Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление администрации муниципального образования городского округа "Воркута" от 04.08.2014 N 1356 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Без долгов по оплате за жилищно-коммунальные услуги на 2014 - 2015 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ВОРКУТА"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2014 г. № 1356

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "БЕЗ ДОЛГОВ
ПО ОПЛАТЕ ЗА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
НА 2014 - 2015 ГОДЫ"

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", распоряжением Правительства Республики Коми от 27.06.2014 № 221-р "Об утверждении перечня мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального, газового и энергетического комплексов Республики Коми к работе в осенне-зимний период 2014 - 2015 годов" администрация муниципального образования городского округа "Воркута" постановляет:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Без долгов по оплате за жилищно-коммунальные услуги на 2014 - 2015 годы" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута" Я.Н.Мельникова.
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Руководитель администрации
городского округа
"Воркута"
Е.ШУМЕЙКО





Приложение
к Постановлению
администрации городского округа
"Воркута"
от 4 августа 2014 г. № 1356

ПАСПОРТ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "БЕЗ ДОЛГОВ ПО ОПЛАТЕ
ЗА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ НА 2014 - 2015 ГОДЫ"

Ответственный исполнитель муниципальной программы
Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута"
Соисполнители программы
Администрация муниципального образования городского округа "Воркута", ресурсоснабжающие и управляющие организации, ТСЖ, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Воркута", отдел судебных приставов по г. Воркута (по согласованию), государственная жилищная инспекция (по согласованию)
Программно-целевые инструменты муниципальной программы
-
Цель программы
Сдерживание роста задолженности потребителей жилищно-коммунальных услуг перед организациями жилищно-коммунального комплекса
Задачи муниципальной программы
- создание и реализация комплексной системы мер, направленных на сокращение задолженности потребителей жилищно-коммунальных услуг перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства;
- сокращение задолженности и увеличение уровня собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги
Целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы
- отсутствие просроченной задолженности бюджетных потребителей за жилищно-коммунальные услуги;
- снижение просроченной задолженности прочих потребителей за жилищно-коммунальные услуги до уровня не более 5% от предъявленного к оплате;
- сдерживание роста просроченной задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги
Этапы и сроки реализации муниципальной Программы
2014 - 2015 годы
Объемы финансирования муниципальной программы
Мероприятия, предусмотренные Программой, проводятся ресурсоснабжающими и управляющими организациями за счет средств, предусмотренных на осуществление текущей деятельности, администрацией МО ГО "Воркута" - за счет средств бюджета МО ГО "Воркута", предусмотренных на данные виды расходов на текущий финансовый период
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
В результате реализации мероприятий Программы ожидается, что к концу 2015 года будут достигнуты следующие результаты:
- отсутствие просроченной задолженности бюджетных потребителей за жилищно-коммунальные услуги;
- снижение просроченной задолженности прочих потребителей за жилищно-коммунальные услуги до уровня не более 5% от предъявленного к оплате;
- сдерживание роста просроченной задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом

Проблема неплатежей за жилищно-коммунальные услуги всегда была очень важной для отрасли ЖКХ и жилищных предприятий. Наличие просроченной задолженности приводит к возникновению проблем для работы всей системы ЖКХ в связи с тем, что энергоснабжающие и жилищно-коммунальные организации недополучают значительные объемы финансовых средств за фактически оказанные услуги и не могут рассчитаться по своим обязательствам. Для эффективной организации работы с долгами необходимо осуществлять комплексные меры. Главное внимание при этом должно уделяться снижению и предупреждению задолженности, которая возникла относительно недавно, так как долгосрочную задолженность взыскать гораздо сложнее. И как основной результат (цель деятельности), которого при этом необходимо достигнуть, - увеличение собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги, достаточных для покрытия издержек деятельности жилищных предприятий.
Рассмотрим основные причины формирования задолженности по основным категориям потребителей.
Индивидуальные предприниматели (преимущественно занимающиеся торговлей) и юридические лица являются прибыльными, но вместе с тем не считают нужным в срок и в полном объеме оплачивать счета за коммунальные услуги, высвобождая, таким образом, дополнительные оборотные средства под закупку товаров. В связи с этим, необходимо рассмотреть вопрос о возможности расторжения договоров аренды помещений с неплательщиками жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, существующее законодательство позволяет производить организациям-должникам отключение горячей и холодной воды.
Задолженность бюджетных потребителей складывается в основном, в начале календарного года, в период заключения договоров ресурсоснабжения, затягивающегося иногда на несколько месяцев. Также негативное влияние на оплату бюджетными организациями коммунальных услуг может оказать неправильное планирование необходимых бюджетных средств и, как следствие, недостаточность лимитов бюджетных ассигнований, выделенных учреждениям на отчетный период. Как правило, задолженность бюджетных потребителей во втором квартале выравнивается и не превышает уровня текущей задолженности, а в декабре текущего года в целях сведения задолженности к минимальному объему, коммунальные услуги авансируются.
Задолженность организаций-банкротов, как показывает опыт, практически не подлежит взысканию, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования по коммунальным платежам удовлетворяются в третью очередь.
Основную долю (77,7%) в структуре задолженности за потребленные ЖКУ составляет задолженность населения (задолженность управляющих организаций и товариществ собственников жилья).
Проводимые исследования показывают, что наиболее дисциплинированными плательщиками являются люди пенсионного и предпенсионного возраста, традиционно полностью и своевременно оплачивающие жилищно-коммунальные услуги. Должниками по оплате жилищно-коммунальных услуг являются:
Первая категория - социально опустившиеся личности;
Вторая категория - довольно обеспеченные люди, которым некогда оплатить коммунальные услуги;
Следующая категория неплательщиков - не платящая по принципиальным соображениям (несправедливые высокие тарифы, недовольство властью и т.п.).
В Воркуте как в регионе, относящемся к районам Крайнего Севера, значительна доля так называемого брошенного жилья, когда граждане уже длительное время фактически проживают за пределами Воркуты, но для получения "северных" надбавок к пенсии сохраняют регистрацию на территории городского округа, не продают свою собственность и при этом не считают нужным нести расходы по оплате ЖКУ. Разыскать таких собственников для того, чтобы взыскать задолженность, довольно трудоемкий и требующий финансовых затрат процесс.
Масштаб изложенной проблемы приводит к необходимости разработки муниципальной ведомственной целевой программы, позволяющей объединить способы борьбы с неплатежами потребителей в единый комплекс мероприятий с участием управляющих организаций, органов правления товариществ собственников жилья, органов местного самоуправления, иных ведомств и структур на территории городского округа "Воркута".

2. Приоритеты реализуемой на территории МО ГО "Воркута"
политики в сфере реализации программы, цель (цели), задачи
и целевые показатели (индикаторы) достижения цели (целей)
и решения задач, описание основных ожидаемых конечных
результатов программы, сроков и контрольных этапов
реализации программы

Целью реализации Программы является снижение задолженности потребителей жилищно-коммунальных услуг перед организациями жилищно-коммунального комплекса.
Предусматривается решение следующих приоритетных задач программы:
- создание и реализация комплексной системы мер, направленных на сокращение задолженности потребителей жилищно-коммунальных услуг перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства;
- сокращение задолженности и увеличение уровня собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Перечень целевых показателей для оценки результатов реализации программы приведен в таблице № 1 к программе.
В результате реализации программы ожидается достижение следующих результатов:
- отсутствие просроченной задолженности бюджетных потребителей за жилищно-коммунальные услуги;
- снижение просроченной задолженности прочих потребителей за жилищно-коммунальные услуги до уровня не более 5% от предъявленного к оплате;
- сдерживание роста просроченной задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги.

