Решение Усинского городского суда Республики Коми от 25.03.2014 по делу N 2-515/2014 <О приведении в соответствие с требованиями федерального законодательства абзацев 2 и 3 пункта 4 в части словосочетаний "по радиусу в метрах" Постановления главы администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 07.10.2013 N 2079>
УСИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 марта 2014 г. по делу № 2-515/2014
Усинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Кашина Н.А.,
с участием старшего помощника прокурора г. Усинска Гусаковой Г.П.,
при секретаре Витенко Л.Р.,
25 марта 2014 г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усинске Республики Коми гражданское дело по заявлению прокурора г. Усинска к Администрации муниципального образования городского округа "Усинск" о приведении в соответствие требованиям федерального законодательства постановления главы администрации МОГО "Усинск" № 2079 от 07.10.2013 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции",
установил:
Прокурор г. Усинска Республики Коми обратился в суд с заявлением о приведении в соответствие требованиям федерального законодательства постановления главы администрации МОГО "Усинск" № 2079 от 07.10.2013 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции". В заявлении прокурор указал, что 07.10.2013 г. постановлением главы администрации МО ГО "Усинск" № 2079 определены границы прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Указанное постановление, по мнению прокурора, является незаконным и подлежит изменению, поскольку положение пункта 4 постановления главы администрации МО ГО "Усинск" от 07.10.2013 № 2079 расширяют зону действия запрета на продажу алкогольной продукции, что влечет нарушение прав граждан - потребителей указанной продукции так же, как и субъектов экономической деятельности, осуществляющих реализацию такой продукции, которые в, том числе, могут быть необоснованно привлечены к административной ответственности, в связи с неправильным определением границ территорий, на которых розничная продажа алкогольной продукции запрещена. В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Учитывая указанные обстоятельства и положения закона, прокурор просит: обязать администрацию МО ГО "Усинск" привести в соответствие требованиям федерального законодательства абзацы 2 и 3 пункта 4 постановления главы администрации МО ГО "Усинск" от 07.10.2013 № 2079 путем исключения в данных абзацах словосочетаний "по радиусу в метрах" после слов "в стационарный торговый объект".
Прокурор в судебном заседании Гусакова Г.П. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации МО ГО "Усинск" К. и Ш., действующие на основании доверенности, представили и поддержали письменный отзыв на заявление, в котором против удовлетворения требований прокурора возражают. В частности, представители указывают, что ни Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", ни указанные Правила не содержат положений о необходимости определения расстояния "по кратчайшему пути движения пешехода", как, например, это закреплено в п. 7 ст. 19 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг). Кроме того, кратчайшее расстояние представляет собой прямую - линию, путь которой равен расстоянию между двумя точками. Радиус - это отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой, лежащей на окружности. То есть, в данном спорном случае расстояние по прямой и по радиусу будут равны, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав граждан - потребителей алкогольной продукции и субъектов экономической деятельности, осуществляющих реализацию такой продукции оспариваемым нормативным актом (л.д. N).
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции.
Так, пунктом 2 статьи 16 указанного закона установлено, что - не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
Положениями пункта 4 статьи 16 данного закона установлено, что к прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" Правительство Российской Федерации утвердило Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее по тексту - Правила № 1425 от 27.12.2012 г.).
Указанными Правилами установлен порядок определения органами местного самоуправления границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Так, пунктом 5 Правил № 1425 от 27.12.2012 г. дополнительная территория определяется:
- при наличии обособленной территории - от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект;
- при отсутствии обособленной территории - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект.
Во исполнение Правил № 1425 от 27.12.2012 г. Постановлением администрации МО ГО "Усинск" № 2079 от 07.10.2013 определены границы прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее по тексту - Постановление № 2079 от 07.10.2013).
Пунктом 4 данного постановления установлены следующие способы расчета расстояний от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 1 постановления, до границ прилегающих территорий:
- при наличии обособленной территории - от входа посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект по радиусу в метрах;
- при отсутствии обособленной территории - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 1 настоящего постановления, до входа посетителей в стационарный торговый объект по радиусу в метрах.
Сопоставление и анализ приведенных положений пункта 5 Правил № 1425 от 27.12.2012 г. и пунктом 4 Постановления № 2079 от 07.10.2013 г. позволяет признать несоответствие подхода к определению способов расчета расстояний от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 статьи 16 Правил № 1425 от 27.12.2012 г. и пункте 1 Постановления № 2079 от 07.10.2013 г., до границ прилегающих территорий.
В соответствии с п. 7 Правил № 1425 от 27.12.2012 г. способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законами иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Из приведенных положений закона следует, что органы местного самоуправления не вправе выходить за рамки, установленные федеральным законодательством, необоснованно расширяя или сужая сферу действия ограничений.
Как обоснованно указывает в исковом заявлении прокурор, понятия определения расстояний, сформулированные в пункте 5 Правила № 1425 от 27.12.2012 г. в отношении "обособленной территории", а также при отсутствии таковой, не предусматривают применения каких-либо геометрических терминов, а именно "радиус".
Применение способа расчета "по радиусу в метрах" предполагает измерение расстояния между объектами независимо от существующих естественных и искусственных преград (проезжая часть дорог, стены и помещения жилых и нежилых зданий, ограждения административных и иных объектов), без учета сложившихся систем дорог, тротуаров, пешеходных путей и пешеходных переходов.
Действие Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также сидра, пуаре (грушевого сидра), медовухи (медового напитка), и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), и на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции, то есть значительного круга участников.
Следовательно, несоответствие муниципальных правовых актов положениям и требованиям федерального законодательства повлечет нарушение прав и законных интересов значительного круга участников указанных правоотношений.
Положения пункта 4 Постановления № 2079 от 07.10.2013 г., определяющие способы расчета "по радиусу в метрах", предлагает иное правовое изложение понятий, сформулированных в п. 5 Правила № 1425 от 27.12.2012 г., что фактически влечет расширение зоны действия запрета на розничную продажу алкогольной продукции и, как следствие, нарушение прав участников рассматриваемых правоотношений.
Проанализировав указанные обстоятельства, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию муниципального образования городского округа "Усинск" в десятидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу привести в соответствие с требованиями федерального законодательства абзацы 2 и 3 пункта 4 постановления главы администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 07.10.2013 № 2079 путем исключения в данных абзацах словосочетаний "по радиусу в метрах" после слов "в стационарный торговый объект".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в апелляционном порядке через Усинский городской суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 31 марта 2014 г.
Председательствующий
Н.А.КАШИН
------------------------------------------------------------------