредников. Для территории это означает необходимость организации возможности прямых продаж турпродукта, с прямым взаимодействием покупателя (туриста) и поставщика туруслуги.
1.2. Текущая ситуация: развитие туризма в Сыктывкаре
В России, в полном соответствии с мировыми тенденциями, реализуется целый ряд проектов, прямо или косвенно связанных с развитием городского туризма (комплексная реконструкция территории вокруг Кремля к 1150-летию Великого Новгорода, реконструкция набережной р. Великой в Пскове и др.). Объем посещений российских городов также растет, в том числе - количество посещений иностранными туристами.
Рисунок 1. Динамика посещения отдельных российских городов иностранными туристами
Рисунок не приводится.
Источник: данные мэрий
Республика Коми учитывает эту тенденцию при стратегировании своего развития. Приоритеты по развитию туризма зафиксированы в ряде программных документов Республики Коми и г. Сыктывкар:
- Программа развития туризма в Республике Коми на 2013 - 2015 гг. (2012 г.);
- Государственная программа Республики Коми "Развитие экономики" (до 2020 г.);
- Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар" до 2025 года (принята 08.07.2011 Советом МО ГО "Сыктывкар").
На сегодняшний день более 80% всего въездного потока в город представляют достаточно специфическую группу "деловых туристов"; тем не менее, именно деловые туристы представляют наибольший потенциал с точки зрения наращивания доходности въездной туриндустрии в Сыктывкаре. Если рассматривать географическую структуру турпотока, то она почти полностью представлена внешними по отношению к региону туристами (оценочно - примерно на 95%).
Анализ социально-экономических особенностей города позволяет сделать вывод о наличии предпосылок для развития туристических продуктов, ориентированных на внутреннего потребителя (т.е. население самого Сыктывкара или близлежащих районов и других городов Республики Коми), а также на деловых туристов.
Таблица 1
Характеристики
основных целевых аудиторий для развития рынка туризма
в Сыктывкаре
Целевая группа
Характеристика
Потребности применительно к туристическому рынку
Турпоток и его потенциал, чел. в год
Бизнес-туристы
"Командировочные" из московских и петербургских офисов компаний нефтегазового и лесопромышленного сектора. Большой поток, который на сегодняшний день проходит мимо туристического рынка в силу отсутствия предложения
Расслабиться после напряженных встреч в офисе/на производстве; пообщаться с коллегами или бизнес-партнерами в неформальной обстановке; привезти домой сувениры; узнать что-то необычное, что могло бы шокировать их; поучаствовать в необычном действе
50,000/50,000
"Средний класс" (жители Сыктывкара и Ухты)
Многочисленная обеспеченная аудитория с высокой платежеспособностью и привычкой к занятиям активными видами спорта (зимним и летним). Сейчас она реализует потребность в кратковременном отдыхе "выходного дня" за пределами Сыктывкара и даже Республики Коми, не находя в пределах своего города достойных вариантов времяпрепровождения
Провести выходные с семьей. Отдохнуть (сменить обстановку) с пользой для души и тела: не просто провести "выходные за городом", но позаниматься спортом, поплавать и т.п.
1,000/60,000
1.3. Проблемы, на решение которых направлена программа
Несмотря на наличие значительного потенциала развития, в туристической отрасли Сыктывкара имеется целый ряд проблем, включающих в себя следующие:
1) Несмотря на значительный потенциал развития, экономический вклад въездного туризма в экономику Сыктывкара на данный момент пока является минимальным даже с учетом мультипликативного эффекта. Основные расходы туристов связаны с оплатой размещения <1>.
2) Практически полностью отсутствует собственно туристический поток в город (при этом объемы въезда в город достаточно высоки благодаря командировочным посетителям - гостям предприятий).
3) Туристическая отрасль города ориентирована исключительно на выездной туризм.
4) В настоящее время предприниматели, работающие в сфере туризма, не чувствуют единого направления движения и поддержки со стороны органов власти.
Абсолютное большинство обозначенных выше проблем является следствием существенных дефицитов, связанных с развитием туристической отрасли в Сыктывкаре:
5) В Сыктывкаре отсутствует развитый "городской" туристический продукт. За исключением традиционных экскурсий, предлагаемых (с вариациями) как школьникам, так и гостям предприятий города, в Сыктывкаре практически отсутствуют иные предложения, ориентированные на внешних туристов.
6) В городе не проводятся мероприятия, являющиеся ядром предложения (аналогичные ПМЭФ в Санкт-Петербурге, Выставке дизайна в Милане и пр.); по количеству участников доминируют конгрессные мероприятия малого масштаба (< 250 участников). Все мероприятия, связанные с финно-угорской тематикой, были перенесены из Сыктывкара в Этнопарк (с. Ыб).