3. Перечень основных мероприятий муниципальной программы

Основными причинами роста задолженности за жилищно-коммунальные услуги являются:
- недостаточная работа предприятий по ведению досудебной и исковой работы по взысканию дебиторской задолженности;
- некачественное и несвоевременное обслуживание общего имущества многоквартирных домов управляющими организациями. Недовольство граждан обслуживанием мест общего пользования многоквартирных домов и предоставлением коммунальных услуг управляющими организациями и поставщиками коммунальных услуг;
- личная недисциплинированность плательщиков;
- неэффективность способа взыскания дебиторской задолженности в части применения действующего жилищного законодательства к злостным неплательщикам. Погашение задолженности по оплате за отдельные виды услуг не дает возможности продолжать работу по поданному иску в суд, в том числе и процедуру по выселению нанимателя из жилого помещения в соответствии со ст. 90 ЖК РФ;
- большая доля пустующего и брошенного жилищного фонда (особенно на поселках);
- невозможность установить местонахождение должника, его имущества по причине выезда за пределы МО ГО "Воркута";
- неэффективная работа службы судебных приставов по исполнению вступивших в законную силу актов по взысканию задолженности за ЖКУ.
Можно выделить несколько направлений противодействия образованию задолженности за жилищно-коммунальные услуги:

№ п/п
Мероприятие
Содержание мероприятия
Исполнители
Срок исполнения
1. Предупреждение задолженности
1.1.
Меры социальной поддержки населения с низкими доходами
- оказание помощи гражданам для обращения за мерами социальной защиты (оформление льгот, субсидий);
- предоставление жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого жилого помещения
Управляющие организации, ГБУ РК "ЦСЗН г. Воркуты", отдел по учету и распределению жилья администрации МО ГО "Воркута"
постоянно
1.2.
Меры стимулирующего характера для дисциплинированных плательщиков
- скидки со стоимости жилищно-коммунальных услуг (например, при условии своевременной оплаты предыдущих девяти месяцев плата за жилищно-коммунальные услуги, снижение в каждом шестом месяце на 1 - 3%)
Управляющие организации
по решению управляющей организации
1.3.
Проведение разовых акций
- розыгрыши и лотереи к Новому году,
- акции по списанию пеней и т.п.
Управляющие организации
один раз в год
1.4.
Совершенствование системы ответственности
- взыскание пени за просрочку платежа;
- включение в договор условия о праве требования возмещения убытков, связанных с реализацией мероприятий по погашению задолженности в случае просрочки платежа
Управляющие организации
при заключении договоров управления
1.5.
Информационное сопровождение всех происходящих в ЖКХ процессов
- разработка медиаплана с информационным сопровождением;
- освещение работы службы судебных приставов по взысканию задолженности за ЖКУ;
- размещение социальной рекламы (рекламные щиты, световые короба, листовки)
Управляющие организации, пресс-служба администрации МО ГО "Воркута"
1-й квартал 2015 года
1.6.
Организация взаимодействия со службой судебных приставов
- участие совместно со службой судебных приставов в адресном обходе должников с целью установления их имущественного положения и ареста принадлежащего им имущества
Управляющие организации, Отдел судебных приставов по г. Воркута, администрация МО ГО "Воркута"
постоянно
1.7.
Совершенствование системы и методов организации сбора и начисления платежей
- возможность телефонной сверки и консультаций по начислению платежей,
- увеличение пунктов приема платежей, их удобное расположение, изменение режима работы и т.п.
Управляющие организации, агенты по сбору платежей населения за ЖКУ
постоянно
1.8.
Повышение качества жилищно-коммунальных услуг и совершенствование процесса их предоставления и контроля
- быстрое реагирование на заявки граждан;
- соблюдение графиков вывоза мусора и уборки придомовых территорий;
- наличие в каждом доме четких перечней и стоимости работ в счет ежемесячных платежей по обслуживанию и ремонту общедомового имущества;
- осуществление муниципального контроля за выполнением управляющими организациями условий договоров управления и требований законодательства и т.д.
Управляющие организации, УГХиБ администрации МО ГО "Воркута"
постоянно
1.9.
Обеспечение своевременного заключения бюджетными учреждениями договоров ресурсоснабжения
- своевременное направление проектов договоров, их рассмотрение и подписание
Руководители бюджетных учреждений, ресурсоснабжающих организаций
январь 2015 года
1.10.
Установление жесткого контроля за расчетами бюджетных организаций за потребленные коммунальные ресурсы
- ежемесячный мониторинг расчетов бюджетных учреждений с ресурсоснабжающими организациями;
- введение механизма ответственности руководителя учреждения за несвоевременные расчеты за коммунальные ресурсы
Администрация МО ГО "Воркута"
ежемесячно
2. Мероприятия по снижению задолженности прочих потребителей, сдерживанию роста задолженности населения
2.1.
Мониторинг задолженности потребителей за ЖКУ
- обеспечение качественного, полного и своевременного отражения операций по начислению, сбору платежей, перерасчетам и т.п.
Ресурсоснабжающие организации, управляющие организации, агенты по сбору платежей населения
постоянно
2.2.
Анализ возникновения задолженности
- классификация задолженности по срокам возникновения, категориям неплательщиков
Ресурсоснабжающие организации, управляющие организации, агенты по сбору платежей населения
постоянно
2.3.
Заключение соглашений о реструктуризации задолженности
- предоставление должникам рассрочки по оплате задолженности путем подписания соответствующих соглашений
Ресурсоснабжающие организации, управляющие организации, агенты по сбору платежей населения
постоянно
2.4.
