Типы документов

Реклама

Партнеры

Распоряжение Правительства РК от 24.07.2014 N 264-р <О Концепции обеспечения безопасности детей и подростков в Республике Коми на 2014 - 2017 годы>



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 июля 2014 г. № 264-р

В целях создания единого подхода к решению вопросов комплексной безопасности детей и подростков в Республике Коми, гарантирующей качество условий для индивидуального развития каждого ребенка:
1. Одобрить Концепцию обеспечения безопасности детей и подростков в Республике Коми на 2014 - 2017 годы (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Предложить министерствам и иным органам исполнительной власти Республики Коми, государственным органам Республики Коми, образованным Главой Республики или Правительством Республики Коми, органам местного самоуправления в Республике Коми, организациям всех форм собственности в Республике Коми при планировании и проведении мероприятий в области обеспечения безопасности детей и подростков руководствоваться Концепцией.
3. Министерству образования Республики Коми в срок до 1 сентября 2014 года подготовить и внести в установленном порядке в Правительство Республики Коми план мероприятий по реализации Концепции.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы Республики Коми Николаеву Т.Н.

Временно исполняющий обязанности
Главы Республики Коми
В.ГАЙЗЕР





Одобрена
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 24 июля 2014 г. № 264-р
(приложение)

КОНЦЕПЦИЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2014 - 2017 ГОДЫ

1. Общие положения

1. Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В рамках нынешнего этапа социально-экономического развития страны разработана и принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства в Республике Коми являются принимаемые законы Республики Коми и издаваемые в соответствии с ними нормативные правовые акты, реализуемые приоритетные национальные проекты "Образование", "Здоровье", национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", региональная программа Республики Коми "Обеспечение правопорядка и безопасности граждан в 2014 году", региональная программа Республики Коми по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию России "Республика Коми - территория межнационального мира и согласия (2014 - 2020 годы)", региональная программа Республики Коми "Повышение безопасности дорожного движения (2013 - 2015 годы)" и другие.
В Республике Коми в основном создана законодательная база, ориентированная на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, на обеспечение их безопасности. Сформирована межведомственная система по выявлению и профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей. В 2010 году в Республике Коми был создан институт уполномоченного по правам ребенка.
Вместе с тем на сегодняшний день риск опасности для здоровья и жизни детей еще достаточно велик. Проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.
1.1. В последние годы особенно актуальной становится проблема обеспечения информационной безопасности детей. Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
В настоящее время многие дети имеют доступ во всемирную сеть "Интернет", которая содержит огромное количество информации запрещенного характера, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Растет количество сообщений о киберунижениях детей в социальных сетях. Отдельное место сейчас заняла тема противодействия распространению детской порнографии в сети "Интернет".
Распространение получила угроза вовлечения детей в незаконный оборот наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров через социальные сети и Интернет-ресурсы.
1.2. Особого внимания требует социальная инфраструктура для детей, которая представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, созданных в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Безопасность объектов инфраструктуры для детей - это условия сохранения жизни и здоровья детей, сохранения материальных ценностей от возможных пожаров, террористических актов, чрезвычайных ситуаций, преступных посягательств, создающих угрозу жизни и здоровью детей.
В настоящее время как в Российской Федерации, так и в Республике Коми отсутствует какая-либо система обеспечения безопасности оборудования детских игровых площадок. Сертификация такого оборудования является добровольной. Ни на один из контрольных (надзорных) органов не возложены соответствующие полномочия по контролю (надзору) за деятельностью предприятий и организаций, производящих и эксплуатирующих оборудование детских игровых площадок, за соблюдением требований безопасности национальных стандартов. Между тем около 30 процентов травм дети получают именно на этих объектах социальной инфраструктуры.