7) Имеют место существенные дефициты, связанные с "обслуживающими" туризм инфраструктурами; город не обладает значимыми ресурсами, которые могли бы представлять самостоятельную ценность для внешних российских или зарубежных туристов в условиях жесткой конкуренции на туристическом рынке:
а) Отмечается недостаточное разнообразие услуг <2> в гостиницах и иных средствах коллективного размещения при ценах, в среднем, превышающих цены по СЗФО <3>; кроме того, в пиковый для бизнес-активности сезон - осенью - наблюдаются сложности с расселением участников различных деловых мероприятий, конференций, встреч, организуемых в Сыктывкаре;
б) В городе наблюдается дефицит качественных спортивных объектов, работающих на горожан, что приводит к повышенной загрузке существующих спортивных объектов (прежде всего - плавательных бассейнов, лыжных трасс и катков во дворах) <4>;
в) В Сыктывкаре отсутствуют конгрессные площадки для принятия мероприятий международного класса (суммарное количество мест - 1445 на всех площадках, при этом предельная емкость самого крупного зала - 300 мест). При этом для региональных и общероссийских мероприятий существующая конгрессно-выставочная инфраструктура является достаточной;
8) Крайне слабо взаимодействие разных игроков рынка между собой (участники не ощущают общность интересов, пытаются самостоятельно развиваться каждый в своем сегменте, опираясь лишь на свои силы).
9) Отсутствует системная скоординированная политика со стороны органов региональной и муниципальной власти в отношении въездного туризма.
--------------------------------
<1> Средние расходы туриста в Сыктывкаре за двухдневную поездку можно оценить примерно в 8 000 рублей (т.е. 4 000 рублей в день), из которых три четверти расходуется на оплату размещения, а оставшиеся 25% - на питание. При этом значительная часть командированных останавливается не в гостиницах (официально зарегистрированных юридических лицах, платящих налоги), а в квартирах, сдающихся частными лицами и предлагающих тарифы примерно в 2 - 3 раза ниже гостиничных.
<2> Качество предложения в ведущих гостиницах Сыктывкара соответствуют заявленному уровню в 3 звезды и в целом не вызывает нареканий у посетителей. Однако при этом гости жалуются на недостаточное предложение дополнительных услуг и сервисов, предоставляемых в гостиницах.
<3> Самый дешевый номер в трехзвездочных гостиницах Сыктывкара, внесенных в международные системы бронирования, обойдется туристу минимум в 3500 руб. ("Югор"); средняя цена находится на уровне 4500 руб. Для сравнения: в Великом Новгороде на аналогичный период предлагается большой выбор отелей с ценой размещения 1500 - 2500 руб. за номер.
<4> При этом в период с 2000 по 2009 гг. общее число спортивных сооружений увеличилось более, чем в 2 раза, по уровню обеспеченности населения города спортивными сооружениями Сыктывкар входит в первую тройку среди городов - столиц регионов СЗФО.
Раздел II. ПРИОРИТЕТЫ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА,
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ДОСТИЖЕНИЯ
ЦЕЛИ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ОЖИДАЕМЫХ
КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ, СРОКОВ И
КОНТРОЛЬНЫХ ЭТАПОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. Цели и задачи программы
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар" до 2025 года, развитие туризма (наравне с целым рядом иных отраслей) может существенно способствовать диверсификации экономики города - как за счет роста оборотов уже существующих предприятий, так и за счет появления новых субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствующей сфере.
В подобных условиях и с учетом обозначенных выше дефицитов и проблем основной целью программы "Развитие туризма в МО ГО "Сыктывкар" на 2014 - 2020 годы" является обеспечение опережающей капитализации уже существующего въездного потока деловых туристов при параллельном разворачивании сектора туристических услуг, ориентированных на внутренний спрос. Кроме того, в долгосрочной перспективе, для успешной конкуренции на российском рынке городского туризма Сыктывкар должен, в первую очередь, заняться активным переформатированием городского пространства, в рамках выбранного одного или двух ключевых секторов, при этом система продаж туристического продукта должна быть ориентирована на прямое взаимодействие "турист - поставщик услуги".
Иными словами, целью Сыктывкара в области развития туризма является создание полноценного туристического кластера, реализованного в рамках единой концепции и локализованного на единой же территории.
Рисунок 2. Единое общественно-деловое пространство, предполагаемое к созданию в рамках целевого сценария
Рисунок не приводится.
Источник: Концепция развития туризма в г. Сыктывкар на 2013 - 2020 гг.
Задачи программы включают в себя следующие основные позиции:
- Согласование целей, задач и сроков реализации всех проектов, прямо или косвенно связанных с развитием туризма, для обеспечения максимального синергетического эффекта;
- Обеспечение специализированного развития одной из территорий (пешеходная улица) в логике туристического кластера (точки сосредоточения максимального количества объектов, привлекательных для туристов, в том числе - магазинов, предприятий общественного питания, объектов городской среды);
- Частичное нивелирование сезонности спроса на туристические и смежные услуги (за счет внедрения круглогодичных форматов туристических услуг);
- Создание узнаваемого облика Сыктывкара за счет концентрации инвестиционных ресурсов в рамках одной территории (возможность преобразования и резкого повышения качества данной территории);
- Обеспечение вовлечения бизнес-сообщества (МСБ) и городского сообщества Сыктывкара в реализацию проектов развития туристической отрасли, в первую очередь - комплексных проектов развития городской среды.
Предлагаемые к реализации в рамках программы проекты должны ликвидировать все существенные дефициты, препятствующие капитализации уже существующего туристического потока в Сыктывкаре, а также способствовать интенсификации развития туристической отрасли в городе, прежде всего - по направлениям делового, семейного и городского туризма.