Отключение либо ограничение предоставления жилищно-коммунальных услуг (по горячему водоснабжению и (или) электроснабжению)
- временное уменьшение объема поставляемого горячего водоснабжения и (или) электроснабжения и (или) введение графика их предоставления (в т.ч. путем разборки участка трубопровода ГВС, расположенного на границах ответственности собственника жилого помещения и управляющей организации в месте расположения отключающего вентиля с установкой заглушки и ее опломбированием, отсоединение токопроводящего проводника от отсекающего коммутационного устройства в этажном щитке)
Ресурсоснабжающие организации, управляющие организации
постоянно
2.5.
Меры предсудебного воздействия, направленные на конкретного должника
- направление уведомлений (предупреждений) и претензий о необходимости погашения задолженности;
- приглашение граждан, имеющих задолженность, на заседания комиссии по работе с задолжниками;
- еженедельное проведение заседаний комиссий по работе с задолжниками, по результатам которых принимаются решения о передаче искового заявления в суд или о предоставлении рассрочки погашения долга путем заключения соответствующего соглашения;
- вручение уведомлений нанимателям жилых помещений, имеющим задолженность свыше 6 месяцев, о том, что в соответствии со ст. 90 ЖК РФ в случае неуплаты задолженности с ними будет расторгнут договор социального найма
Ресурсоснабжающие организации, управляющие организации, Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута"
постоянно
2.6.
Меры судебного воздействия на конкретного должника
- подготовка и подача в суд исковых заявлений о взыскании задолженности;
- подача исковых заявлений на выселение нанимателей и проживающих совместно с ними членов их семей по договору социального найма
Ресурсоснабжающие, управляющие организации, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Воркута"
постоянно
2.7.
Обеспечение наличия жилых помещений меньшей площади для переселения должников
- проведение ремонта муниципальных общежитий для переселения должников
УГХиБ администрации МО ГО "Воркута"
2015 год (при выделении бюджетных средств)
2.8.
Работа с выморочным недвижимым имуществом
- выявление выморочного недвижимого имущества для его последующего обращения в собственность МО ГО "Воркута" и предоставление под заселение нанимателям
Администрация МО ГО "Воркута", управляющие организации, ТСЖ, Комитет по управлению имуществом администрации МО ГО "Воркута"
постоянно
3. Организационно-методические мероприятия
3.1.
Проведение заседаний межведомственной рабочей группы по рассмотрению вопросов погашения задолженности потребителей жилищно-коммунальных услуг
Рассмотрение результатов проводимых мероприятий по взысканию задолженности потребителей за жилищно-коммунальные услуги, выработка мер, обеспечение взаимодействия структур - участников процесса взыскания задолженности
Администрация МО ГО "Воркута", прокуратура г. Воркуты
ежеквартально
3.2.
Участие в заседаниях Общественного совета Республики Коми по вопросам реализации жилищного законодательства и расчетов в жилищно-коммунальной сфере
- рассмотрение вопросов, связанных с изменениями действующего законодательства;
- выработка рекомендаций по принятию организационных мер
Администрация МО ГО "Воркута", представители управляющих организаций, ТСЖ
по мере проведения заседаний
3.3.
Участие в семинарах, обучение специалистов
- повышение уровня квалификации специалистов;
- обмен опытом;
- изучение изменений законодательства и т.д.
Администрация МО ГО "Воркута", представители управляющих организаций, ТСЖ
по мере проведения
3.4.
Повышение качества заключаемых договоров между ресурсоснабжающими и управляющими организациями на поставку коммунальных ресурсов
- приведение договоров ресурсоснабжения в соответствие с требованиями законодательства (постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, от 28.03.2012 № 253 и др.);
- соответствие договорных объемов потребления коммунальных услуг объемам, предъявляемым собственникам многоквартирного дома
Управляющие, ресурсоснабжающие организации
1-й квартал 2015 года
3.5.
Проведение инвентаризации дебиторской задолженности
- списание безнадежной к взысканию задолженности
Управляющие, ресурсоснабжающие организации
ежеквартально
3.6.
Привлечение специализированных организаций по взысканию просроченной задолженности за ЖКУ
- заключение договоров с коллекторскими агентствами
Управляющие организации
при наличии положительного опыта работы в данной сфере

