Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 12.02.2014 N 22/2014-337 "Об утверждении правил обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар"



СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА "СЫКТЫВКАР"

РЕШЕНИЕ
от 12 февраля 2014 г. № 22/2014-337

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА
И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА "СЫКТЫВКАР"
Список изменяющих документов
(в ред. решения Совета МО городского округа "Сыктывкар"
от 18.06.2015 № 34/2015-464)

Руководствуясь Федеральными законами от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования городского округа "Сыктывкар", в целях обеспечения надлежащего экологического состояния и улучшения благоустройства на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" Совет муниципального образования городского округа "Сыктывкар" решил:
1. Утвердить Правила обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" согласно приложению.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.

Глава МО ГО "Сыктывкар" -
председатель Совета
В.ЖАРИКОВ





Приложение
к решению
Совета МО ГО "Сыктывкар"
от 12 февраля 2014 г. № 22/2014-337

ПРАВИЛА
ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА "СЫКТЫВКАР"
Список изменяющих документов
(в ред. решения Совета МО городского округа "Сыктывкар"
от 18.06.2015 № 34/2015-464)

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (далее - Правила) на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - МО ГО "Сыктывкар") предназначены для регламентации деятельности при сборе, вывозе, утилизации и переработке отходов производства и потребления, образующихся в процессе жизнедеятельности населения, производственной (хозяйственной) деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Основной целью Правил является достижение экологически безопасных и комфортных условий жизнедеятельности населения.
1.2. Настоящие Правила разработаны в соответствии с:
1) "Гражданским кодексом Российской Федерации" от 30.11.1994 № 51-ФЗ;
2) "Жилищным кодексом Российской Федерации" от 29.12.2004 № 188-ФЗ;

2) Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
3) Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
4) Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
5) Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
6) Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде";
7) Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность";
8) Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 "Об утверждении "Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов";
9) Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда";
10) Санитарными правилами содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88);
11) Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.1.2.2645-10);
12) Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 "О введении в действие санитарных правил" (вместе с "СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила");
13) ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст);
14) Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для ТБО, утвержденной Минстроем России 02.11.1996;
15) Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2011 № 613;
16) Уставом муниципального образования городского округа "Сыктывкар".

1.4. Правилами определяется общий порядок по обращению со следующими видами отходов:
1) твердые бытовые отходы;
2) крупногабаритные отходы;
3) опасные бытовые отходы;
4) отработанные ртутьсодержащие лампы;
5) осадки сточных вод;
6) строительные отходы;
7) отходы, образующиеся при эксплуатации автотранспорта;
8) нефтесодержащие отходы;
9) отходы от уборки улиц и содержания территорий (включая снежные массы);
10) промышленные отходы;
11) жидкие отходы.
1.5. Правила не распространяются на отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты.
(п. 1.5 в ред. решения Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 18.06.2015 № 34/2015-464)

2. Основные понятия

В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) бункер - стандартная емкость для сбора, накопления, хранения и транспортирования отходов, включая крупногабаритные отходы, объемом свыше 6 куб.м;
2) вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;
3) жидкие коммунальные (бытовые) отходы (далее - жидкие отходы) - отходы (средней плотностью 1000 кг/куб.м), входящие в состав отходов потребления и образующиеся в результате жизнедеятельности населения (в том числе фекальные отходы нецентрализованной канализации, жидкие отходы (осадки) из сливных (выгребных) ям, помойных ям, дворовых уборных);
4) контейнер - стандартная емкость для сбора, накопления, хранения и транспортирования отходов, металлическая, деревянная или пластиковая, с крышкой (крышками), объемом до 6 куб.м включительно;
5) крупногабаритные отходы - отходы хозяйственной деятельности и потребления, утратившие свои потребительские свойства, размерами более 75 см в одну из сторон (в том числе мебель, бытовая техника, тара и упаковка от бытовой техники, мусор от ремонта и реконструкции квартир и мест общего пользования в многоквартирном доме);
6) место сбора и накопления отходов - специально отведенное место, предназначенное для сбора и накопления отходов и обустроенное в соответствии с нормативными требованиями;
7) обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов:
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
(п. 7 в ред. решения Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 18.06.2015 № 34/2015-464)
8) объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;
объекты обезвреживания отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов;
(п. 8 в ред. решения Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 18.06.2015 № 34/2015-464)
9) опасные отходы - отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляет опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды;
10) опасные бытовые отходы - токсичные отходы, образующиеся в результате общественного или личного потребления (включая отработанные элементы питания), отходы бытовой химии, кроме ртутьсодержащих отходов;
11) осадки сточных вод - твердая фракция сточных вод, состоящая из органических и минеральных веществ, выделенных в процессе очистки сточных вод методом отстаивания (сырой осадок), и комплекса микроорганизмов, участвовавших в процессе биологической очистки сточных вод и выведенных из технологического процесса (избыточный активный ил);
12) отработанные ртутьсодержащие лампы - ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента;
13) отходы, образующиеся при эксплуатации автотранспорта - отходы, образующиеся при эксплуатации и ремонте транспортных средств, а также остатки транспортных средств, вышедших из эксплуатации;
14) отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с законодательством;
(п. 14 в ред. решения Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 18.06.2015 № 34/2015-464)
15) перевозчик отходов - любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющее транспортирование отходов;
16) полигон - комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов;
17) потребители ртутьсодержащих ламп - юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением;
18) промышленные отходы - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производственной деятельности хозяйствующих субъектов;
19) свалки отходов несанкционированные - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов;
20) свалки отходов санкционированные - разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП. Являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП;
21) складирование отходов - деятельность, связанная с упорядоченным размещением отходов в помещениях, сооружениях на отведенных для этого участках территории в целях контролируемого хранения в течение определенного интервала времени;
22) снежная площадка (свалка) - специально организованное место, предназначенное для складирования снега и снежно-ледяных образований, на котором процесс снеготаяния происходит естественным путем;
23) строительные отходы - это остатки сырья, материалов, иных изделий и продуктов, образующихся при строительстве, реконструкции, ремонте, разрушении, сносе, разборке зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и промышленных объектов;
24) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
(п. 24 в ред. решения Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 18.06.2015 № 34/2015-464)