Безопасность объектов инфраструктуры для детей может быть достигнута проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, профилактического, информационного и организационного характера.
1.3. Из года в год продолжает оставаться актуальной проблема безопасности детей на дорогах. Именно дети очень часто оказываются в опасных дорожных ситуациях. Количество детей, пострадавших на дорогах, неуклонно растет. Более 75 процентов дорожно-транспортных происшествий с детьми произошло в городах и населенных пунктах.
Причиной роста уровня детского дорожно-транспортного травматизма является целая совокупность предпосылок для дорожно-транспортных происшествий с участием детей: высокие показатели автомобилизации и интенсивности движения на дорогах в городах республики; плохое состояние дорог, улиц и недостаточный уровень их освещенности; низкий уровень правосознания и культуры граждан в области дорожного движения, чувства долга и личной ответственности за свое поведение в процессе дорожного движения, игнорирование средств личной безопасности.
1.4. Актуальной на сегодняшний день остается проблема подростковой преступности в республике. Удельный вес преступности среди несовершеннолетних в республике составил в 2013 году 6,5 процента (по России - 5,4 процента). Остается высоким удельный вес повторной преступности: Республика Коми - 23,3 процента, Россия - 23,2 процента.
Не снижается количество детей, пострадавших от преступных посягательств.
В 2013 году на 15,06 процента больше уголовных дел было возбуждено следователями следственного управления о преступлениях, совершенных в отношении детей (2013 г. - 191 дело, 2012 г. - 166 дел).
Как в целом по России, так и Республике Коми вызывает тревогу распространенность преступлений несовершеннолетних, связанных с употреблением алкогольной продукции, удельный вес таких преступлений составил в 2013 году 19,6 процента.
Большинство причин безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних кроются в неправильном построении семейных отношений.
1.5. Несмотря на уменьшение численности детей, оказавшихся в социально опасном положении (2009 год - 3155 детей, 2010 год - 3074 ребенка, 2011 год - 2440 детей, 2012 год - 2412 детей, 2013 год - 2235 детей), проблема семейного неблагополучия остается весьма острой.
В едином республиканском банке данных по состоянию на 1 апреля 2014 года состояло 2111 семей, находящихся в социально опасном положении. Только за 1 квартал 2014 года выявлено 193 факта жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, из них 79 были допущены в семье.
1.6. К сожалению, как в России, так и в Республике Коми остается тревожной ситуация с подростковым суицидом.
По состоянию на 1 мая 2014 года было зарегистрировано 4 факта завершенного суицида среди несовершеннолетних.
Основными причинами суицидальных проявлений среди несовершеннолетних явились: неразделенная юношеская любовь, проблемы в семье (непонимание родителей, гиперопека, факты жестокого обращения в отношении несовершеннолетних).
2. Таким образом, значимыми проблемами в вопросах обеспечения безопасной среды для детей и подростков являются:
1) несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети "Интернет" и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту;
2) недостаточное внимание со стороны государства и общества к решению вопросов по созданию условий, исключающих возможность возникновения детского травматизма;
3) отсутствие серьезной и системной воспитательной работы с детьми по профилактике детского травматизма на дорогах;
4) необходимость совершенствования взаимодействия между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по устранению причин и условий, способствующих противоправному поведению подростков;
5) отсутствие должного взаимодействия органов образования с заинтересованными ведомствами и учреждениями по вопросам профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков;
6) обеспечение общедоступной досуговой деятельности для детей и подростков, в том числе находящихся в социально опасном положении;
7) малоэффективная воспитательная работа с родителями по вопросам ответственности за проявление жесткости и насилия в отношении детей;
8) недостаточная работа органов и учреждений системы профилактики по выявлению раннего семейного неблагополучия;
9) высокая латентность признаков и факторов, свидетельствующих о предрасположенности детей и подростков к поступкам суицидального характера.

2. Современное состояние обеспечения безопасности
детей и подростков в Республике Коми

1. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" продукция средств массовой информации сопровождается знаком информационной продукции.
В средствах массовой информации (далее - СМИ) запрещена для распространения среди детей информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом;
4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера.
В средствах массовой информации, учрежденных органами власти Республики Коми, приоритет отдается публикациям, посвященным здоровому образу жизни, спорту, пропаганде института семьи, досуговых мероприятий для детей, молодежи, другим социально значимым темам. В СМИ, целевой аудиторией которых является взрослое население, публикуются материалы, направленные на профилактику и обеспечение защиты нравственности и охраны здоровья детей в сфере оборота информации, способствующие повышению информированности аудитории о защите детей от негативной информации, с участием специалистов, работающих с детьми и молодежью.
Проводится работа по пресечению распространения экстремистских идей среди несовершеннолетних путем выявления в печатных и электронных СМИ Республики Коми публикаций, направленных на разжигание межнациональной розни, о распространении идей терроризма и экстремизма.
Во всех образовательных учреждениях, подключенных к сети "Интернет", в рамках приоритетного национального проекта "Образование" оператор связи согласно договору обеспечивает получателям доступ услуги к сети "Интернет" через централизованную систему контент-фильтрации Интернет-трафика в целях предотвращения доступа к информации сети "Интернет", несовместимой с целями образования (осуществляется блокировка запросов к Интернет-ресурсам, содержащим информацию, запрещенную законодательством Российской Федерации).
Для осуществления фильтрации дополнительных категорий ресурсов, не совместимых с задачами образования и воспитания обучающихся, в том числе по ограничению доступа к информации экстремистского характера, во все общеобразовательные учреждения поставлено программное обеспечение "Персональный клиент фильтрации". Для обеспечения более эффективной контент-фильтрации Министерством образования Республики Коми для всех образовательных организаций в Республике Коми закуплено специализированное программное обеспечение контент-фильтрации "KinderGate Родительский Контроль".
Несмотря на предпринятые меры, потребность обеспечения информационной безопасности детей и подростков при свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий остается актуальной.
2. В Республике Коми проводится большая работа по сохранению и развитию социальной инфраструктуры для детей, а также для обеспечения безопасности детей и подростков на объектах.
В целях обеспечения безопасности образовательных учреждений в Республике Коми реализуются мероприятия, осуществляемые во взаимодействии с органами МВД по Республике Коми, МЧС по Республике Коми и другими органами власти в Республике Коми, органами местного самоуправления, иными организациями.
В республике постоянно проводится мониторинг антитеррористической защищенности учреждений образования.
Состояние антитеррористической защищенности образовательных организаций характеризуется следующими показателями:
1) все образовательные организации обеспечены охраной, в том числе сторожами;
20 процентов учреждений охраняются частными охранными предприятиями;
системами видеонаблюдения оборудовано 228 (25 процентов) образовательных организаций;
4) 87 процентов от общего количества образовательных организаций имеют ограждения по всему периметру территорий.
Подразделениями вневедомственной охраны обеспечивается безопасность 488 объектов образования из 496 объектов, расположенных в зоне действия пунктов централизованной охраны (ПЦО) отделов вневедомственной охраны, в том числе с помощью кнопок экстренного вызова полиции (КЭВП) - 331.
В 2013 году образовательными организациями совместно с территориальными отделами МЧС России по Республике Коми и МВД России по Республике Коми проведены 1543 учебные тренировки по эвакуации учащихся и воспитанников в случае чрезвычайных ситуаций.
По данным МВД России по Республике Коми, в 2013 году преступных посягательств в отношении имущества образовательных организаций и нарушений общественного порядка не зафиксировано.
Вместе с тем в образовательных учреждениях имеются отдельные недостатки в области антитеррористической защищенности. Наибольшее число нарушений в рассматриваемой сфере связано с отсутствием ограждений у образовательных учреждений.
По-прежнему выявляются нарушения требований законодательства в части обеспечения антитеррористической защищенности, которые выражаются в ненадлежащем обеспечении пропускного режима посторонних лиц в образовательное учреждение.
Спортивные и детские площадки призваны удовлетворять потребности в отдыхе и соответствующем возрасту развитии, а не являться объектами, угрожающими здоровью и жизни ребенка.
По данным последней инвентаризации, в Республике Коми 644 спортивные площадки, включая площадки, находящиеся в ведомстве различных организаций.
