Решение Интинского городского суда Республики Коми от 30.06.2014 по делу N 2-1822/2014 <О признании недействующими отдельных положений Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению гражданам по договорам найма жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда, утв. Постановлением администрации МО городского округа "Инта" от 31.05.2012 N 5/1623>
ИНТИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2014 г. по делу № 2-1822/2014
Интинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Гамаюнова С.А.,
представителя ответчика - Администрации МОГО "Инта", С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 30 июня 2014 года дело по заявлению прокурора города Инты о признании недействующими положений Административного регламента по предоставлению гражданам по договорам найма жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда,
установил:
Прокурор города Инты обратился в суд с заявлением о признании абзаца 1 п. 1.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению гражданам по договорам найма жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда, утвержденного постановлением руководителя администрации МОГО "Инта" от 31.05.2012 № 5/1623 (далее - Административный регламент) в той части, в которой заявителем по предоставлению муниципальной услуги являются граждане, не обеспеченные жилыми помещениями на территории МОГО "Инта" не действующим со дня вступления решения суда в законную силу; признании абзаца 2 п. 1.2 Административного регламента в той части, в которой служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда на территории МОГО "Инта" не предоставляются гражданам, заключившим трудовые отношения на период трудоустройства в муниципальных унитарных предприятиях, финансируемых из бюджета МОГО "Инта", в связи с избранием на выборные должности в муниципальном образовании городского округа "Инта" не действующим со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой города изучено на предмет соответствия действующему федеральному законодательству постановление администрации МОГО "Инта" от 31.05.2012 № 5/1623 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению гражданам по договорам найма жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда" (в редакции постановлений администрации МОГО "Инта" от 21.03.2013 № 3/962, от 17.09.2013 № 9/3002, от 13.12.2013 № 12/4084). Указанное постановление в части является незаконным. Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги. На основании ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. В силу ч. 1 ст. 34 Закона РК от 06.03.2006 № 13-РЗ "Об административно-территориальном устройстве Республики Коми" административными территориями на территории города республиканского значения Инты с подчиненной ему территорией являются: город республиканского значения Инта с прилегающей территорией; поселок городского типа Верхняя Инта с подчиненной ему территорией; поселок городского типа Кожым с подчиненной ему территорией; поселок сельского типа Абезь с подчиненной ему территорией; село Адзьвавом с подчиненной ему территорией; село Косьювом с подчиненной ему территорией; село Петрунь с подчиненной ему территорией. Согласно Уставу МОГО "Инта" принятому Советом МОГО "Инта" 12.05.2007 в состав территории МОГО "Инта" входят территории следующих населенных пунктов, не являющихся поселениями: город республиканского значения Инта, поселки городского типа Верхняя Инта и Кожым; поселки сельского типа Юсьтыдор, Кочмес, Комаю, Лазурный, Абезь, Уса, Фион, Кочмес, Костюк; села Косьювом, Адзьвавом и Петрунь; деревни Кожымвом, Абезь, Епа, Тошпи, Ярпияг, Адзьва, Ягъель и Роговая; прилегающие к ним земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В нарушение данных положений абзацем 1 п. 1.2 Административного регламента установлено, что заявителями на предоставление муниципальной услуги являются граждане, не обеспеченные жилыми помещениями на территории МОГО "Инта". Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Абзац 2 п. 1.2 Административного регламента установлено, что служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда на территории МОГО "Инта" предоставляются только гражданам, заключившим трудовые отношения на период трудовой деятельности в муниципальных учреждениях, финансируемых из бюджета МОГО "Инта". Таким образом, абзацы 1 и 2 пункта 1.2 Административного регламента противоречат федеральному законодательству, содержат коррупциогенный фактор, подлежат признанию недействующими.
Прокурор в судебном заседании просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзац 1 п. 1.2 Административного регламента в той части, в которой заявителем по предоставлению муниципальной услуги являются граждане, не обеспеченные жилыми помещениями на территории МОГО "Инта"; абзац 2 п. 1.2 Административного регламента в той части, в которой служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда на территории МОГО "Инта" не предоставляются гражданам в связи с избранием на выборные должности в муниципальном образовании городского округа "Инта".
Представитель Администрации МОГО "Инта" - С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснила, к специализированному жилищному фонду относятся служебные жилые помещения, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения, предоставляемые детям-сиротам. Пункт 1.2 Административного регламента содержит общее понятие, кто может быть заявителем на предоставление муниципальной услуги. Выборных должностей согласно Уставу МОГО "Инта" нет. Постановлением Администрации МОГО "Инта" от 27.06.2014 внесены изменения в постановление от 31.05.2012, согласно которому абзац 2 п. 1.2 Административного регламента изложен в следующей редакции: "Служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования городского округа "Инта" предоставляются лицам, замещающим должности муниципальной службы муниципального образования городского округа "Инта", находящихся в трудовых отношениях с органами местного самоуправления муниципального образования городского округа "Инта", находящихся в трудовых отношениях с муниципальными учреждениями муниципального образования городского округа "Инта", муниципальными унитарными предприятиями муниципального образования городского округа "Инта".
Заслушав прокурора, представителя Администрации МОГО "Инта", исследовав и оценив в совокупности материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением администрации МОГО "Инта" от 31.05.2012 № 5/1623 утвержден Административный регламент по предоставлению гражданам по договорам найма жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда, в которое впоследствии вносились изменения постановлениями администрации МОГО "Инта" от 21.03.2013 № 3/962, от 17.09.2013 № 9/3002, от 13.12.2013 № 12/4084.