3. Право собственности на отходы
(в ред. решения Совета МО городского округа "Сыктывкар"
от 18.06.2015 № 34/2015-464)

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

4. Общий порядок организации обращения с отходами

4.1. Основные положения системы обращения с отходами:
1) правообладатели земельных участков, указанные в п. 9.1 настоящих Правил, должны иметь место сбора и накопления отходов в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего транспортирования, использования, обезвреживания, размещения;
2) отходы, образующиеся на территории МО ГО "Сыктывкар", подлежат сбору, вывозу, утилизации и переработке, условия и способы которых должны осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и иными санитарными правилами;
3) физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели в процессе жизнедеятельности и производства должны стремиться к максимальному использованию исходных сырья и материалов, предотвращению образования отходов, сокращению образования отходов и снижению класса опасности отходов в источниках их образования, максимальной утилизации вторичных ресурсов.
(пп. 3 в ред. решения Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 18.06.2015 № 34/2015-464)
4.2. Порядок взаимоотношений сторон при обращении с отходами регулируется действующим законодательством, условиями заключаемых договоров и настоящими Правилами.
4.3. Порядок организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов.
4.3.1. Администрация МО ГО "Сыктывкар" в лице ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством, на территории МО ГО "Сыктывкар" организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов.
4.3.2. Администрация МО ГО "Сыктывкар" на территории МО ГО "Сыктывкар" организует создание инфраструктуры, необходимой для надлежащего функционирования системы сбора и вывоза отходов на территории МО ГО "Сыктывкар", в том числе обустройство, ремонт дорог и проездов, освещение улиц; формирует и реализует целевые программы и мероприятия, направленные на комплексное совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории МО ГО "Сыктывкар"; планирует и реализует мероприятия по повышению уровня культуры обращения с отходами.
4.3.3. Администрация МО ГО "Сыктывкар" на территории МО ГО "Сыктывкар" (за исключением Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар") организует работу по санитарной очистке и ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена; устанавливает схему удаления отходов; утверждает дислокацию мест сбора и накопления отходов для жилищного фонда с учетом интересов населения и условий застройки территории.
4.3.4. Администрация МО ГО "Сыктывкар" на территории МО ГО "Сыктывкар" (за исключением Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар"), Администрация Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" на территории Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар", администрация пгт. Краснозатонский на территории пгт. Краснозатонский, администрация пгт. В.Максаковка на территории пгт. В.Максаковка и пст. Выльтыдор, администрация пгт. Седкыркещ на территорий пгт. Седкыркещ и пст. Трехозерка:
- участвует в комиссии при согласовании дислокации мест сбора и накопления отходов для жилищного фонда;
- в пределах имеющихся полномочий осуществляет контроль за соблюдением норм и правил организации благоустройства в соответствии с разделом 8 настоящих Правил;
- оказывает содействие владельцам индивидуальной жилой застройки, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, гаражно-строительным кооперативам в организации согласования размещения мест сбора и накопления отходов;
- информирует юридических и физических лиц по вопросам обращения с отходами.
4.4. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
4.5. Правообладатели земельных участков, указанные в п. 9.1 настоящих Правил, обязаны:
1) иметь места сбора и накопления отходов, оборудованные в соответствии с п. 4.10 настоящих Правил;
2) осуществлять вывоз отходов до объекта размещения отходов согласно оформленному документу в соответствии с пунктом 4.15 настоящих Правил с перевозчиком отходов или самостоятельно.
(пп. 2 в ред. решения Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 18.06.2015 № 34/2015-464)
3) исключен. - Решение Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 18.06.2015 № 34/2015-464;
4) содержать используемую территорию в надлежащем состоянии, включая места общего пользования и места сбора и накопления отходов;
5) соблюдать требования действующего законодательства в сфере обращения с отходами и санитарно-эпидемиологического благополучия.
При проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места сбора и накопления отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами.
4.6. К местам сбора и накопления отходов относятся:
- контейнерные площадки;
- площадки для сбора крупногабаритных отходов;
- мусоросборные камеры,
- коммунально-бытовое оборудование;
- сливные (выгребные) ямы (далее - выгреб);
- помойные ямы (далее - помойницы);
- дворовые уборные;
- приемные пункты сбора вторичного сырья.
4.7. Порядок сбора отходов.
4.7.1. Сбор ТБО и приравненных к ним промышленных отходов с придомовой территории индивидуальных (частных) жилых домов, с придомовой территории жилых многоквартирных домов, от юридических лиц, от садово-огороднических объединений граждан, гаражно-строительных и гаражных кооперативов осуществляется на местах сбора и накопления отходов или в специальный автотранспорт, работающий по установленному графику (при бесконтейнерной схеме удаления отходов).