К сожалению, по причине ненадлежащего содержания и неисправного состояния сооружений, инвентаря спортивных и детских площадок, в том числе в образовательных организациях, за 2013 год зафиксировано 143 случая травматизма детей и подростков.
3. Анализ дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с участием детей и подростков до 16 лет в Республике Коми свидетельствует о том, что количество зарегистрированных ДТП с участием несовершеннолетних за 1 квартал 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 2,9 процента (с 34 до 33 случаев). Удельный вес данных ДТП составил 11,7 процента. Количество раненых возросло на 20 процентов (с 35 до 42 детей). Количество погибших детей увеличилось на 200 процентов (в 1 квартале 2014 года зафиксировано 2 случая со смертельным исходом).
По своей вине пострадали 9 детей (в 1 квартале 2013 года - 14), по вине водителей - 33 ребенка (67,4 процента). Наиболее высокий рост количества ДТП по вине несовершеннолетних произошел в г. Ухта.
Распределение пострадавших несовершеннолетних в дорожно-транспортных происшествиях по категориям участников дорожного движения: дети-пешеходы - 16 (удельный вес от общего количества пострадавших детей - 59,5 процента, аналогичный период 2013 года - 38,1 процента), дети-пассажиры - 26 (21,4 процента), аналогичный период 2013 года - 14 (17,6 процента).
По возрасту: 12 пострадавших - дети до 7 лет, 14 - в возрасте от 7 до 10 лет, 8 - в возрасте от 10 до 14 лет, 3 - в возрасте от 14 до 16 лет.
Также по результатам проведенного анализа установлено, что из 26 пострадавших в ДТП несовершеннолетних пассажиров только 13 детей перевозились с использованием ремней безопасности или детского удерживающего устройства.
4. В 2013 году уровень подростковой преступности снизился на 1,8 процента (с 828 до 813), ее удельный вес составил 6,5 процента (2012 г. - 6,7 процента). На 4,5 процента сократилось число несовершеннолетних участников преступлений (с 770 до 735).
Показатели преступности несовершеннолетних в состоянии опьянения снизились на 21,7 процента (с 189 до 148), групповой преступности - на 14,5 процента (с 297 до 254), повторной преступности - на 1,2 процента (с 173 до 171).
Поставлено на профилактический учет 1957 несовершеннолетних правонарушителей (плюс 3,2 процента; 2012 г. - 1897) и 577 родителей, злостно уклоняющихся от обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей и подростков (минус 2 процента; 2012 г. - 589).
К административной ответственности привлечено 3495 несовершеннолетних (минус 4,9 процента, 2012 г. - 3675), 7537 родителей (законных представителей) (минус 3,9 процента, 2012 г. - 7842), иных лиц за правонарушения в отношении несовершеннолетних - 584 (минус 23 процента, 2012 г. - 758).
Снизилось число детей, погибших от преступных посягательств (минус 30 процентов; с 20 до 14).
Вместе с тем на фоне уменьшения количества составов преступлений по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (минус 37; с 27 до 17) увеличилось выявление фактов нанесения несовершеннолетним побоев (плюс 9,5 процента; с 603 до 660). Возросло количество выявленных преступлений и со стороны родителей в отношении детей (плюс 23,6 процента, с 186 до 235).
Возросло количество направленных материалов для возбуждения уголовного дела в отношении родителей (плюс 10,3 процента, с 184 до 203) и лиц, сожительствующих с родителями детей (плюс 92,9 процента, с 28 до 54), за преступления в отношении несовершеннолетних.
В отношении детей наблюдается рост совершенных насильственных преступлений (плюс 8,8 процента, с 873 до 950), в том числе сексуального характера (плюс 48,8 процента, с 84 до 125).
Возросло количество составленных в отношении несовершеннолетних административных материалов, связанных с употреблением наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ (в 4,5 раза, с 20 до 89).
Увеличилось число несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (в 3,3 раза, с 4 до 13).
Следует отметить, что по республике почти в 2 раза возросло число состоящих на учете в органах внутренних дел несовершеннолетних за употребление наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ (с 55 до 91). Эта динамика продолжает сохраняться и в 2014 году.
Сегодня одной из важнейших государственных задач стало сохранение и укрепление здоровья несовершеннолетних и молодежи, обеспечение безопасности их жизнедеятельности. Связано это в том числе и со сложившейся наркоситуацией в России. По результатам мониторинга около 18 миллионов жителей нашей страны хотя бы раз в жизни пробовали наркотики, а это 12,5 процента от общего населения страны. Столько же в ходе опроса заявили о своей готовности их попробовать в случае предложений. Наркотические средства регулярно или эпизодически употребляют 8 миллионов человек, или 5,6 процента от общего населения Российской Федерации, из них около 70 процентов - несовершеннолетние и молодежь. Средний возраст инициации - 16 лет. Согласно экспертным оценкам, ежегодно от наркотиков в Российской Федерации умирает как минимум 20 - 30 тысяч молодых людей.
В 2013 году в Республике Коми под диспансерным наблюдением с диагнозом наркомания состоял 1 подросток (Печорский район) из 941 лица (в 2012 году - 0 из 1051 лица). А на профилактическом учете со злоупотреблением наркотиками - 22 подростка (Корткеросский, Печорский, Сосногорский, Воркута, Инта) и 1 ребенок (Воркута) из 409 лиц (в 2012 году - 17 и 0 из 349 лиц).