4. Механизм реализации Программы

Меры социальной защиты населения с низким доходом.
В первую очередь необходимо осуществлять мероприятия, направленные на исключение формирования задолженности социальных групп населения с низкими доходами.
К населению с низкими доходами относятся:
- граждане, получающие пенсии, пособия, стипендии;
- одинокие матери, семьи с двумя и более детьми;
- работники учреждений бюджетной сферы;
- трудоспособные безработные, не получающие пособия.
Стоимость услуг для данных граждан имеет большое значение. В целях своевременной их оплаты оказание содействия в оформлении субсидий по оплате ЖКУ и льгот.
Меры стимулирующего характера для дисциплинированных плательщиков и разовые мероприятия по сглаживанию сезонности.
Применение для дисциплинированных плательщиков скидок со стоимости жилищно-коммунальных услуг путем проведения различных акций, лотерей и т.д. При условии своевременной оплаты предыдущих девяти месяцев плата за жилищно-коммунальные услуги снижается в каждом шестом месяце на 1 - 3%.
Хороший результат может принести проведение праздничных розыгрышей и лотерей, а также акции по списанию пеней и т.п.
Совершенствование системы ответственности.
В сочетании с мерами стимулирования применение мер ответственности за нарушение платежной дисциплины. Наиболее эффективными мерами ответственности являются:
- взыскание пени за просрочку платежа;
- включение в договор условия о праве требования возмещения убытков, связанных с реализацией мероприятий по погашению задолженности, в случае просрочки платежа.
Пени за просрочку платежа оказывает большое воздействие на неплательщиков. Но наниматели (собственники) помещений могут быть освобождены от уплаты пени, если задолженность по жилищно-коммунальным услугам возникла по уважительным причинам (тяжелая болезнь, длительная командировка и т.д.) и имеются подтверждающие документы.
Включение в договора условия, что в случае просрочки платежа потребителем жилищно-коммунальных услуг у управляющей организации возникает право требовать возмещения убытков, связанных с реализацией мероприятий по погашению задолженности. Это расходы на содержание юристов, консультантов по работе с должниками и т.д.
Информационное сопровождение всех происходящих в ЖКХ процессов.
Все происходящие в жилищно-коммунальном комплексе процессы должны иметь информационную поддержку:
- информационные стенды на подъездах домов;
- информационные стенды в организациях, участвующих в процессах предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- освещение в СМИ.
Кроме этого необходимо:
а) проводить мероприятия по популяризации ЖКХ - создание в СМИ положительного образа работника ЖКХ, проведение открытых уроков с представителями ЖКХ в учебных заведениях, проведение всевозможных круглых столов и т.д.;
б) сделать тему задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги общеизвестной - разовые акции по масштабному информированию всех слоев населения о проблеме задолженности за жилищно-коммунальные услуги с приданием мероприятию социальной остроты и значимости через указание конкретных целей и работ, которые необходимо выполнять на собранные от населения средства.
Совершенствование системы и методов организации начисления и сбора платежей.
Основные идеи устранения причин неплатежей, связанных с организацией системы оплаты за жилищно-коммунальные услуги, - это:
- экономия времени и усилий потребителей;
- обеспечение своевременности получения потребителями информации.
Путь реализации идей - проведение следующих организационных мероприятий:
- доставка квитанций (приведение в порядок почтовых ящиков, при их отсутствии - вручение квитанции лично потребителю);
- начисление и сверка платежей (возможность телефонной сверки, увеличение пунктов сверки);
- прием платежей (удобное расположение пунктов приема платежей, их увеличение, изменение режима работы и т.п.).
Повышение качества жилищно-коммунальных услуг и совершенствование процесса их предоставления и контроля.
В настоящее время для населения важным фактором задолженности по оплате услуг является их ненадлежащее оказание.
Граждане уделяют большое внимание качеству предоставляемых услуг, которое зависит от деятельности управляющей организации. Развитие конкуренции в этой сфере может быть основано на изменении самого процесса оказания жилищных услуг: работа сантехников в удобные для жителей часы, немедленное реагирование на заявки граждан, четкий график выхода специалиста по заявке, наличие в каждом доме четких перечней работ в счет ежемесячных платежей по техническому обслуживанию и стоимости работ по ремонту внутриквартирных сетей и оборудования и т.п.
Все перечисленные меры помогают повысить уровень собираемых платежей, но не направлены на решение проблемы снижения уже имеющейся задолженности.
Мероприятия по снижению задолженности направлены на конкретного потребителя.
Можно выделить несколько направлений снижения задолженности.
Мониторинг и анализ задолженности
Для эффективной работы по взысканию задолженности необходим постоянный мониторинг и качественный анализ возникающей задолженности.
Просроченную задолженность можно классифицировать как задолженность, погашение которой можно ожидать в течение:
1) 2 - 3 месяцев с момента возникновения;
2) 12 месяцев с момента возникновения;
3) 12 - 36 месяцев с момента возникновения;
4) практически не подлежащую взысканию:
- взыскание задолженности с истекшим сроком исковой давности (36 месяцев);
- отсутствие должника (или его наследников), в т.ч. когда его местонахождение не установлено;
- отсутствие у должника доходов и (или) имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Задолженность, погашение которой можно ожидать в период до 2 - 3 месяцев.
Возникновение 2 - 3-месячной задолженности чаще всего обусловлено рядом причин временного характера:
- неумышленная неоплата;
- болезнь потребителя, не позволяющая ему несколько месяцев оплачивать услуги;
- продолжительный отъезд;
- совершение крупных расходов (расходы в связи с большими праздниками, подготовкой к школе и т.п.);
- несогласие с начисленными суммами;
- неудобная система сбора платежей (неудобный график работы учреждений и т.п.).
После устранения причин появления задолженности она будет оплачена потребителем.
Таким образом, задержка оплаты в пределах 2 - 3 месяцев основана на факторах, чаще всего связанных непосредственно с потребителем или организационными "неудобствами" в системе сбора платежей.
Необходимо применение мер ответственности за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг для предотвращения перехода данной категории задолженности в категорию долгосрочной.
Задолженность, погашение которой можно ожидать в период до 12 месяцев (долгосрочная).
Данный вид задолженности обусловлен более глубокими причинами, в т.ч. осмысленного (осознанного, умышленного) характера. Наиболее распространенными причинами продолжительной неоплаты жилищно-коммунальных услуг в период более трех месяцев являются:
- умышленное уклонение от оплаты по морально-психологическим причинам (политического характера, ожидание инфляции и т.п.);
- уклонение от оплаты в связи с проживанием во втором жилье или в другом городе, вызванное неудобством внесения денежных средств в другом городе/районе и отсутствием ответственности за это;
- уклонение от оплаты в связи с принадлежностью к социально незащищенным категориям населения;
- умышленное уклонение от оплаты в связи с низким качеством жилищно-коммунальных услуг;
- иные уклонения от оплаты в связи со слабо развитым механизмом привлечения к ответственности за неоплату жилищно-коммунальных услуг.
Задолженность, погашение которой можно ожидать в период от 12 до 36 месяцев или погашение которой вообще не ожидается.
Наиболее часто встречающимся условием возникновения такой задолженности является сочетание следующих причин:
- причины, связанные с низким уровнем дохода потребителя;
- хронический характер заболеваний, препятствующих осуществлению действий по оплате жилищно-коммунальных услуг (в т.ч. алкоголизм и наркомания);
- наличие ситуаций, в которых взыскание задолженности практически и (или) юридически невозможно.
Таким образом, устойчивая неспособность потребителя оплачивать жилищно-коммунальные услуги подкрепляется невозможностью (или нежеланием) ее взыскания.
Практически не подлежащая взысканию задолженность.
Взыскание в судебном порядке задолженности за жилищно-коммунальные услуги и последующее обращение взыскания на имущество должника - наиболее строгая мера ответственности за неоплату. Однако существуют ситуации, когда даже вынесение судебного решения о взыскании практически не влечет за собой получения истцом денежных средств для оплаты предоставленных жилищно-коммунальных услуг.
Прежде всего следует отметить, что гражданским законодательством установлен общий срок исковой давности, по истечении которого суд отказывает во взыскании имеющихся сумм долга. Общий срок исковой давности составляет 3 года (36 месяцев).
Кроме того, на этапе исполнительного производства могут возникнуть ситуации, в результате которых исполнение судебного решения окажется практически невозможным. В частности, это случаи отсутствия должника или имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Следует отметить, что выселение гражданина-собственника из его квартиры на основании неоплаты услуг, согласно, Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Обращение взыскания на квартиру возможно только в случае, если она не является единственным жильем, как это указано в ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выселение граждан, проживающих по договору социального найма, также ограничено множеством юридических и практических условий. Например, для выселения в связи с неоплатой жилищно-коммунальных услуг более шести месяцев необходимо наличие малогабаритного жилого фонда. Чаще всего в муниципальных образованиях для этих целей он не предусмотрен.
Таким образом, создаются ситуации, когда граждане могут безнаказанно годами не платить за жилищно-коммунальные услуги.
Субъект, осуществляющий мониторинг и анализ, должен определиться, на какой вид задолженности ориентироваться в первую очередь, и в зависимости от этого организовывать свою работу с должниками.