4.7.2. Сбор ТБО в местах общего пользования производится в урны, контейнеры (для отходов, не подлежащих сортировке) и специальные контейнеры с маркировкой, соответствующей собираемому компоненту ТБО, и определенного цвета:
- для ТБО (смешанного мусора, отходов, не подлежащих сортировке) - зеленые;
- для бумаги, картона - синие;
- для пластика - желтые;
- для опасных отходов (ртутьсодержащих и химических источников тока) - оранжевые и т.д.
Объем и конфигурация контейнеров определяются администрацией МО ГО "Сыктывкар" самостоятельно, исходя из объемов образования компонентов ТБО, подлежащих раздельному сбору, и экономической целесообразности.
4.7.3. Сбор ТБО и жидких отходов на территории неканализированных домовладений:
- сбор и накопление ТБО следует производить в деревянные или металлические мусоросборники; специальный автотранспорт, работающий по установленному графику (при бесконтейнерной схеме удаления отходов);
- сбор и накопление жидких отходов следует производить в водонепроницаемый выгреб, помойницы, дворовые уборные.
4.8. Применяются следующие схемы удаления отходов:
1) контейнерная со сменяемыми сборниками - предусматривает сбор и накопление отходов в специально отведенных местах, оснащенных контейнерами (сборниками), с последующим вывозом отходов непосредственно в этих же контейнерах и заменой для последующего накопления отходов другими уже подготовленными для этих целей контейнерами;
2) контейнерная с несменяемыми сборниками - предусматривает сбор и накопление отходов в специально отведенных местах, оснащенных контейнерами (сборниками), с перегрузкой отходов для их вывоза из контейнеров в мусоровозы. Данная схема удаления отходов предусматривает необходимую подготовку контейнеров на месте;
3) бесконтейнерная - предусматривает сбор и накопление отходов в таре производителя отходов и погрузку отходов в специализированный транспорт, в том числе самим производителем отходов. При такой схеме удаления места специально отведенных местах для сбора и временного хранения отходов не предусматриваются, поскольку они накапливаются непосредственно у производителя отходов.
4.9. Размещение и оборудование мест сбора и накопления отходов в соответствии с требованием законодательства является обязанностью правообладателей земельных участков, указанных в п. 9.1 настоящих Правил.
На придомовых территориях капитальный ремонт мест сбора и накопления отходов, а также их замена при необходимости устранения их морального износа проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими управление соответствующими многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключившие с собственниками помещений соответствующего многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, другие формы управления домом) по решению собрания собственников помещений соответствующего многоквартирного дома.
4.10. Требования к местам сбора и накопления отходов зависят от принятой схемы удаления отходов:
1) площадки для установки контейнеров для сбора и накопления отходов должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Рекомендуется проектировать размещение площадок вне зоны видимости с транзитных транспортных и пешеходных коммуникаций, в стороне от уличных фасадов зданий;
2) допускается сокращение расстояния при невозможности соблюдения санитарных разрывов в стесненных условиях в районах сложившейся застройки в установленном порядке в соответствии с п. 4.12.2 настоящих Правил;
3) контейнерные площадки должны иметь твердое водонепроницаемое покрытие, ограждение с трех сторон (кирпичное, бетонное, сетчатое и т.п.) высотой 1,0 - 1,5 м, благоустроенные подъезды и подходы. Размер площадки на один контейнер рекомендуется принимать - 2 - 3 кв.м;
4) при отсутствии вблизи контейнерной площадки уличного освещения должно быть предусмотрено локальное освещение с высотой опор - не менее 3 м;
5) при обособленном размещении площадки (вдали от проездов) рекомендуется предусматривать возможность удобного подъезда транспорта для очистки контейнеров и наличия разворотных площадок (12 м x 12 м);
6) конструкция контейнера, бункера должна исключать возможность раздувания отходов ветром и соответствовать требованиям, обеспечивающим возможность погрузки (транспортирования) мусоровозом;
7) количество и емкость контейнеров, бункеров должны быть достаточными для сбора всего объема отходов, образующихся при жизнедеятельности всего обслуживающего населения и/или объекта, с учетом принятой периодичности вывоза, соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования, но не более 5 шт.;
8) на контейнерной площадке должна быть размещена следующая информация:
- наименование и контактный телефон правообладателя земельного участка, указанного в п. 9.1 настоящих Правил;
- наименование и контактный телефон организации - транспортировщика отходов;
- порядковый номер контейнеров.
9) помойницы должны иметь открывающиеся загрузочные люки с установленными под ними решетками с отверстием до 25 мм.
4.11. Требования пункта 4.10 настоящих Правил не распространяются на организацию сбора отходов посредством урн.
Интервал при расстановке урн составляет: на основных пешеходных коммуникациях - не более 60 м, других территорий МО ГО "Сыктывкар" - не более 100 м. Расстановку малых контейнеров и урн следует предусматривать на остановках общественного транспорта, игровых, спортивных площадках, на территории объектов рекреации у скамей, некапитальных нестационарных сооружений и уличного технического оборудования, ориентированных на продажу продуктов питания.