Указанное постановление и изменения к нему были опубликованы в печатном издании "Искра - твоя городская газета".
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" основными принципами противодействия коррупции являются законность, признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Согласно ст. 6 названного закона одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.
Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010) регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (муниципальная услуга) - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Предоставление муниципальных услуг осуществляется на основании административных регламентов.
Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010).
Пунктами 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 гарантированы права заявителей, в том числе, на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами.
В целях соблюдения прав заявителей, соблюдения предусмотренного п. 4 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 принципа открытости деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, административный регламент должен полно и достоверно отражать процедуру предоставления муниципальной услуги, соответствовать требованиям законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Из ч. 2 ст. 99 ЖК РФ следует, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона РК от 06.03.2006 № 13-РЗ "Об административно-территориальном устройстве Республики Коми" административными территориями на территории города республиканского значения Инты с подчиненной ему территорией являются: 1) город республиканского значения Инта с прилегающей территорией; 2) поселок городского типа Верхняя Инта с подчиненной ему территорией; 3) поселок городского типа Кожым с подчиненной ему территорией; 4) поселок сельского типа Абезь с подчиненной ему территорией; 5) село Адзьвавом с подчиненной ему территорией; 6) село Косьювом с подчиненной ему территорией; 7) село Петрунь с подчиненной ему территорией.
Согласно ч. 2.1 ст. 3 Устава МОГО "Инта", принятого Советом МОГО "Инта" 12.05.2007, в состав территории муниципального образования городского округа "Инта" входят территории следующих населенных пунктов, не являющихся поселениями: город республиканского значения Инта, поселки городского типа Верхняя Инта и Кожым; поселки сельского типа Юсьтыдор, Кочмес, Комаю, Лазурный, Абезь, Уса, Фион, Кочмес, Костюк; села Косьювом, Адзьвавом и Петрунь; деревни Кожымвом, Абезь, Епа, Тошпи, Ярпияг, Адзьва, Ягъель и Роговая; прилегающие к ним земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Абзацем 1 п. 1.2 Административного регламента установлено, что заявителями на предоставление муниципальной услуги являются граждане, не обеспеченные жилыми помещениями на территории МОГО "Инта".
То есть, понятия "муниципальное образование городского округа" и "населенный пункт" нетождественны, населенный пункт входит в состав муниципального образования городского округа.
Исходя из буквального толкования абзаца 1 п. 1.2 Административного регламента, граждане, обеспеченные жилым помещением в любом населенном пункте, входящем в состав территории МОГО "Инта", не могут быть заявителями на предоставление муниципальной услуги, а также имеется возможность предоставления специализированного жилого помещения в любом населенном пункте, входящем в состав территории МОГО "Инта".
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Постановлением Администрации МОГО "Инта" от 27.06.2014 внесены изменения в постановление от 31.05.2012, согласно которому абзац 2 п. 1.2 Административного регламента изложен в следующей редакции: "Служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования городского округа "Инта" предоставляются лицам, замещающим должности муниципальной службы муниципального образования городского округа "Инта", находящихся в трудовых отношениях с органами местного самоуправления муниципального образования городского округа "Инта", находящихся в трудовых отношениях с муниципальными учреждениями муниципального образования городского округа "Инта", муниципальными унитарными предприятиями муниципального образования городского округа "Инта".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003) выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения
Статьей 28 Устава МОГО "Инта" предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления городского округа составляют: Совет городского округа, глава городского округа - председатель Совета городского округа (глава городского округа), администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, контрольно-счетная палата муниципального образования городского округа - контрольный орган городского округа. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются настоящим Уставом.
Довод представителя Администрации МОГО "Инта" об отсутствии выборных должностей в МОГО "Инта" является необоснованным, поскольку согласно ст. 12 Устава МОГО "Инта" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями, в том числе, по организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов Совета городского округа. То есть, наличие выборных должностных лиц местного самоуправления не опровергается.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявление прокурора города о признании абзаца 1 п. 1.2 Административного регламента в той части, в которой заявителем по предоставлению муниципальной услуги являются граждане, не обеспеченные жилыми помещениями на территории МОГО "Инта"; абзаца 2 п. 1.2 Административного регламента в той части, в которой служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда на территории МОГО "Инта" не предоставляются гражданам в связи с избранием на выборные должности в муниципальном образовании городского округа "Инта" недействующими подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении противоречащих федеральному законодательству норм, суд находит, что они подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Оспариваемый акт был опубликован в печатном издании "Искра - твоя городская газета" и решение после вступления его в законную силу подлежит публикации в указанном печатном издании.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить заявление прокурора города Инты.
Признать абзац 1 пункта 1.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению гражданам по договорам найма жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда, утвержденного постановлением руководителя администрации МОГО "Инта" от 31.05.2012 № 5/1623 в той части, в которой заявителем по предоставлению муниципальной услуги являются граждане, не обеспеченные жилыми помещениями на территории МОГО "Инта" недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Признать абзац 2 пункта 1.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению гражданам по договорам найма жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда, утвержденного постановлением руководителя администрации МОГО "Инта" от 31.05.2012 № 5/1623 в той части, в которой служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда на территории МОГО "Инта" не предоставляются гражданам в связи с избранием на выборные должности в муниципальном образовании городского округа "Инта", недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение после вступления его в законную силу подлежит публикации в печатном издании "Искра - твоя городская газета".
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01.07.2014 в 17 час.
Судья
И.М.РУМЯНЦЕВА
------------------------------------------------------------------