Таблица 2
Ориентация
проектов программы на ликвидацию дефицитов
туристической отрасли
Дефициты/Проекты
Арт-площадки
Общественно-торговые зоны
Бренд города
Маршруты и экскурсии
Городские парки
Парма-фест
Экоусадьба
ТИЦ
Достопримечательности
Аквапарк, гостиницы, рестораны
Отсутствие "сильных" ист. и археолог. объектов
x
x
x
Низкий уровень затрат туристов
x
x
x
x
x
Отсутствие турпродукта в сегменте городского туризма
x
x
x
x
x
x
x
Низкая осведомленность
x
xx
x
x
Отсутствие предложения "выходного дня"
x
x
x
x
x
x
xxx
Нехватка активных игроков
x
x
x
x
x
x
Раздел III. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
Основные мероприятия программы
Краткое описание мероприятий программы
Направление "Развитие инфраструктуры делового туризма"
Развитие современных общественно-торговых пространств на ул. Коммунистическая
Создание современных насыщенных общественно-торговых пространств - торговой улицы и общественно-торговой зоны.
Улица Коммунистическая в перспективе становится основной осью развития инфраструктуры городского туризма в Сыктывкаре. В рамках проекта предлагается превращение ее в современное общественно-торговое пространство, насыщенное объектами для туризма, в том числе:
- Создание единой концепции развития улицы и прилегающих территорий, включая дворовые пространства и примыкающие улицы
- Разработка единого дизайн-кода для витрин, малых архитектурных форм, цветовых и архитектурных решений зданий
- Разработка и реализация работ по благоустройству, в том числе озеленение, системы уличного освещения и подсветки зданий, расширение пешеходной части улицы
- Создание локальных пешеходных зон и общественных пространств на прилегающих территориях
Срок реализации 2015 - 2020 гг. Источники финансирования в части подготовки площадок и благоустройства - город Сыктывкар, в части реализации проектов торговых объектов, общественного питания и т.п. - частные инвесторы. Возможна реализация проекта этапами, с использованием механизмов ГЧП
Развитие современных общественно-торговых пространств в зоне вокруг аэропорта г. Сыктывкар
Зона, прилегающая к аэропорту г. Сыктывкар, превращается в одно из ядер туристического кластера в пространстве города. В рамках проекта предполагается расчистка и подготовка помещений под аренду и земельных участков под редевелопмент, разработка линейки девелоперских проектов, поиск инвесторов.
Наполнение: ТРЦ, объекты общественного питания, выставочные объекты, бизнес-центры, гостиница
Также предполагается провести работы по обустройству городской среды: создание пешеходной зоны, малые формы, обустройство парковой зоны у аэропорта.
Срок реализации 2014 - 2018 гг. Источники финансирования в части подготовки площадок и благоустройства - город Сыктывкар, в части реализации проектов торговых объектов, общественного питания и т.п. - частные инвесторы
Уличная фермерская ярмарка
Создание современного уличного общественно-торгового пространства по европейскому образцу - регулярной уличной ярмарки. Проект создает в городе пространство для фермерской торговли - основу гастрономического туризма
Формат: "уличная ярмарка выходного дня". Проект со временем может перерасти в регулярную фермерскую ярмарку.
Локализация: пространства рядом со стадионом или рядом с городским бассейном
Требования: электричество, обеспечение туалетами, возможность аренды холодильного и складского оборудования рядом с местом локализации. Возможно расположение на пешеходной улице.
Наполнение: местные продукты и сувениры. Торговля одеждой и ширпотребом должна быть по возможности ограничена.
Эффекты: наполнение торговой улицы, капитализация туризма, развитие местного фермерства, развитие местной гастрономии, развитие местной сувенирной продукции
Реализация 2014 - 2020 гг., ежегодно. Стоимость проекта - 3 млн рублей в год
Создание городских достопримечательностей
Содержание - линейка мероприятий, направленных на повышение визуальной и культурной привлекательности города Сыктывкар. Включает в себя следующие подпроекты:
- Разработка градостроительной схемы регулирования цветового климата и дизайн-кода для вывесок в зоне единых общественно-торговых пространств.
- Размещение на основных достопримечательностях QR-кодов, создание соответствующего информационного обеспечения
- Линейка декоративных бордюров в стилистике коми культуры (принты) для украшения фасадов типовых блочных домов, технических сооружений, бетонных ограждений
- Конкурс проектов скульптур среди архитекторов и скульпторов России и зарубежных стран, поддержанный крупнейшими компаниями города. Проекты победителей будут установлены в ключевых точках города, включая парки
- Разработка и размещение линейки объектов малых архитектурных форм внутри единого общественно-торгового пространства (скамейки, ограды, фонари и т.д.)
- Создание 5 видовых точек, которые будут служить для обзора города, с учетом его ландшафтных особенностей. В их число могут входить указатель "Край цивилизации" на Красной горке, обзорная площадка на Водонапорной башне, площадки на многоэтажных зданиях и т.д.
