Решение Сысольского районного суда Республики Коми от 30.07.2014 по делу N 2-437/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Совета МО муниципального района "Сысольский" от 19.06.2014 N V-34/231 "О частичном приостановлении действия решения Совета муниципального района "Сысольский" от 25.03.2010 N IV-33/234 "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющихся работниками организаций, финансируемых из бюджета муниципального района "Сысольский">
СЫСОЛЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 июля 2014 г. по делу № 2-437/2014
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Константиновой Н.В.,
при секретаре М.,
с участием помощника прокурора Сысольского района ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района 25 июля 2014 года дело по заявлению Д.Е.А. об оспаривании решения Совета муниципального района "Сысольский" от 19.06.2014 № V-34/231,
установил:
Д.Е.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Совета муниципального района "Сысольский" от 19.06.2014 № V-34/231 о приостановлении компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно воздушным транспортом, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она приобрела авиабилет по маршруту <...> на ДД.ММ.ГГГГ, но на основании указанного решения в оплате проезда ей было отказано. По мнению заявителя, решение Совета муниципального района "Сысольский" противоречит Закону Республики Коми "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, являющихся работниками организаций, финансируемых из республиканского бюджета Республики Коми" и нарушает ее право на компенсацию оплаты проезда воздушным транспортом.
В судебном заседании заявитель на требованиях настаивала, дополнительно указав, что оспариваемый нормативный акт не был своевременно доведен до ее сведения.
Представитель Совета муниципального района "Сысольский" ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования не признал, указав, что оспариваемое решение принято в связи с непоступлением в бюджет муниципального района "Сысольский" на ДД.ММ.ГГГГ год запланированных средств, в связи с чем, были приняты меры по сокращению расходных статей бюджета. Решение Совета муниципального района "Сысольский" от 19.06.2014 № V-34/231 принято в пределах предоставленных полномочий и опубликовано в официальном издании "Информационный Вестник". В целях устранения разночтений при применении решения Совета муниципального района "Сысольский" от 19.06.2014 № V-34/231, Советом муниципального района предполагается внести изменения, предусматривающие компенсацию проезда к месту использования отпуска и обратно работникам, приобретшим авиабилеты до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до даты вступления в действие решения от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд находит требования не подлежащими удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с п. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации декларируется, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера устанавливаются Законом РФ от 19.02.1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В соответствии со ст. 33 указанного закона (в ред. Федерального закона от 02.04.2014 № 50-ФЗ) компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 325 Трудового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 02.04.2014 № 50-ФЗ, вступившего в силу с 13.04.2014) установлено, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.
Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска (п. 2 ст. 325 ТК РФ).
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (п. 8 ст. 325 ТК РФ).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 № 2-П "По делу о проверке конституционности положения части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Т." разъяснено, что оплата проезда граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно является дополнительной гарантией реализации работающими гражданами своего права на ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставление которой непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает (Определение от 6 июля 2010 года № 1083-О-О).
Закрепление данной гарантии в законе обусловлено стремлением государства создать для граждан, чье здоровье постоянно подвергается негативному воздействию природно-климатических факторов, дополнительные возможности для полноценного отдыха с целью оздоровления и восстановления работоспособности за пределами северных территорий. Возмещая дополнительные расходы, которые им приходится нести вследствие значительной территориальной удаленности районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, государство, с одной стороны, обеспечивает этим гражданам право на отдых, реализация которого по указанной причине для них затруднена, а с другой стороны, преследует конституционно значимую цель охраны здоровья людей.
Вместе с тем Конституция Российской Федерации, гарантируя равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19, части 1 и 2), не препятствует федеральному законодателю - при осуществлении регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере труда, определении их основного содержания, а также гарантий реализации - предусматривать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если такие различия являются оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям. При этом, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 22 октября 2009 года № 15-П, закрепление в Трудовом кодексе Российской Федерации равных для всех работодателей, так же как и для всех работников, прав и обязанностей (статьи 21 и 22) не препятствует законодателю устанавливать особенности регулирования труда работников, если эти особенности обусловлены объективными различиями в правовом статусе работодателей, с которыми они состоят в трудовых отношениях.
В силу приведенных правовых позиций законодатель вправе при осуществлении правового регулирования, связанного с предоставлением работникам тех или иных гарантий за счет средств работодателя, использовать дифференцированный подход, основанный на таких объективных факторах, как экономические и организационные характеристики работодателя, включая способ финансирования.
Д.Е.А. осуществляет трудовую деятельность в <...>, в должности <...>, что подтверждается трудовой книжкой заявителя (л.д. 9 - 11).
