Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.02.2014 по делу N А29-8315/2013 <Требование о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка и об обязании предоставить заявителю спорный участок в аренду удовлетворено, поскольку заявитель выполнил все предусмотренные Земельным кодексом условия и имел право на получение спорного земельного участка, кроме того, Земельный кодекс РФ не предусматривает возможность отказа в предоставлении земельного участка для строительства в связи с не представлением заявителем проектной документации на проверку соответствия требованиям градостроительного плана земельного участка>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 2014 г. по делу № А29-8315/2013

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2014 года, полный текст решения изготовлен 20 февраля 2014 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СВК" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
к администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка и об обязании предоставить заявителю спорный участок в аренду,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Г. по доверенности от 10.01.2014, представителя ответчика С. по доверенности от 03.05.2013,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "СВК" (далее - ООО "СВК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - администрация, ответчик) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка площадью 4 525 кв.м, находящегося по адресу: г. Сыктывкар, Сысольское шоссе, с кадастровым номером - 11:05:0105026:372, выраженного в письме от 25.09.2013 № 01/1-16/1927, а также об обязании ответчика предоставить ООО "СВК" в аренду данный земельный участок сроком на три года для строительства здания автоцентра.
Определением арбитражного суда от 19.11.2013 заявление принято к производству, назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 17.12.2013, а определением арбитражного суда от 17.12.2013 дело назначено к рассмотрению по существу на 14.01.2014.
Определением арбитражного суда от 14.01.2014 рассмотрение дела откладывалось на 12.02.2014. В судебном заседании 12.01.2014 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 09 часов ровно 13.02.2014. После окончания перерыва судебное заседание продолжено.
После перерыва представитель ответчика не явился в судебное заседание, будучи предупрежденным, что при не предоставлении дополнительных доказательств в обоснование своего отзыва и аргументов, со ссылками на нормы права, обосновывающими законность принятого решения, дело может быть разрешено по имеющимся в деле доказательствам, свидетельствующим об обоснованности требований Общества.
При этом представитель ответчика уведомлялся о времени объявленного перерыва и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.
Постановлением исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 26.08.2010 № 8/3751 утвержден акт выбора земельного участка № 2296 от 16.10.2008 для строительства здания автоцентра по Сысольскому шоссе, утверждена в составе земель населенных пунктов схема расположения земельного участка площадью 4 525 кв.м на кадастровой карте (плане) территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар", предварительно согласовано ООО "СВК" сроком на 3 года место размещения здания автоцентра на земельном участке площадью 4 525 кв.м по Сысольскому шоссе, утвержден градостроительный план земельного участка (л.д. 12 - 13).
Названным постановлением ООО "СВК" постановлено получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предполагаемого использования земельного участка санитарным правилам, осуществить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет, предоставить в управление архитектуры, градостроительства и землепользования администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" проектную документацию на проверку соответствия требованиям градостроительного плана земельного участка.
Во исполнение постановления администрации ООО "СВК" поставило названный земельный участок на кадастровый учет, о чем имеется в материалах дела кадастровый паспорт земельного участка № 1100/401/13-96987, согласно которому кадастровый номер земельного участка 11:05:0105026:372, площадь участка составляет 4 525+/-24 кв.м, адрес участка: Республика Коми г. Сыктывкар Сысольское шоссе (л.д. 15).
Заявлением от 21.08.2013 № 96 ООО "СВК" обратилось в Администрацию муниципального образования городского округа "Сыктывкар", в котором просило предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 11:05:0105026:372, площадью 4 525+/-24 кв.м, расположенный по адресу Республика Коми г. Сыктывкар Сысольское шоссе (л.д. 17) с целью строительства здания автоцентра.
Письмом от 25.09.2013 № 01/1-16/1927 Администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" сообщило Обществу об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 4 525 кв.м с кадастровым номером 11:05:0105026:372 (л.д. 18).
Не согласившись с указанным отказом, Общество обжаловало его в судебном порядке, обратившись в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим заявлением.
Ответчик в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил в материалы дела отзыв на заявление, в котором указывает о том, что Обществу отказано в предоставлении в аренду земельного участка по причине того, что Общество, в нарушение пункта 5 Постановления от 26.08.2010 № 8/3751, не предоставило в администрацию проектную документацию на автоцентр (л.д. 59).
Исследовав материалы дела и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, учитывая нижеследующее.
Согласно статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных в применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного орган или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам в собственность или в аренду.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из материалов дела видно, что Общество принимало меры для оформления земельного участка для строительства объекта с предварительным согласованием места размещения объекта.
По правилам пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В пункте 1 статьи 32 Земельного кодекса РФ указано, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Материалами дела, подтверждается, что Общество обратилось в администрацию с заявлением № 96 о предоставлении земельного участка в аренду в срок, установленный пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно 21.08.2013, о чем свидетельствует входящий штамп ответчика на заявлении (л.д. 17).