4.12. Порядок размещения (перемещения, ликвидации) контейнерных площадок.
4.12.1. Размещение (перемещение, ликвидация) контейнерных площадок производится по инициативе правообладателя земельного участка, указанного в п. 9.1 настоящих Правил.
4.12.2. В районах сложившейся застройки, при невозможности соблюдения разрыва до жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения согласование размещения (перемещения, ликвидации) контейнерной площадки проводится посредством выезда на место комиссии, по итогам которого составляется акт, утвержденный администрацией МО ГО "Сыктывкар" и подписываемый всеми членами комиссии.
4.12.3. Положение, состав комиссии, порядок ее работы, форма акта устанавливается администрацией МО ГО "Сыктывкар".
4.13. Требования к содержанию мест сбора и накопления отходов:
1) правообладатели земельных участков, указанные в п. 9.1 настоящих Правил, обязаны надлежащим образом содержать места сбора и накопления отходов, производить их мойку и дезинфекцию, окрашивание не менее двух раз в год - весной и осенью (для металлических контейнеров), не менее одного раза в год (для урн); обеспечивать своевременный вывоз отходов, исключающий переполнение предназначенных для них емкостей; надлежащее состояние и своевременную уборку прилегающей территории, освещение и свободный подъезд спецтехники;
2) перевозчик отходов производит удаление отходов с места сбора и накопления, в том числе отходов, скопившихся в результате нарушения графика вывоза; осуществляет подбор отходов, высыпавшихся в результате их погрузки, в специализированный транспорт и очистку от них прилегающей к месту сбора и накопления отходов территории;
3) организация, осуществляющая управление многоквартирным жилым домом, оборудованным мусоропроводами, обязана содержать мусоропроводы, мусороприемные камеры и контейнеры в соответствии с требованиями, установленных санитарными нормами и нормами эксплуатации жилых зданий, с целью обеспечения работоспособности оборудования и требований к условиям проживания населения.,
4.14. При рассмотрении собранием собственников жилых помещений вопроса о закрытии (демонтаже) мусоропровода организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, обязана предварительно определить порядок организации сбора и временного хранения отходов от данного дома.
4.15. Заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании перевозчика отходов, месте его нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия с учетом следующих требований:
4.15.1. Периодичность вывоза ТБО должна исключать возможность их загнивания и разложения - не реже 1 раза в 3 суток в холодное время года (при t = -5°C и ниже) и ежедневно в теплое время (при t = +5°C и выше). Периодичность вывоза отходов согласовывается с органами санитарно-эпидемиологического надзора.
4.15.2. Периодичность вывоза жидких отходов - по мере заполнения выгребов, но не реже 1 раза в полгода. Не допускается наполнение выгреба нечистотами выше чем до 0,35 м от поверхности земли.
4.15.3. Периодичность вывоза раздельно собранных населением компонентов ТБО производится с учетом объемов образования и возможности их временного накопления.
4.15.4. Для гаражно-строительных и гаражных кооперативов и садово-огороднических объединений допускается вывоз отходов по мере накопления, но не реже 2 раз в год.
4.16. Раздельно собранные компоненты отходов, являющиеся вторичными материальными ресурсами, направляются на переработку и дальнейшее использование.
4.17. Отходы, указанные в п. 7.1.3, вывозятся для захоронения на специализированные объекты: полигоны и санкционированные свалки ТБО, промышленных отходов.
4.18. ТБО вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений - ассенизационным вакуумным транспортом.
4.19. На территории МО ГО "Сыктывкар" запрещается:
1) складирование отходов вне специально отведенных и оборудованных в соответствии с требованиями законодательства и настоящих Правил местах;
2) использование кем-либо мест сбора и накопления отходов в отсутствие на то законных оснований;
2) размещение (перемещение, ликвидация) мест сбора и накопления отходов, изменение схемы удаления отходов без соблюдения процедуры согласования с администрацией МО ГО "Сыктывкар";
4) установка более 5 (пяти) контейнеров на одной контейнерной площадке;
5) помещение в контейнеры предметов, создающих угрозу их целостности или затрудняющих выгрузку, в том числе горящих, крупногабаритных предметов, льда, снега, строительных отходов, жидких бытовых отходов, жидких отходов кухонь и иных отходов, не предназначенных для удаления данным способом;
6) помещение в специальные контейнеры, установленные для накопления отдельных компонентов ТБО и опасных отходов (в соответствии с п. 4.7.2 настоящих Правил), другие виды отходов;
7) сжигание отходов, в том числе дурнопахнущих веществ, вне специальных установок, предназначенных для данного вида обращения отходами, и имеющих соответствующие сертификаты;
8) устройство и эксплуатация дренирующих выгребов, а также выпуск канализационных стоков в систему ливневых стоков (дренажные канавы, приемные лотки и п.д.), на проезжую часть, в водные объекты, на рельеф местности и иные не предназначенные для канализационных стоков объекты;
9) закрытие (демонтаж) мусоропровода при отсутствии выделенного и оборудованного в соответствии с требованиями законодательства и настоящих Правил места сбора и накопления отходов от многоквартирного дома.