Муниципальное <...> финансируется за счет бюджета муниципального района "Сысольский", что не отрицается сторонами.
Решением Совета муниципального района "Сысольский" от 25.03.2010 № IV-33/234 утвержден "Порядок предоставления компенсации на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника и его несовершеннолетних детей, в том числе находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье работника, а также стоимости провоза багажа" (далее - Порядок оплаты проезда), которым регулируются вопросы предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющимся работниками организаций, финансируемых из бюджета муниципального района "Сысольский".
Пунктом 7 Порядка оплаты проезда установлено, что компенсация стоимости проезда воздушным транспортом назначается и выплачивается исходя из фактической стоимости проезда, но не свыше стоимости проезда в салоне "экономкласса".
Решением Совета муниципального района "Сысольский" от 25.03.2010 № IV-33/235 действие Порядка оплаты проезда в части компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно воздушным транспортом приостанавливалось на период до 01.01.2011.
Решением Совета муниципального образования "Сысольский" от 19.06.2014 № V-34/231 действие решения Совета муниципального района "Сысольский" от 25.03.2010 № IV-33/234 в части компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно воздушным транспортом вновь приостановлено на период с 01 июля 2014 года до 01 января 2015 года. При этом, установлено, что при предоставлении проездных документов воздушного транспорта работник предоставляет справку о стоимости проезда в плацкартном вагоне скорого или пассажирского поезда. В случае, если стоимость проезда работника воздушным транспортом к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации превышает стоимость проезда в плацкартном вагоне скорого или пассажирского поезда - осуществляется оплата стоимости проезда в плацкартном вагоне скорого или пассажирского поезда, если не превышает - осуществляется оплата стоимости проезда воздушным транспортом.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Из положений ст. 120 Гражданского кодекса РФ следует, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано муниципальным образованием (муниципальное учреждение).
По смыслу ст. ст. 9.1. 9.2 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" функции и полномочия учредителя в отношении созданного муниципальным образованием учреждения осуществляются органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.
В соответствии со ст. 28 Устава "МО МР Сысольский" (далее - Устав МО МР "Сысольский") Совет муниципального района "Сысольский" является выборным представительным органом района, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
В исключительной компетенции Совета муниципального района находятся вопросы утверждения местного бюджета, а также определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (п. п. 1, 5 ст. 30 Устава МО МР "Сысольский").
Согласно ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Аналогичная норма, предусматривающая порядок отмены или приостановления муниципального правового акта, содержится в ст. 49 Устава МО МР "Сысольский".
Принимая во внимание, что Совет муниципального образования "Сысольский" осуществляет полномочия собственника муниципальных учреждений, решения указанного органа муниципального образования "Сысольский" по вопросам предоставления компенсаций, связанных с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работникам учреждений, финансируемых за счет бюджета муниципального района "Сысольский", а также частичное приостановление действия соответствующих решений являются правомочными.
Согласно ст. 35 Устава "МО МР "Сысольский" Совет муниципального района по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Коми, настоящим уставом муниципального района, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района. Решения Совета муниципального района, изданные в пределах его компетенции, имеют юридическую силу, обязательны для исполнения всеми гражданами, учреждениями и организациями, расположенными на соответствующей территории, и не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Пунктом 3 ст. 48 Устава МО МР "Сысольский" предусмотрено, что муниципальные правовые акты муниципального района подлежат опубликованию в газете "Маяк Сысолы" и (или) других средствах массовой информации. Кроме того, муниципальные правовые акты могут быть обнародованы путем размещения текстов муниципальных правовых актов на информационных стендах муниципального района с целью доведения до сведения жителей, проживающих на территории муниципального района.
Решение Совета муниципального района от 19.06.2014 № V-34/231 опубликовано в "Информационном вестнике" от 27.06.2011 № 6.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" средством массовой информации является периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
В соответствии с Положением об "Информационном вестнике Совета и Администрации муниципального района "Сысольский", утвержденном Решением Совета МО муниципального района "Сысольский" от 28.04.2006 № 27/221, бюллетень "Информационный вестник Совета и администрации муниципального района "Сысольский" (далее - "Информационный вестник") на основании Устава муниципального района "Сысольский" и регламента работы Совета муниципального района "Сысольский" является официальным периодическим печатным изданием (п. 1.1). В "Информационном вестнике" на русском языке публикуются решения Совета муниципального района "Сысольский", нормативно-правовые акты руководителя администрации муниципального района "Сысольский" (п. 2.1). "Информационный вестник" распространяется на территории муниципального района "Сысольский" Республики Коми путем бесплатной рассылки (п. 6.1). Бесплатная рассылка "Информационного вестника" осуществляется отделом организационной и кадровой работы администрации муниципального района "Сысольский", в соответствии с перечнем мест размещения через глав сельских поселений и руководителей администраций сельских поселений (п. 6.2).