Срок реализации 2013 - 2019 гг. Общий объем затрат по данному проекту - 5 млн рублей в год
Источники финансирования: целевые программы, гранты, федеральные, региональные, локальные спонсоры и партнеры. Часть подпроектов может быть реализована за счет бюджета по развитию туризма в г. Сыктывкар
Подготовка и реализация подпроектов по созданию в Сыктывкаре площадок для современного искусства, современных торгово-выставочных зон на базе заброшенных или слабо используемых в настоящее время промышленных, инфраструктурных и культурных объектов
Создание постоянно действующей общественно-выставочной площадки для городских сообществ. Наполнение площадки:
- Постоянно действующая экспозиция современного искусства.
- Проведение регулярных форумов городских сообществ, открытых лекций.
- Интеллектуальный киноклуб.
- Арт-кафе
Использование существующего здания городского аэропорта как постоянно действующей общественно-выставочной площадки. Наполнение площадки:
- Использование помещения действующего аэропорта в качестве выставочного зала
- Внесение изменений во внешний и внутренний облик аэропорта с использованием национальных мотивов (принты на стеновых и потолочных панелях)
- Площадка для экспозиций работ современных художников
Срок реализации - 2014 - 2020 гг.
Стоимость проектов: Выставочная площадка 10 млн руб. стартово, затем 1 млн в год, Аэропорт 3 млн. руб. стартово, затем 1 млн. рублей в год
Источники финансирования: целевые программы, гранты, федеральные, региональные, локальные спонсоры и партнеры. Наполнение площадок может быть реализовано за счет привлечения городских сообществ г. Сыктывкар. Вклад Администрации города в реализацию проектов заключается в софинансировании проектов реконструкции в рамках ГЧП, а также административной поддержке (разрешение на перепрофилирование, льготный режим эксплуатации зданий)
Строительство современных гостиниц и других средств размещения
Строительство современной гостиницы 3 звезды в Сыктывкаре на 200 - 250 мест со средней стоимостью двухместного номера 2,000 - 2,500 руб. Частью проекта гостиницы может быть современный СПА-центр с использованием национальных мотивов, а также современный аквапарк
Создание сети мини-отелей в центральной части Сыктывкара: 5 - 10 объектов, объединенных единой концепцией и едиными параметрами предоставляемых услуг.
Создание 2 - 3 недорогих хостелов (300 - 500 р. за ночь) для поддержки городского молодежного туризма.
После создания ядра объектов, в рамках рыночной логики в городе произойдет запуск линейки аналогичных проектов.
Реализация:
- Расположение гостиницы: территория у аэропорта Сыктывкара (якорный объект для формируемой общественно-торговой зоны). Мини-отели и хостелы могут быть локализованы по всему городу.
- Проекты реализуются частными инвесторами при поддержке Администрации и Корпорации по развитию туризма РК. Государственного финансирования не требует, за исключением подготовки земельного участка. Возможно партнерство с существующими сетями отелей.
- Реализация 2014 - 2017 гг.
Ресторан коми кухни
Формат - современный ресторан в коми стилистике, специализирующийся на современном прочтении коми кухни.
Прототип: рестораны "Карельская горница" (Петрозаводск), "КоКоКо" (Санкт-Петербург), сеть ресторанов "Экспедиция"
Площадь зала 200 - 500 кв.м.
Размещение - в формируемой общественно-торговой зоне около аэропорта. Якорный объект для общественно-торговой зоны.
Прямые эффекты: капитализация делового туризма, развитие гастрономической культуры, качественное развитие потребительского рынка
Косвенные эффекты: стимулирование развития местного фермерства, развитие коми кухни в современном формате
Проект реализуется частными инвесторами при поддержке Администрации и Корпорации по развитию туризма РК. Возможно партнерство с существующими успешными проектами и франшизами.
Реализация 2014 - 2015 г.
Направление "Развитие инфраструктуры семейного туризма"
Создание современного форматного объекта для семейного отдыха вблизи города
Проект направлен на создание вблизи Сыктывкара современного объекта для семейного отдыха горожан.
Формат объекта - экоусадьба (пригородный малоэтажный комплекс, включающий в себя объекты гостиничные, выставочные и развлекательные объекты разных типов). Со временем, комплекс может использоваться для задач конгрессного туризма.
Расположение - Красная гора. Наполнение проекта: гостевые дома, гостиничный комплекс, дом творчества, СПА-комплекс в коми стилистике, обсерватория, контактный зоопарк
Срок реализации - 2014 - 2020 гг., в несколько этапов. Проект реализуют частные инвесторы. Организационно-правовая форма работы - Союз Предпринимателей. Стоимость проекта составляет порядка 100 млн рублей на всем горизонте реализации. Источник финансирования - частные инвестиции, заемные средства
Проведение ежегодного фестиваля "Люди леса"
Описание: проведение регионального фестиваля современной и традиционной культуры
Проект рассчитан на 3 года: 2014 - Фестиваль городских сообществ, 2015 - Фестиваль этнокультур, 2016 - Фестиваль архитектуры и дизайна
Место и время проведения: Сыктывкар, Республика Коми, лето 2014
Формат фестиваля
- Подготовительный этап - серия микро-событий с локальными задачами (выбор и подготовка площадок к фестивалю, создание и консолидация существующих городских сообществ, формирование среды, и контента для программы фестиваля через конкурсы на местах). Все события направлены на проработку внутренних задач и продвигаются только на территории Сыктывкара и Коми (наполнение города новыми технологиями, идеями, новыми лидерами)
- Основной фестиваль - разные площадки города отдаются городским сообществам, ресторанам, кафе, творческим коллективам города и приглашенным командам. Каждая площадка может быть ориентирована на свою целевую аудиторию. Программа каждой площадки включает в себя развлекательные, интерактивные и гастрономические элементы. Горожане и гости фестиваля могут свободно перемещаться между площадками (пешком, вело) и принимать участие в разнообразных событиях. Продолжительность - 2 дня.