5. Порядок сбора и вывоза для отдельных видов отходов

5.1. Крупногабаритные отходы.
Крупногабаритные отходы должны собираться в следующих местах:
1) специально оборудованные площадки для сбора крупногабаритных отходов на местах сбора и накопления отходов;
2) бункеры для ТБО, если отсутствует специально оборудованная площадка.
5.2. Строительные отходы.
5.2.1. При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, демонтаже (сносе) объектов капитального строительства, линейных объектов капитального строительства обращение с строительными отходами должно производиться в соответствии с решениями, утвержденными в проектной документации.
5.2.2. При производстве дорожных, строительных, аварийно-восстановительных и прочих земляных работ, строительстве и установке временных и постоянных заборов, стационарных (малых) архитектурных форм - нестационарных торговых объектов (павильонов, ларьков, киосков, палаток и др.), щитов рекламного или справочного характера, др. обращение с строительными отходами должно производиться в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере обращения с отходами.
5.2.3. При строительстве индивидуальных жилых, садово-дачных домов, хозяйственных построек обращение с строительными отходами должно производиться в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере обращения с отходами.
5.2.4. Грунт, иные инертные строительные отходы, которые могут быть востребованы при строительной и иной деятельности (при строительстве и эксплуатации полигонов ТБО и в качестве балласта в составе покрытий при строительстве линейных и площадных инженерных сооружений) собираются раздельно в специальные емкости или мешки, которые хранятся в специально обустроенных местах, определяемых проектной, организационно-технологической документацией до накопления транспортных партий.
5.2.5. Не допускается ограничение свободного проезда автотранспорта, прохода людей и захламление газонов.
5.2.6. Вывоз грунта и иных инертных строительных отходов осуществляется на специализированные объекты: полигоны и санкционированные свалки ТБО для устройства изолирующих слоев или на объекты строительства линейных и площадных инженерных сооружений (при условии наличия указаний в проектной, организационно-технологической документации).
5.3. Отходы, образующиеся при эксплуатации автотранспорта.
5.3.1. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, образующихся при эксплуатации автотранспорта, организуют их сбор и накопление на площадках, специально приспособленных для указанных целей.
5.4. Опасные бытовые отходы.