Таким образом, решение Совета муниципального района от 19.06.2014 № V-34/231 опубликовано в средствах массовой информации, соответственно, вступило в законную силу с 27.06.2014, то есть с даты опубликования.
Доводы заявителя о ненадлежащем обнародовании оспариваемого нормативного акта нельзя признать обоснованными, так как решением Совета муниципального района "Сысольский" от 28.04.2006 № 27/221 также утвержден перечень мест размещения "Информационного вестника", в число которых входит <...>, где осуществляет трудовую деятельность Д.Е.А. Соответственно, заявитель не была лишена возможности ознакомиться с принятым нормативным актом.
Суд также не может согласиться с доводами заявителя о противоречии решения Совета муниципального района от 19.06.2014 № V-34/231 требованиям Закона Республики Коми от 31.12.2004 № 78-РЗ "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, являющихся работниками организаций, финансируемых из республиканского бюджета Республики Коми", поскольку названный закон распространяется только на работников государственных органов Республики Коми и государственных учреждений Республики Коми. При этом, работники учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования, в частности Д.Е.А., к таковым не относятся.
Поскольку решением Совета муниципального района от 19.06.2014 № V-34/231 регулируется порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам в связи с трудовыми отношениями в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при определении законности и обоснованности указанного нормативного акта следует исходить из положений федерального законодательства о труде.
Ранее действующая редакция ст. 325 Трудового кодекса РФ предусматривала, что лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов (п. 1).
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (п. 8).
Между тем, пункт 1 ст. 325 Трудового кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 02.04.2014 № 50-ФЗ, вступившего в силу с 13.04.2014, не содержит в качестве гарантий компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно любым видом транспорта.
Трудовым кодексом РФ гарантируется оплата проезда к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта только работникам федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений (п. 2 ст. 325 ТК).
Отсюда следует, что органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять размер, порядок и условия компенсации оплаты проезда к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в муниципальных учреждениях, и устанавливать при этом вид транспорта, при использовании которого расходы подлежат возмещению.
В период с 01.07.2014 до 01.01.2015 в соответствии с Порядком оплаты проезда, за работниками муниципальных учреждений муниципального района "Сысольский" сохранено право на компенсацию оплаты стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно исходя из стоимости проезда железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне скорого или пассажирского поезда, водным транспортом - в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы, автомобильным транспортном (за исключением личного) - в автобусах с мягкими откидными сиденьями. Расходы на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно при использовании личного автомобильного транспорта компенсируются по стоимости проезда в плацкартном вагоне скорого или пассажирского поезда (п. п. 7, 10, 11).
Таким образом, приостановление компенсации оплаты проезда к месту использования отпуска и обратно воздушным транспортом муниципальным образованием "Сысольский", не лишает работников муниципальных учреждений права на получение гарантий, связанных с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, поскольку за ними сохраняется возможность получения компенсации при использования иных видов транспорта.
Кроме того, решением Совета муниципального района "Сысольский" от 19.06.2014 № V-34/231 не ограничивается право граждан на получение компенсации по оплате стоимости проезда при использовании воздушного транспорта, а лишь устанавливается предельный размер, подлежащий возмещению, который не может превышать стоимость проезда в плацкартном вагоне скорого или пассажирского поезда.
Таким образом, принятие Советом муниципального района "Сысольский" решения об ограничении размера компенсационных выплат работникам муниципальных учреждений исходя из объема средств муниципального бюджета, само по себе не препятствует работникам реализовать свое право на отдых с целью оздоровления и восстановления работоспособности за пределами северных территорий.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение Совета муниципального района "Сысольский" от 19.06.2014 № V-34/231 "О частичном приостановлении решения Совета муниципального района "Сысольский" от 25.03.2010 № IV-33/234 "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющихся работниками организаций, финансируемых из бюджета муниципального района "Сысольский" не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушает права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.
Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Д.Е.А. об оспаривании решения Совета муниципального района "Сысольский" от 19.06.2014 № V-34/231 "О частичном приостановлении решения Совета муниципального района "Сысольский" от 25.03.2010 № IV-33/234 "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющихся работниками организаций, финансируемых из бюджета муниципального района "Сысольский", оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья
Н.В.КОНСТАНТИНОВА
------------------------------------------------------------------