- Бюджет Фестиваля-2014: 10 млн. рублей
- Организатор - Корпорация развития туризма РК.
- Источники финансирования: целевые программы, гранты, взносы участников, федеральные, региональные, локальные спонсоры и партнеры
Центры детского досуга
Создание центров детского досуга. Это современный формат городского семейного времяпрепровождения, распространенный в других городах России
Наполнение: современная детская площадка, "лабиринт", игровые комнаты, анимация, кафе
Работает на решение задачи повышения привлекательности Сыктывкара как места для семейного туризма выходного дня.
2 - 3 центра по городу, 150 - 300 кв.м каждый
Возможно использование в качестве основы концепции мультфильма "Маша и медведь" по согласованию с правообладателем.
Проект реализуется частными инвесторами при поддержке Администрации. Источник инвестиций - частные и заемные средства.
Срок реализации 2014 - 2015
Строительство современного аквапарка
Создание современного аквапарка как части рекреационной и туристической инфраструктуры города, нацеленной на семейный отдых.
Аквапарк решает задачи сезонности для семейного туризма, обслуживает туризм выходного дня, СПА и банный комплекс капитализируют деловой туризм, привлекает туристов из других городов региона.
Может быть как отдельно стоящим сооружением, так и выполнять функции якорного объекта в крупном торгово-развлекательном объекте или при отеле (см. опыт города Раквере, Эстония).
Запланированная версия проекта - аквапарк около 1500 кв.м, СПА, банно-саунный комплекс. Возможна реализация как часть гостиничного комплекса.
Срок реализации 2014 - 2016
Стоимость проекта в максимальном варианте - порядка 70 млн. рублей. Источники финансирования: частные инвестиции
Направление "Развитие инфраструктуры городского туризма"
Развитие парков им. Кирова и им. Мичурина как современных общественно-рекреационных зон
Направление работы: превращение парков в современные пространства отдыха и общения. Задача - переход от точечного ремонта к системному созданию нового стандарта качества парковых зон.
Проекты финансируются за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов
Кировский парк
- Ландшафтно-развлекательный парк, посвященный коми культуре.
- Разработка проекта дизайна парка, с привлечением признанных дизайнеров российского уровня
- Проектная сессия по обсуждению и доработке проекта парка
- Свободные пространства, wifi-зоны, площадки и "мастерские"
- Веревочный парк. Новогодняя ель. Веломаршрут на Красную горку
- Ресторан с панорамным видом. Пункт проката велосипедов
- 2014 - 2016 г.
Парк им. Мичурина
- Парк рекреационного и активного отдыха в летнее и зимнее время года.
- Разработка рекреационной инфраструктуры (велодорожки, пешеходные дорожки, тренажеры под открытым небом, площадки для игровых видов спорта, точки проката).
- Привлечение малого и среднего бизнеса для реализации проектов в рамках единой концепции парка.
- 2014 - 2016 г.
Туристско-информационный центр г. Сыктывкар
Содержание - создание современного объекта обслуживания туризма в г. Сыктывкар
Базовая стоимость проекта 4 млн рублей в год, без учета инвестиций в капитальные инфраструктуры, транспорт.
Срок реализации 2015 - 2016 гг.
Ответственные структуры: Корпорация развития туризма РК, партнерские турфирмы
Разработка и реализация новых экскурсионных маршрутов по городу
Разработка и организация линейки экскурсионных маршрутов по городу, в том числе:
- "Красная линия" - маршрут для самостоятельных прогулок
- Продвижение пешеходного и велосипедного городского туризма в г. Сыктывкар
- Самостоятельные и организованные экскурсии
- QR-коды на значимых объектах
Проект реализует Корпорация развития туризма РК. Срок реализации 2013 - 2015. Стоимость 2 млн рублей в год. Проект предполагает активное партнерство с городскими сообществами Сыктывкара
Создание сети велодорожек
Проект предполагает создание сети велодорожек и пунктов проката велосипедов, размещение информационных карт и стендов
Элементы проекта
- Пункт проката велосипедов и лыж на ул. Куратова возле Кировского парка
- Маршрут от Кировского парка до городского пляжа на Красной горе
- Маршрут вокруг Кировского парка, переходящий в кольцо вокруг центральной части города
- Маршрут через две парковые территории (Кировский парк и Мичуринский парк)
- Соединить узловые транспортные точки города (ж/д вокзал, аэропорт и автовокзал)
- Соединение велодорожкой Эжвы и основной части города Сыктывкара
Проект реализует некоммерческая организация "Молодежный центр" совместно с Корпорацией развития туризма РК и городскими службами, при поддержке спонсоров. Срок реализации 2014 - 2020. Стоимость 3 млн. рублей в год
Разработка современного бренда для города Сыктывкар
Создание современного бренда города в логике "снизу вверх", через полномасштабное вовлечение жителей в работу.