5.4.2. Сбор опасных бытовых отходов, образующихся на объектах инфраструктуры, осуществляется в специальную тару в специально отведенных местах.
5.4.3. Сбор опасных бытовых отходов, образующихся в жилых помещениях, осуществляется в специальные контейнеры, установленные для накопления опасных отходов (в соответствии с п. 4.7.2 настоящих Правил).
5.5. Отработанные ртутьсодержащие лампы.
5.5.1. Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.
5.5.2. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов.
5.5.3. Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару.
5.5.4. Администрация МО ГО "Сыктывкар" (за исключением Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар") организует сбор и определяет место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах) (с управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК (другой формой управления дома), а также их информирование.
5.5.5. У потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, другие формы управления дома), в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
5.5.6. Место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, другие формы управления дома), по согласованию с соответствующей специализированной организацией.
5.5.7. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
5.6. Осадки сточных вод.
5.6.1. Осадки сточных вод подлежат предварительному обезвоживанию на иловых площадках (картах) либо на промышленных установках по утилизации осадков сточных вод.
5.6.2. Запрещается временное накопление осадков сточных вод вне специализированных площадок, оборудованных в соответствии с установленными законодательством требованиями.
5.7. Нефтесодержащие отходы.
5.7.1. Сбор нефтесодержащих отходов II - III классов опасности, в том числе полученных на переработку, производится в закрытой таре, специальных емкостях, исключающих загрязнение окружающей среды, имеющих соответствующую маркировку.
5.7.2. Места хранения нефтесодержащих отходов должны быть оборудованы в соответствии с установленными законодательством требованиями.
5.7.3. Запрещается размещение отходов вне специализированных площадок, и мест временного хранения.
5.7.4. На предприятии должны соблюдаться меры по безопасному обращению с отходами и предупреждению аварийных ситуаций.
5.8. Отходы от уборки улиц и содержания территории (включая снежные массы).
5.8.1. Сбор бытовых отходов на городской территории, независимо от владельца этой территории, в случае если уборка производится без применения спецтехники для их приемки, производится в урны (для отходов, не подлежащих сортировке) и контейнеры, расположенные в непосредственной близости от места уборки.
5.8.2. Сбор отходов от уборки улиц и содержания территории осуществляют организации, обеспечивающие благоустройство и содержание соответствующей территории.
5.8.3. Сбор отходов от уборки улиц и содержания территории осуществляется одновременно с уборкой и содержанием данных территорий.
5.8.4. Отходы от уборки улиц и содержания территории (в том числе снежные массы) подлежат размещению на полигонах ТБО и санкционированных свалках. Растительные отходы помимо этого подлежат предварительному компостированию.
5.9. Промышленные отходы.
5.9.1. Сбор и временное хранение промышленных отходов на предприятиях осуществляется с учетом особенностей технологических процессов в соответствии с действующим законодательством:
1) промышленные отходы обезвреживаются, перерабатываются, повторно используются в порядке, установленном действующим законодательством;
2) периодичность вывоза промышленных отходов с территории промышленного предприятия определяется установленными нормативами накопления отходов;
3) сбор и вывоз ТБО, образующихся на предприятиях, осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Правил.
5.10. Жидкие отходы.
5.10.1. Сбор жидких отходов осуществляется в соответствии с действующим законодательством в канализационную сеть с последующей очисткой на очистных сооружениях.
5.10.2. В случае отсутствия канализационной сети сбор жидких отходов допускается в водонепроницаемые выгреб, помойницы, дворовые уборные (в соответствии с п. 4.7.3 настоящих Правил).
5.10.3. Строительство водонепроницаемых выгребов производится способом, обеспечивающим их герметичность, и с соблюдением установленных законодательством требований.
5.10.4. Вывоз жидких отходов осуществляется в соответствии с п. 4.15.2 настоящих Правил.