Постановлением Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 27.07.2012 № 6/2220 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в собственности МОГО "Сыктывкар" и земельных участков государственная собственность на которые не разграничена (далее - административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.2 административного регламента муниципальная услуга предоставляется Администрацией и осуществляется через отраслевые (функциональные) органы:
- Управление архитектуры, градостроительства и землепользования администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар";
- Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар";
а также отдел по управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
Пунктом 2.9 административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, а именно:
а) обращение (в письменном виде) заявителя, либо одного из заявителей при множественности лиц со стороны заявителя, с просьбой о прекращении подготовки запрашиваемого им документа;
б) неустранение заявителем причин, препятствующих подготовке документов в указанный срок;
в) отказ заявителя в предоставлении муниципальной услуги;
г) вступившее в законную силу определение или решение суда, препятствующее оказанию муниципальной услуги на момент принятия решения о ее предоставлении;
д) несвоевременная подача заявления для продления срока аренды по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставленных для целей, не связанных со строительством, а также земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для строительства (а именно, по истечении срока действия договора аренды);
е) неиспользование земельного участка, предназначенного для строительства, в указанных целях в течение трех лет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Материалами дела подтверждается, что для получения спорного земельного участка ООО "СВК" представило в администрацию все необходимые документы, в связи с чем, постановлением исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 26.08.2010 № 8/3751 утвержден акт выбора земельного участка № 2296 от 16.10.2008 для строительства здания автоцентра по Сысольскому шоссе, утверждена в составе земель населенных пунктов схема расположения земельного участка площадью 4 525 кв.м на кадастровой карте (плане) территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар", предварительно согласовано ООО "СВК" сроком на 3 года место размещения здания автоцентра на земельном участке площадью 4 525 кв.м по Сысольскому шоссе, утвержден градостроительный план земельного участка (л.д. 12 - 13).
В силу статей 30 - 32 Земельного кодекса РФ администрация по заявлению Общества должна была предоставить спорный земельный участок для строительства.
Заявитель обращался с соответствующим заявлением к ответчику, однако администрация отказала в предоставлении заявителю спорного земельного участка, мотивируя это только не выполнением Обществом пункта 5.3 постановления от 26.08.2010 № 8/3751 (л.д. 18).
В части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 4 данной статьи, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, отказ Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 25.09.2013 № 01/1-16/1927 в предоставлении Обществу в аренду земельного участка площадью 4 525 кв.м с кадастровым номером 11:05:0105026:372, противоречит требованиям статей 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ.
Спорный отказ необоснован, поскольку заявитель выполнил все предусмотренные Земельным кодексом условия и имел право на получение спорного земельного участка.
Кроме того, Земельный кодекс РФ не предусматривает возможность отказа в предоставлении земельного участка для строительства в связи с не представлением заявителем проектной документации на проверку соответствия требованиям градостроительного плана земельного участка.
Следовательно, оспариваемый отказ, изложенный в письме от 25.09.2013 № 01/1-16/1927, является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах, заявленные требования суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Обществом при подаче заявления в арбитражный суд уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб. платежным поручением от 04.10.2013 № 2410.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем, подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" в предоставлении в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "СВК" земельного участка площадью 4.525 кв.м по Сысольскому шоссе в г. Сыктывкаре Республики Коми с кадастровым номером 11:05:0105026:372, выразившийся в письме от 25.09.2013 № 01/1-16/1927.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа "Сыктывкар" предоставить Обществу с ограниченной ответственностью "СВК" в аренду сроком на три года земельный участок площадью 4.525 кв.м по Сысольскому шоссе в г. Сыктывкаре Республики Коми с кадастровым номером 11:05:0105026:372 для строительства объекта "Здание автоцентра".
Взыскать с администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "СВК" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) 2000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья


------------------------------------------------------------------