Срок реализации - 2015 - 2016 г. Общий объем затрат по данному проекту составляет 1,6 млн. рублей
Раздел IV. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Основным условием успешного выполнения программы является эффективное взаимодействие между всеми группами лиц и организаций, заинтересованных в развитии туризма в Сыктывкаре. Обозначенное условие определяет как используемые механизмы реализации программы, так и организационную схему управления программой.
4.1. Основные механизмы реализации программы
Механизмы реализации программы включают в себя три группы мер: бюджетные, экономические и информационные.
а) Бюджетные механизмы:
- Стратегическое и программно-целевое планирование;
- Мониторинг результативности выполнения подпрограммы;
- Использование источников финансовых средств бюджетов других уровней (ФЦП, в том числе - ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)", ФАИП и др.).
б) Экономические механизмы:
- Использование механизма ГЧП при реализации крупных проектов инфраструктурного характера;
- Организационная, информационная и иная поддержка смежных отраслей;
- Целевая работа с приоритетными инвесторами и иными агентами развития (бизнес, общественные организации, потребители и пр.).
с) Информационные механизмы:
- Методическое сопровождение развития туристической отрасли и отдельных предприятий;
- Методическое обеспечение и поддержка участия игроков регионального рынка туризма в республиканских и федеральных целевых программах;
- Создание полноценной системы информирования всех заинтересованных сторон о целях, задачах и возможностях подпрограммы;
- Обеспечение максимальной прозрачности решений, принимаемых относительно развития туристической отрасли в Сыктывкаре;
- Поддержка информационного развития основных участников отрасли (включение информации о средствах размещения в международные базы данных и пр.).
4.2. Система управления программой
Государственным заказчиком - координатором программы может быть Совет по координации программы (Совет по туризму) - коллегиальный совещательный орган управления реализацией программы, создаваемый для осуществления координации и взаимодействия участников реализации программы. Кроме того, в рамках реализации программы государственным заказчиком - координатором программы может быть создан Проектный офис по реализации программы.
Государственный заказчик - координатор программы:
- Несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программных мероприятий и достижение конечных результатов программы;
- Осуществляет руководство реализацией программы, координацию деятельности участников программы и контроль деятельности Проектного офиса программы;
- Согласовывает проект организационно-финансового плана реализации мероприятий программы на очередной финансовый год, объемы финансирования программных мероприятий и проектов;
- Утверждает адресный перечень объектов финансирования, включенных в программу, и пообъектное распределение средств по ним;
- Обеспечивает привлечение внебюджетных инвестиций в мероприятия и проекты, реализуемые в рамках программы;
- Разрабатывает, согласовывает и утверждает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения программы;
- Заключает соглашения о взаимодействии (сотрудничестве) в рамках реализации программы;
- Осуществляет мониторинг реализации программы.
Таблица 3
Организационные структуры и мероприятия,
используемые при реализации программы
Оргструктуры/мероприятия
Описание
Совет по туризму г. Сыктывкар
Создание
Совет по туризму г. Сыктывкар создается постановлением/распоряжением администрации МО ГО "Сыктывкар"
Функции и полномочия
Совет по туризму является консультативным органом при администрации МО ГО "Сыктывкар"; на рассмотрение Совета выносятся:
а) все типы программ, прямо или косвенно связанных с развитием туризма в г. Сыктывкар;
б) проекты в сфере развития туризма в г. Сыктывкар (как реализуемые в рамках программы, так и не вошедшие в нее);
в) промежуточные результаты реализации программ/проектов.
По итогам рассмотрения Совет выносит решение об одобрении программ/проектов либо формирует рекомендации по доработке программ/проектов.
Состав участников
Количество участников Совета - до 35 человек; в состав участников в обязательном порядке должны быть включены представители подразделений администрации г. Сыктывкар, связанных с реализацией подпрограммы. 1/3 состава Совета формируется по представлению главы администрации; не менее 5-ти мест в Совете должны занимать эксперты по туризму; не менее 5 мест в Совете должны занимать представители туристической отрасли (бизнес). Председателем Совета является глава администрации.
Регламент работы
- Совет по туризму собирается не реже 1 раза в полугодие. Решение о внеочередном собрании Совета принимается Председателем Совета.
- Решения об одобрении или же неодобрении программ и проектов, а также о необходимости их доработки, принимаются простым большинством голосов; при равном количестве голосов решающий голос принадлежит Председателю Совета.
- Функции секретариата Совета по туризму выполняет Проектный офис подпрограммы развития туризма
Проектный офис программы развития туризма
Создание
Проектный офис создается при профильном подразделении администрации г. Сыктывкар, ответственном за реализацию программы
Функции и полномочия
Проектный офис осуществляет ежеквартальный мониторинг реализации программы; организует заседания Совета по туризму; обеспечивает сбор проектов и идей под следующие шаги реализации программы (проводит проектные сессии); инициирует внесение поправок и дополнений в программы; обеспечивает проведение мастер-классов и курсов повышения квалификации для представителей отрасли
Проектная сессия
Функции
Проектная сессия является основным механизмом поиска и обеспечения поддержки проектов по развитию туризма в Сыктывкаре. Кроме того, сессия служит площадкой для эффективной коммуникации между различными сторонами, заинтересованными в развитии туризма в Сыктывкаре.