6. Уборка отходов с обособленных территорий

6.1. Пляжи.
6.1.1. Организация, эксплуатирующая пляж, обязана ежедневно после закрытия его для посещения производить основную уборку берега, раздевалок, туалетов, зеленой зоны, мойку тары и дезинфекцию туалетов. В течение открытого для посещения посетителей времени работы пляжа необходимо производить его патрульную уборку. Вывоз собранных отходов должен осуществляться до 8 часов утра.
6.1.2. Территория пляжа должна оборудоваться урнами, которые необходимо располагать на расстоянии 3 - 5 м от полосы зеленых насаждений, но не менее 10 м от уреза реки. Количество урн определяется из расчета не менее одной на 1600 кв.м территории пляжа. Расстояние между установленными урнами не должно превышать 40 м.
6.1.3. Контейнеры емкостью 0,75 куб.м устанавливаются из расчета один контейнер на 3500 - 4000 кв.м площади пляжа.
6.2. Нестационарные и стационарные торговые объекты, рынки.
6.2.1. На территории нестационарных и стационарных торговых объектов применяются различные схемы удаления отходов в соответствии с п. 4.8 настоящих Правил.
6.2.2. Для размещения контейнерных площадок выделяются специальные зоны, места размещения которых определяются проектной документацией стационарных торговых объектов, согласованных в порядке, установленном законодательством.
6.2.3. Территория нестационарных и стационарных торговых объектов должна оборудоваться урнами.
6.2.4. На рынках количество урн определяется из расчета одной на каждые 50 кв.м площади, при этом расстояние между ними вдоль линии торговых прилавков не должно превышать 10 м. При использовании емкостей вместимостью до 100 л следует исходить из расчета: не менее одной на 200 кв.м площади и устанавливать их вдоль линии торговых прилавков, при этом расстояние между ними не должно превышать 20 м. Для сбора пищевых отходов должны быть установлены специальные емкости.
6.2.5. Уборку территорий, прилегающих к торговым павильонам в радиусе 5 м по периметру, осуществляют предприятия торговли.
6.2.6. Ответственными за организацию сбора и вывоза отходов при иной форме торговли в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов (в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов, другие формы) являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность.
6.3. Парки.
6.3.1. Организация, эксплуатирующая парк, обязана ежедневно после его закрытия и до 8 часов утра производить его основную уборку, в дневное время - патрульную уборку.
6.3.2. Хозяйственная зона с участками, выделенными для установки сменных мусоросборников, должна располагаться не ближе 50 м от мест массового скопления отдыхающих (танцплощадки, эстрады, фонтаны, главные аллеи, зрелищные павильоны и др.). Необходимое количество сменных мусоросборников определяется из расчета их накопления за 3 дня.
6.3.2. Территория должна оборудоваться урнами. Количество урн определяется из расчета одна урна на 800 кв.м площади. На главных аллеях расстояние между урнами не должно быть более 40 м.
6.3.3. Для удобства сбора отходов в местах, удаленных от массового скопления отдыхающих, следует устанавливать промежуточные сборники для временного хранения отходов и смета.

7. Порядок размещения отходов. Требования
к объектам размещения отходов

7.1. Общие требования к размещению отходов.
7.1.2. Захоронение отходов допускается только на специализированных объектах: полигонах и санкционированных свалках ТБО, промышленных отходов.
7.1.3. Для захоронения принимаются следующие виды отходов:
- отходы, не подлежащие вторичному использованию или обезвреживанию, а также переработка которых по причине отсутствия на территории МО ГО "Сыктывкар" и близлежащих районах Республики Коми соответствующих мощностей временно невозможна;
- твердые промышленные отходы с учетом требований п. 2.18 "Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для ТБО", утвержденной Минстроем России 02.11.1996, п. 8 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16 "О введении в действие санитарных правил" (вместе с "СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила");
- строительные отходы;
- отходы от уборки улиц и содержания территорий (включая снежные массы);
- неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами (в согласовании с территориальным центром Госсанэпиднадзора).
7.1.4. Снежные массы с территорий населенных пунктов и предприятий собираются и вывозятся на объекты, указанные в п. 7.1.2, и снежные площадки (свалки), месторасположение которых согласовывается с администрацией МО ГО "Сыктывкар" и органами санитарно-эпидемиологического надзора.
7.2. Общие требования к объектам размещения отходов.
7.2.1. Объекты для размещения отходов должны обустраиваться и эксплуатироваться в соответствии с требованиями законодательства.
7.2.2. Размещение отходов на санкционированных свалках является вынужденной мерой и должно быть прекращено при введении в эксплуатацию полигонов ТБО.
7.2.3. При введении в эксплуатацию полигонов ТБО санкционированные свалки подлежат рекультивации.
7.2.4. В целях максимальной утилизации вторичных ресурсов приоритетным направлением считается строительство мусороперегрузочных станций и мусоросортировочных линий.
7.2.5. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр данных объектов.