Отключение либо ограничение предоставления жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации начисление пеней не только становится мерой договорной ответственности, но и приобретает характер законной неустойки (т.е. не требует наличия договора, взыскивается на основании закона). За несвоевременную или не полностью внесенную плату за жилищно-коммунальные услуги начисляются и взыскиваются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России. Пени начисляются за каждый день просрочки. Поэтому несвоевременно оплачивать жилье и коммунальные услуги невыгодно.
Отказ от предоставления жилищных услуг, а также отключение части коммунальных услуг - практически безотказный способ влияния на снижение задолженности. Но обязательным принципом отключения (ограничения) от предоставления жилищно-коммунальных услуг является соблюдение законности отключений (ограничений).
Введение такой меры ответственности, как временное законное отключение от услуг, имеет следующие особенности:
- во-первых, такая мера целесообразна только при включении оплаты за электроэнергию в общий счет за жилищно-коммунальные услуги;
- во-вторых, достаточно освещения в средствах массовой информации одного - двух случаев отключения от услуг для того, чтобы большая часть населения изыскала возможность оплатить имеющуюся задолженность и соблюдала платежную дисциплину.
Меры предсудебного воздействия, направленные на конкретного должника.
Данные меры заключаются в информировании должника о намерении обратиться в суд за взысканием задолженности. Фактически это может выражаться в направлении должнику уведомления о необходимости погашения задолженности или копии искового заявления.
Значение данных мероприятий заключается в выполнении функции напоминания о необходимости оплаты за жилищно-коммунальные услуги.
Меры судебного воздействия на конкретного должника.
Данные меры связаны с понуждением должника к совершению действий по оплате жилищно-коммунальных услуг. В случае отсутствия дохода должника происходит обращение взыскания на его имущество.
Данные меры не могут применяться, если должным образом не выполнены меры предсудебного воздействия.
Как правило, суд выносит решение о взыскании не только суммы задолженности, но и всех судебных расходов. Причем их размер напрямую зависит от суммы задолженности: чем больше сумма задолженности, тем больше размер государственной пошлины.
Погашение задолженности на основании решения суда осуществляется путем удержания из заработной платы, пенсии, иного дохода. Возможен такой вариант, как наложение ареста на собственность неплательщика. Иногда по судебному решению с должника не взыскивают задолженность, а выселяют его из занимаемого жилого помещения в связи с систематической неоплатой жилищно-коммунальных услуг. В отношении граждан, проживающих на условиях договора найма, это реализуется путем предоставления ему помещения с меньшей площадью (в пределах норм площади общежития). В отношении собственников квартир такая возможность (выселение) не предусмотрена.
Но не всегда задолженность при вынесении судебного решения в пользу истца будет взыскана с ответчика. В судебной практике возникают случаи, когда от судебных приставов приходит акт о невозможности взыскания долга.
Поэтому очень важна предварительная работа с должниками. Обращение же в суд по "безнадежным" категориям дел целесообразно в том случае, если:
- есть в наличии жилые помещения меньшей площади для переселения должников;
- существует перспектива списания "безнадежной" задолженности и (или) получения возмещения на покрытие данных убытков.
Таким образом, более действенными мероприятиями по снижению задолженности является привлечение потребителей к ответственности.
Основная цель проведения всех перечисленных мероприятий - объединение усилий органов местного самоуправления, работников ЖКХ всех уровней, СМИ и общественности по решению проблем, связанных с задолженностью потребителей за жилищно-коммунальные услуги.

5. Этапы и сроки реализации муниципальной программы

Срок реализации Программы - 2014 - 2015 годы.
Этапы реализации Программы не предусмотрены.

6. Ресурсное обеспечение Программы

Мероприятия, предусмотренные Программой, проводятся ресурсоснабжающими и управляющими организациями за счет средств, предусмотренных на осуществление текущей деятельности, администрацией МО ГО "Воркута" - за счет средств бюджета МО ГО "Воркута", предусмотренных на данные виды расходов на текущий финансовый период.

7. Контроль за ходом исполнения Программы

Контроль за ходом реализации Программы осуществляется межведомственной рабочей группой по рассмотрению вопросов погашения задолженности потребителей жилищно-коммунальных услуг.

8. Оценка эффективности реализации Программы

В результате реализации мероприятий Программы ожидается, что к концу 2015 года будут достигнуты следующие результаты:
- отсутствие просроченной задолженности бюджетных потребителей за жилищно-коммунальные услуги;
- снижение просроченной задолженности прочих потребителей за жилищно-коммунальные услуги до уровня не более 5% от предъявленного к оплате;
- сдерживание роста просроченной задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги.


------------------------------------------------------------------