5. Проблема жестокого обращения с детьми в семье на сегодняшний день - это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
В 2013 году число выявленных фактов жестокого обращения в отношении детей в семье возросло на 25 процентов.
Одной из мер оказания экстренной помощи детям - жертвам жестокого обращения является помещение их в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. В Республике Коми в настоящее время таких центров 19, в них одновременно могут круглосуточно проживать 320 детей и подростков. В 2013 году реабилитацию в центрах прошли 2116 детей и подростков, в отношении 85 из них было допущено жестокое обращение в семье.
С каждым ребенком проводится работа по индивидуальным реабилитационным программам командой специалистов, состоящей из психологов, социальных педагогов, воспитателей. Однако эффективной реабилитация может быть признана только в том случае, если участниками реабилитационного процесса выступают все стороны, в том числе социальное окружение ребенка.
В целях быстрого и эффективного реагирования на неблагоприятные ситуации, в которые попадают семьи и дети, в 2011 году в Республике Коми была создана экстренная межведомственная служба реагирования "Скорая социальная помощь" (далее - Служба). Служба объединяет усилия специалистов учреждений социального обслуживания, органов внутренних дел, органов опеки и попечительства, а также граждан республики, неравнодушных к проблемам детей.
Особенностью деятельности Службы в Республике Коми является организация ее работы на базе республиканского "Телефона доверия", что позволяет помимо оперативной передачи информации о каждом факте семейного неблагополучия в соответствующие органы предоставлять квалифицированную психологическую помощь каждому позвонившему. Звонки в Службу принимаются по всей территории Республики Коми круглосуточно и бесплатно.
Анализ обращаемости в Службу свидетельствует о ее востребованности среди населения. Так, в 2010 году было зарегистрировано 12 обращений по вопросам жестокого обращения с несовершеннолетними, в 2011 году - 31 обращение, в 2012 году - 148 обращений, в 2013 году зафиксировано 18 обращений, в первом квартале 2014 года - 7.
С каждым годом все большее количество подростков избирает Интернет-пространство для выражения своих переживаний и эмоциональных состояний. Для этой целевой категории в республике создан и успешно функционирует проект "Виртуальный психолог" (www.komiforum.ru), в рамках которого любой обратившийся может получить психологическое консультирование по запросу на сайте либо стать участником обсуждения актуальной темы на форуме сайта.
С целью формирования активной и ответственной жизненной позиции родителей и педагогов, исключающей насильственные методы воспитания детей, в Республике Коми с 2011 года реализуется технология "Детство без слез". Суть технологии заключается в создании и закреплении на эмоциональном уровне негативного отношения к любым проявлениям физического или психологического насилия над детьми.
6. В России частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30 процентов лиц в возрасте 14 - 24 лет бывают суицидальные мысли, 6 процентов юношей и 10 процентов девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10 процентах случаев суицидальное поведение имеет цель покончить собой и в 90 процентах случаев суицидальное поведение подростка - это привлечение к себе внимания.
По данным официальной статистики, в России от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.
По данным государственной статистики, количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7 процента от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62 процента всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.
Министерством образования Республики Коми, органами управления образованием в Республике Коми проводится определенная работа по профилактике суицидов среди несовершеннолетних.
В городах и районах республики разработаны и утверждены постановлениями глав муниципальных образований совместные планы работы по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних.
В рамках взаимодействия органов и учреждений системы профилактики и в целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия в каждом муниципальном образовании при территориальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав созданы социальные консилиумы. Основной целью социальных консилиумов является оказание помощи несовершеннолетним и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной помощи и реабилитации.
Практически в каждом учебном заведении создан информационный стенд с телефонами, адресами служб, оказывающих психологическую, социальную, психиатрическую помощь при кризисных состояниях несовершеннолетних, разработаны индивидуальные карты сопровождения детей, склонных к суицидальным проявлениям.
При проведении аттестации образовательных учреждений проводится анкетирование по изучению стиля педагогического общения преподавателей и учеников, анализируются причины конфликтных ситуаций (при их наличии).