8. Контроль за соблюдением норм и правил
организации благоустройства

8.1. Контроль за соблюдением норм и правил организации благоустройства осуществляют Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар", уполномоченные специалисты администрации Эжвинского района, пгт. Краснозатонский, пгт. В.Максаковка, пгт. Седкыркещ на соответствующих территориях.
8.2. Контроль за соблюдением норм и правил организации благоустройства осуществляется в части исполнения требований норм и правил обустройства, содержания и эксплуатации мест сбора и накопления отходов в соответствии с действующим законодательством и настоящих Правил, в части организации работ по санитарной очистке и ликвидации несанкционированных мест размещения отходов в отношении земельных участков, предназначенных для обслуживания многоквартирных жилых домов, а также на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
8.3. Должностное лицо (лица) органов, указанных в п. 8.1 настоящих Правил:
- проводят обследование территорий, указанных в п. 4.3.4 настоящих Правил;
- составляют акты натурного осмотра;
- запрашивают документы, указанные в п. 4.15 настоящих Правил;
- производят замер площади и объемов несанкционированных мест размещения отходов или отходов, скопившихся в результате нарушения графика вывоза на прилегающей к месту сбора и накопления отходов территории;
- в случае выявления нарушений направляют акты натурного осмотра правообладателям земельных участков, указанных в п. 9.1 настоящих Правил;
- по истечении 14 календарных дней с момента выявленных нарушений проводят повторное обследование территорий с составлением акта натурного осмотра.
8.4. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения выявленных нарушений правообладателями земельных участков, указанными в п. 9.1 настоящих Правил, должностное лицо (лица) органов, указанных в п. 8.1 настоящих Правил, в целях привлечения лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в соответствии с разделом 9 настоящих Правил, направляют полученные материалы в соответствующие органы, уполномоченные на осуществление государственного экологического контроля, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, государственного строительного надзора, государственного пожарного надзора, надзора за исполнением законов, возбуждения дел об административных правонарушениях и проведения административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
8.5. Наличие контроля за соблюдением норм и правил организации благоустройства со стороны Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар", уполномоченных специалистов администраций Эжвинского района, пгт. Краснозатонский, пгт. В.Максаковка, пгт. Седкыркещ на соответствующих территориях не освобождает собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме осуществлять контроль за выполнением управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК (других форм управления дома) обязательств по оказанию услуг и (или) выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, в том числе по организации сбора и вывоза отходов.

9. Ответственность за несоблюдение требований
настоящих Правил

9.1. Ответственными за соблюдение требований настоящих Правил являются следующие правообладатели земельных участков:
9.1.1. На земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена - администрация МО ГО "Сыктывкар" и администрация Эжвинского района на соответствующих территориях.
9.1.2. На земельных участках, предназначенных для обслуживания многоквартирных жилых домов - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие управление соответствующими многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключившие с собственниками помещений соответствующего многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, другие формы управления домом).
9.1.3. На земельных участках частного жилищного фонда - владельцы (арендаторы) индивидуальных жилых домов.
9.1.4. На земельных участках, предназначенных для обслуживания административных строений (сооружений), объектов инфраструктуры, стационарных торговых объектов - правообладатели административных строений (сооружений), объектов инфраструктуры, стационарных торговых объектов.
9.1.5. На земельных участках, на которых располагаются нестационарные торговые объекты - лица, получившие право на размещение нестационарных торговых объектов.
9.1.6. На земельных участках садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений, садово-огороднических объединений граждан, гаражно-строительных и гаражных кооперативов - органы управления садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений, гаражно-строительных кооперативов.
9.1.7. Хозяйствующие субъекты на подведомственных им территориях, в том числе:
9.1.7.1. На автомобильных дорогах, дорогах и улицах (проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна) - организации, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
9.1.7.2. На железнодорожных путях в пределах полосы отчуждения (откосы выемок и насыпей, переезды, переходы через пути) - железнодорожная организация, эксплуатирующая данные сооружения.
9.1.7.3. С территорий, отведенных для размещения и эксплуатации линий электропередач, газовых, водопроводных и тепловых сетей, - организации, эксплуатирующие указанные сети и линии электропередач.
9.2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами настоящих Правил влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9.3. Привлечение лиц к ответственности за нарушение требований законодательства в сфере обращения с отходами не освобождает лиц, допустивших их совершение, от обязанности по устранению нарушений, ликвидации их последствий и возмещению вреда, причиненного здоровью человека, окружающей среде, имуществу.
9.4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны возмещать вред, причиненный вследствие нарушения законодательства в области обращения с отходами, в порядке и размере, установленном законодательством Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------