Регламент организации и проведения
Проектная сессия в рамках программы развития туризма проводится не реже 1 раза в год. Не позднее чем за 1 месяц до проведения сессии на официальном сайте программы/сайте администрации г. Сыктывкар должна быть размещена информация о программе и регламенте сессии, а также о требованиях к проектам, которые могут быть заявлены в рамках сессии.
К участию в сессии в обязательном порядке должны привлекаться внешние эксперты (в том числе - предприниматели, успешно реализующие бизнес-проекты в сфере туризма), способные дать адекватную оценку предлагаемым проектам.
Ответственным за проведение проектной сессии является Проектный офис программы развития туризма
4.3. Основные меры правового регулирования в сфере туризма
Реализация программы не требует принятия дополнительных законодательных актов.
Раздел V. ПРОГНОЗИРУЕМАЯ ПОТРЕБНОСТЬ
В ФИНАНСОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОГРАММЫ
Общий объем финансирования программы составляет 679,2 млн. рублей (в ценах 2013 года). Из них 39,1 млн. рублей привлекается из бюджета МО ГО "Сыктывкар", 104,6 млн. рублей - из бюджета Республики Коми, 535,5 млн. рублей - из внебюджетных источников. Финансирование программы из средств федерального бюджета не предусмотрено.
Основные характеристики предлагаемых программных мероприятий включают в себя следующие особенности:
- Относительно невысокая стоимость реализации (отсутствуют мегапроекты, требующие значительных затрат, не предполагается массовое капитальное строительство за счет государства и т.п.);
- Окупаемость в среднесрочной перспективе (3 - 5 лет).
Таблица 5
Предполагаемые источники
финансирования программы (тыс. руб.)
№ п.п.
Источник финансирования
2014
2015
2016
1.
За счет средств муниципального бюджета
8500
16100
14500
2.
За счет средств республиканского бюджета
18000
30800
55800
3.
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
4.
За счет внебюджетных средств
35500
179000
321000
ВСЕГО
62000
225900
391300
Таблица 6
Потребность
в финансировании мероприятий программы (тыс. руб.)
№ п.п.
Направление
2014
2015
2016
1.
ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ
36000
64300
125300
За счет средств муниципального бюджета
5500
11500
11500
За счет средств республиканского бюджета
6500
17800
47800
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
24000
35000
66000
1.1.
Создание общественно-торговых пространств
23000
53000
118000
За счет средств муниципального бюджета
3000
9000
9000
За счет средств республиканского бюджета
5000
16000
46000
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
15000
28000
63000
1.1.1.
Ул. Коммунистическая
0
20000
80000
За счет средств муниципального бюджета
0
3000
3000
За счет средств республиканского бюджета
0
6000
36000
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
0
11000
41000
1.1.2.
Зона вокруг аэропорта
20000
30000
35000
За счет средств муниципального бюджета
3000
3000
За счет средств республиканского бюджета
5000
10000
10000
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
15000
17000
22000
1.1.3.
Уличная фермерская ярмарка
3000
3000
3000
За счет средств муниципального бюджета
3000
3000
3000
За счет средств республиканского бюджета
0
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
0
0
0
1.2.
Достопримечательности городского пространства
5000
5000
5000
За счет средств муниципального бюджета
1500
1500
1500
За счет средств республиканского бюджета
1500
1500
1500
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
2000
2000
2000
1.3.
Развитие арт-площадок
8000
6300
2300
За счет средств муниципального бюджета
1000
1000
1000
За счет средств республиканского бюджета
0
300
300
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
7000
5000
1000
1.3.1.
Туристско-информационный центр г. Сыктывкар
5000
5300
1300
За счет средств муниципального бюджета
500
500
500
За счет средств республиканского бюджета
0
300
300
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
4500
4500
500
1.3.2.
Здание аэропорта
3000
1000
1000
За счет средств муниципального бюджета
500
500
500
За счет средств республиканского бюджета
0
0
0
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
2500
500
500
2.
СЕМЕЙНЫЙ ТУРИЗМ
8000
25000
40000
За счет средств муниципального бюджета
1000
1000
1000
За счет средств республиканского бюджета
5000
6000
3000
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
2000
18000
36000
2.1.
Семейная экоусадьба
0
15000
30000
За счет средств муниципального бюджета
0
0
0
За счет средств республиканского бюджета
0
0
0
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
0
15000
30000
2.2.
Парма-фест
8000
10000
10000
За счет средств муниципального бюджета
1000
1000
1000
За счет средств республиканского бюджета
5000
6000
3000
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
2000
3000
6000
3.
ГОРОДСКОЙ ТУРИЗМ
5000
5000
3000
За счет средств муниципального бюджета
0
0
0
За счет средств республиканского бюджета
3500
3500
1500
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
1500
1500
1500
3.1.
Развитие парков
0
0
0
За счет средств муниципального бюджета
0
0
0
За счет средств республиканского бюджета
0
0
0
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
0
0
0
3.1.1.