3. Необходимость разработки Концепции

Разработка настоящей Концепции позволит сконцентрировать усилия органов государственной власти Республики Коми на решении конкретных проблем безопасности и противодействия угрозам, получившим свое распространение на территории Республики Коми.
1. Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей. По статистическим данным, в сети "Интернет" они проводят до 25 часов в неделю и, как правило, бесконтрольно. В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и "другом", и "помощником", и даже "воспитателем", "учителем".
Бесконтрольный доступ детей к сети "Интернет" может привести к киберзависимости, заражению компьютера вредоносными программами при скачивании файлов, нарушению нормального развития ребенка, неправильному формированию нравственных ценностей.
Одним из основных направлений в борьбе за информационную безопасность детей является просвещение родителей.
Уровень знаний родителей о программах и модулях по защите детей от негативной информации очень низкий. Сегодня многие из них встают перед проблемой, как ограничить доступ ребенка к компьютеру, как ограничить время пребывания в сети "Интернет" и защитить ребенка от негативной информации.
Поэтому перед СМИ в настоящий момент стоят задачи по формированию и расширению компетентности родителей в области медиабезопасного поведения детей и подростков.
Концепция предусматривает выстраивание четкой системы предупреждения получения детьми потенциально опасной для них информации, создание условий для обеспечения защиты нравственности и охраны здоровья детей в сфере оборота информации на территории Республики Коми, производства информационной продукции для детей.
В рамках Концепции будут реализованы меры, обеспечивающие наиболее эффективную и действенную защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
2. Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности на объектах социальной инфраструктуры должна решаться с учетом специфики объекта и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, с учетом обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
В рамках реализации настоящей Концепции необходимо предусмотреть меры, направленные на организацию безопасности детей.
В связи с проведением летней оздоровительной кампании и использованием для отдыха детей и подростков открытых водоемов и школьных бассейнов, учитывая несчастные случаи, приведшие к гибели детей, настоящая Концепция включает в себя комплекс мер, направленных на организацию работы по безопасной организации пребывания детей в местах открытых водоемов, плавательных бассейнов и предупреждению несчастных случаев на воде.
В рамках реализации Концепции требуется разработка единой методической инструкции, устанавливающей требования к организации купания детей организованными группами в лагерях отдыха и других детских организациях, расположенных у водоемов. При этом должна быть исключена организация купания детей в местах, специально не оборудованных для этих целей в установленном порядке, и без соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и проведения мероприятий для детей и подростков.
3. С развитием автомобилизации в крупных городах количество ДТП со случаями гибели и ранений людей значительно возрастает. Соответственно растет и детский травматизм.
Несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения в крупных городах показывают, что более половины ДТП происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.
Безопасность детей при перевозках и как участников дорожного движения должна обеспечиваться строгим соблюдением федеральных законов, Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. № 1177, а также Санитарно-эпидемиологических требований к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей.
В настоящее время возникла острая необходимость координации деятельности всех субъектов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, актуально системное рассмотрение данной проблемы в педагогическом аспекте.
4. Важнейшим условием решения задач по профилактике наркомании и алкоголизма должна являться целенаправленная профилактическая и просветительская антинаркотическая и антиалкогольная работа с различными категориями учащихся и студентов. Одной из наиболее перспективных форм работы по профилактике наркомании является развитие волонтерского движения, имеющего своей целью вовлечение подрастающего поколения в проведение досуга, несовместимого с употреблением наркотиков, а также оказание помощи в формировании активной жизненной позиции по ведению здорового образа жизни по принципу "Равный - равному".
Развитие и доступность учреждений дополнительного образования детей позволит обеспечить занятость несовершеннолетних, в том числе состоящих на профилактических учетах.
5. Актуальность проблемы насилия и жестокости по отношению к детям не вызывает сомнений. Зачастую жестокое обращение с детьми носит латентный характер и выявляется только в крайних случаях, в том числе при расследовании преступлений, повлекших тяжкий вред здоровью ребенка. Проблема насилия и жестокого обращения существует во всех социальных группах независимо от уровня дохода и положения в обществе.
Назрела необходимость решения острейшей проблемы - выработки механизмов, направленных на формирование в обществе нетерпимого отношения к формам воспитания детей с использованием насилия и психологического давления, профилактики насильственных действий в отношении детей, социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению.
6. Острота проблемы подростковых суицидов в обществе вызывает необходимость создания системы психолого-педагогической поддержки детей и подростков разных возрастных групп. Специфика организации социальной работы с подростками, склонными к суициду, заключается в проведении мероприятий, способствующих изменению их социальной изоляции и уменьшению суицидальных тенденций.
Для решения проблемы профилактики суицидальных проявлений среди детей и подростков необходима разработка модели взаимодействия семьи, образовательных организаций, социальных служб, органов здравоохранения и общества.