Парк им. Кирова
0
0
0
За счет средств муниципального бюджета
0
0
0
За счет средств республиканского бюджета
0
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
0
3.1.2.
Парк им. Мичурина
0
0
0
За счет средств муниципального бюджета
0
За счет средств республиканского бюджета
0
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
0
3.2.
Разработка и организация линейки экскурсионных маршрутов по городу
2000
2000
0
За счет средств муниципального бюджета
0
0
0
За счет средств республиканского бюджета (КРТ РК)
2000
2000
0
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
0
0
0
3.3.
Создание велодорожек
3000
3000
3000
За счет средств муниципального бюджета
0
0
0
За счет средств республиканского бюджета (КРТ РК)
1500
1500
1500
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
1500
1500
1500
4.
СЕРВИСНЫЕ ПРОЕКТЫ
5000
8600
7000
За счет средств муниципального бюджета
2000
3600
2000
За счет средств республиканского бюджета
3000
3500
3500
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
0
1500
1500
4.1.
Туристско-информационный центр
2000
4000
4000
За счет средств муниципального бюджета
1000
1500
1500
За счет средств республиканского бюджета (КРТ РК)
1000
1500
1500
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
0
1000
1000
4.2.
Создание бренда Сыктывкара
0
1600
0
За счет средств муниципального бюджета
0
1600
0
За счет средств республиканского бюджета (КРТ РК)
0
0
0
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
0
0
0
4.3.
Создание Проектного офиса Программы по развитию туризма
3000
3000
3000
За счет средств муниципального бюджета
1000
500
500
За счет средств республиканского бюджета (КРТ РК)
2000
2000
2000
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
0
500
500
5.
ЛОКАЛЬНЫЕ КОММЕРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
8000
123000
216000
За счет средств муниципального бюджета
0
0
0
За счет средств республиканского бюджета
0
0
0
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
8000
123000
216000
5.1.
Строительство современной гостиницы 3 звезды в Сыктывкаре на 200 - 250 мест
0
70000
130000
За счет средств муниципального бюджета
0
0
0
За счет средств республиканского бюджета
0
0
0
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
0
70000
130000
5.2.
Создание сети мини-отелей в центральной части Сыктывкара (до 10 объектов)
5000
7000
7000
За счет средств муниципального бюджета
0
0
0
За счет средств республиканского бюджета
0
0
0
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
5000
7000
7000
5.3.
Создание 2 - 3 недорогих хостелов
0
3000
5000
За счет средств муниципального бюджета
0
0
0
За счет средств республиканского бюджета
0
0
0
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
0
3000
5000
5.4.
Создание ресторана коми кухни
0
10000
0
За счет средств муниципального бюджета
0
0
0
За счет средств республиканского бюджета
0
0
0
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
10000
0
5.5.
Создание центров детского досуга
3000
3000
4000
За счет средств муниципального бюджета
0
0
0
За счет средств республиканского бюджета
0
0
0
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
3000
3000
4000
5.6.
Создание аквапарка
0
30000
70000
За счет средств муниципального бюджета
0
0
0
За счет средств республиканского бюджета
0
0
0
За счет средств федерального бюджета
0
0
0
За счет внебюджетных средств
0
30000
70000
Раздел VI. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Методика оценки эффективности включает в себя два основных направления:
1. Мониторинг общих целевых показателей реализации программы;
2. Показатели реализации отдельных проектов в рамках программы.
Целевые показатели реализации Программы включают в себя несколько основных категорий: количество новых рабочих мест, создаваемых в рамках проектов Программы; объем привлеченных внебюджетных инвестиций и пр.
Таблица 7
Целевые показатели реализации программы
№ п.п.
Целевой показатель (индикатор)
Ед. измерения
Плановое значение целевого индикатора (по годам)
2014
2015
2016
1.
Количество рабочих мест в проектах, реализуемых в рамках программы
Шт., накопленным итогом
100
280
550
2.
Средняя заработная плата (в проектах, реализуемых в рамках программы)
Тыс. руб.
33
33,2
33,4
3.
Количество созданных мест в КСР
Шт., накопленным итогом
0
30
50
4.
Объем привлеченных внебюджетных инвестиций
Тыс. руб., накопленным итогом
30000
150000
230000
5.
Рост туристического потока
Тыс. чел. в год
2000
2500
3000
Мониторинг реализации программы ориентирован на предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации программы от запланированного. Объектом мониторинга являются значения целевых показателей (индикаторов) программы и ход реализации основных мероприятий программы.
Мониторинг осуществляется Проектным офисом по реализации программы, координация исполнения и рассмотрение результатов мониторинга - курирующим заместителем главы администрации МО ГО "Сыктывкар".
Мониторинг реализации программы проводится на основе данных официального статистического наблюдения, иной отраслевой и ведомственной отчетности, представляемой в органы власти и управления Республики Коми, годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности реализации программы, докладов ответственного исполнителя о ходе реализации программы, иных данных.
По результатам мониторинга и оценки эффективности реализации программы ответственным исполнителем готовятся предложения о сокращении или перераспределении между участниками программы на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации, как отдельных мероприятий программы, так и программы в целом, начиная с очередного финансового года.
------------------------------------------------------------------