4. Цель и задачи Концепции

1. Целью Концепции является создание единого подхода к решению вопросов комплексной безопасности детей и подростков, гарантирующей качество условий для индивидуального развития каждого ребенка.
2. Основные задачи:
1) обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
2) формирование надежной системы защиты детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию;
3) развитие безопасной и комфортной социальной инфраструктуры для детей;
4) содействие развитию и поддержка объектов детского и семейного отдыха;
5) реализация мер по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
6) совершенствование организации подвоза детей от места жительства к школе и обратно, повышение уровня безопасности и комфорта детей при организованных перевозках к месту обучения;
7) повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка;
8) обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье, улучшение качества жизни, создание благоприятных условий;
9) выявление и нейтрализация источников угроз, связанных с распространением среди несовершеннолетних наркомании и алкоголизма;
10) укрепление психического здоровья учащихся, оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.

5. Меры по реализации Концепции

1. В целях реализации Концепции в Республике Коми необходимо принять комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности детей и подростков:
1) создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью, включающих регулярное проведение обучающих семинаров для педагогических работников образовательных организаций "Безопасность детей в сети "Интернет";
2) разработка методических и информационных материалов, размещение на образовательных сайтах и порталах сведений о лучших ресурсах для детей и родителей, подготовка информации для родителей о возможностях по организации родительского контроля за доступом к сети "Интернет";
3) внедрение систем исключения доступа к информации, несовместимой с задачами гражданского становления детей, а также средств фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств в организациях и учреждениях с пребыванием детей (образовательных, культуры и досуга, спорта, социальной защиты населения);
4) обеспечение информационного просвещения родителей, а также информационного освещения в средствах массовой информации вопросов, связанных с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью, направленное на широкие слои населения;
5) создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети "Интернет";
6) проведение ежегодных проверок всех помещений образовательных организаций всех типов и видов, организаций здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, культуры и спорта с целью обеспечения полного соблюдения норм пожарной безопасности;
7) проведение совместно с собственниками жилищного фонда, управляющими организациями многоквартирных домов, органами местного самоуправления обследования каждой придомовой территории, игровой и спортивной площадки, каждого парка, сквера, детского городка на предмет безопасности пребывания на данной территории несовершеннолетних с выработкой плана мероприятий по обновлению небезопасных для детей сооружений;
8) организация доступного досуга для детей и подростков;
9) формирование системы постоянного обеспечения безопасности оборудования детских игровых и спортивных площадок: создание правовых механизмов, разработка и реализация мер технического и финансового характера;
10) проведение ежегодного мониторинга состояния объектов социальной инфраструктуры городов, районов и сельских поселений республики;
11) подготовка обязательного технического стандарта безопасности на детских игровых и спортивных площадках, а также в детских оздоровительных лагерях, без соблюдения которого было бы невозможно введение таких площадок в эксплуатацию, а в оздоровительных лагерях было бы невозможно осуществлять размещение детей.
Технические стандарты должны обеспечивать безопасность таких объектов, как футбольные ворота, турники, гимнастические лестницы и т.д., а также стандарты должны обеспечивать безопасность при организации купания в детских оздоровительных лагерях;
12) создание системы технической укрепленности от криминальных и террористических угроз детских дошкольных и школьных образовательных организаций;
13) содействие развитию и поддержка объектов детского и семейного отдыха;
14) повышение эффективности общественного контроля безопасности в ходе организации подвоза школьников;
15) совершенствование и повышение эффективности работы, направленной на профилактику детского травматизма и обеспечение безопасности детей на дорогах;
16) размещение информации о работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в СМИ и сети "Интернет", на информационных стендах в образовательных организациях, организациях, оказывающих услуги детям;
17) создание детских автогородков;
18) проведение профилактических операций "Внимание - дети!";
19) реализация мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей;
20) разработка и обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми;
21) формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей;
22) формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми;
23) организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав (при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи;
24) формирование системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства;
25) разработка и внедрение образовательных программ подготовки подростков и молодежи к созданию семьи и семейным отношениям на основе традиционных семейных ценностей, к конструктивному разрешению конфликтных и трудных жизненных ситуаций, формированию ответственного отношения молодежи к браку и семье, к старшему поколению, к репродуктивному здоровью и поведению;
26) организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших;
27) создание регионального некоммерческого партнерства в целях объединения усилий государства и гражданского общества в работе по поиску пропавших детей, профилактике и пресечению преступлений насильственного и сексуального характера, в том числе совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей;
28) апробация и внедрение программ, технологий и форм социального сопровождения детей по профилактике жестокого обращения и реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения;
29) обеспечение проведения на регулярной основе информационной кампании, направленной на формирование нетерпимого отношения в обществе к насилию в отношении детей, на обучение детей возможным рискам и опасностям жестокого обращения и насилия, на просвещение родителей об ответственности за действия, направленные против детей;
30) распространение информации о детском "телефоне доверия" с общероссийским номером, обеспечение его функционирования;
31) обеспечение взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с негосударственными некоммерческими структурами по проблеме жестокого обращения и насилия по отношению к несовершеннолетним;
32) подготовка волонтеров для работы по пропаганде ненасильственного существования, по оказанию помощи пострадавшим от насилия детям через информационно-консультативную работу;
33) подготовка волонтеров по оказанию содействия в поиске пропавших детей и подростков;
34) участие детских общественных объединений в оказании содействия в обеспечении безопасности детей и подростков.
2. Финансирование мероприятий по реализации мер, предусмотренных в Концепции, предполагается осуществлять за счет средств республиканского бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете на реализацию Государственной программы Республики Коми "Развитие образования", региональной программы Республики Коми "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Коми (2013 - 2015 годы)", региональной программы Республики Коми "Обеспечение правопорядка и безопасности граждан в 2014 году".

6. Ожидаемые результаты реализации Концепции

1. Итогом реализации Концепции должна стать сформированная к 2017 году комплексная система мер, направленная на создание условий по обеспечению безопасности детей и подростков.
2. В соответствии с поставленными в Концепции задачами вводятся целевые индикаторы эффективности реализации мер по обеспечению безопасности детей и подростков:
1) создание и эффективное функционирование надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома;
2) обеспечение информированности граждан об имеющихся возможностях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
3) увеличение количества детей, способных критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях, умеющих распознавать и противостоять негативной информации в социальной жизни, СМИ, Интернет-пространстве и мобильной связи, применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях;
4) обеспечение безопасности детей на оборудованных детских игровых и спортивных площадках;
5) снижение количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков;
6) сокращение количества тяжких и особо тяжких насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних;
7) увеличение числа семей, получивших своевременную помощь на ранней стадии развития неблагополучия;
8) снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении;
9) снижение числа официально зафиксированных случаев семейного насилия;
10) снижение количества преступлений, совершенных детьми и подростками;
11) снижение числа несовершеннолетних, совершивших повторные преступления;
12) сокращение числа детей и подростков, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества;
13) создание системы межведомственного взаимодействия в сфере профилактики наркомании;
14) увеличение доли детей и подростков, вовлеченных в досуговую деятельность, в общей численности детского населения;
15) снижение доли детей и подростков, совершивших суицид или суицидальную попытку, в общей численности детского населения.
3. Эффективность реализации положений Концепции оценивается исходя из достижения уровня по каждому из индикаторов Концепции по итогам соответствующего года.


------------------------------------------------------------------