Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление администрации МО муниципального района "Сыктывдинский" от 30.04.2014 N 4/853 "Об утверждении положения о межведомственном взаимодействии учреждений, служб, входящих в систему профилактики Сыктывдинского района, по работе с несовершеннолетними детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, и "группы риска"



АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "СЫКТЫВДИНСКИЙ"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2014 г. № 4/853

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
УЧРЕЖДЕНИЙ, СЛУЖБ, ВХОДЯЩИХ В СИСТЕМУ ПРОФИЛАКТИКИ
СЫКТЫВДИНСКОГО РАЙОНА, ПО РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
ДЕТЬМИ И СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ
ПОЛОЖЕНИИ, И "ГРУППЫ РИСКА"

Руководствуясь Порядком взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утвержденным Протоколом Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Коми от 5 апреля 2010 года, с целью дальнейшей реализации Федерального закона от 24.06.1999 № 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и повышения эффективности работы служб, входящих в систему профилактики среди несовершеннолетних, администрация муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" постановляет:
1. Признать утратившим силу постановление главы муниципального района - руководителя администрации района муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" от 13.05.2009 № 5/1349 "Об утверждении положения о межведомственном взаимодействии учреждений, служб, входящих в систему профилактики Сыктывдинского района, по работе с несовершеннолетними детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, и "группы риска".
2. Утвердить положение о межведомственном взаимодействии учреждений, служб, входящих в систему профилактики Сыктывдинского района по работе с несовершеннолетними детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, и "группы риска" согласно приложению.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
4. Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его официального опубликования.

Первый заместитель
руководителя администрации
муниципального района
Е.ТРЕНЕВА





Приложение
к Постановлению
администрации муниципального образования
муниципального района
"Сыктывдинский"
от 30 апреля 2014 г. № 4/853

ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧРЕЖДЕНИЙ, СЛУЖБ,
ВХОДЯЩИХ В СИСТЕМУ ПРОФИЛАКТИКИ СЫКТЫВДИНСКОГО РАЙОНА,
ПО РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ И СЕМЬЯМИ,
НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ,
И "ГРУППЫ РИСКА"

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституциями Российской Федерации и Республики Коми и общепризнанными принципами и нормами международного права, законодательными актами Российской Федерации и Республики Коми, администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" и стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Сыктывдинском районе.
1.2. Положение определяет основные совместные действия субъектов профилактики по предотвращению фактов жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, предупреждению безнадзорности, беспризорности и антиобщественных действий несовершеннолетних и осуществлению работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и "группы риска".
1.3. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:
1) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
2) центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения;
3) управление образования;
4) сектор опеки и попечительства Агентства РК по социальному развитию по Сыктывдинскому району;
5) управление культуры;
6) ГБУЗ РК "Сыктывдинская ЦРБ";
7) ГКУ РК "Центр занятости населения Сыктывдинского района";
8) ОПДН МО МВД России "Сыктывдинский";
9) образовательные организации всех типов и видов.
1.4. Главными целями деятельности учреждений, служб по работе с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, и "группы риска" являются:
1) реализация основных направлений государственной семейной политики на территории Сыктывдинского района;
2) проведение работы по профилактике социального сиротства, правонарушений, преступности и безнадзорности несовершеннолетних;
3) оказание своевременной и квалифицированной всесторонней помощи семьям и несовершеннолетним;
4) организация межведомственных рейдов по выявлению семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и "группы риска";
5) регулярное обновление и сверка муниципального банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и "группы риска".

2. Основные понятия, применяемые в настоящем Положении

Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Семья "группы риска" - семья, которая в силу различных неблагоприятных социально-экономических, социально-демографических, психолого-педагогических и других факторов не может создать надлежащие условия воспитания детей и которая нуждается в социальной поддержке и помощи для более успешного выполнения своих функций по содержанию и воспитанию детей.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, и "группы риска".
Социальная реабилитация - восстановление утраченных или ранее не востребованных социально значимых качеств личности.
Опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.
Жестокое обращение - такая форма взаимоотношений между ребенком и взрослым, когда старшая сторона действием или бездействием без сожаления или сочувствия причиняет младшей стороне физическую или моральную боль.
Физическое насилие - есть неслучайное причинение вреда здоровью ребенка путем применения физической силы с нанесением значимых для здоровья повреждений родителем или лицом, осуществляющим опеку и уход.
Сексуальное насилие - есть причинение вреда незрелой сексуальности ребенка путем его принуждения к сексуальным контактам или их суррогатным эквивалентам словом или действием, с применением физической силы или без применения таковой с целью удовлетворения сексуальной потребности взрослого участника отношений.
Психологическое насилие - есть понуждение ребенка к действию или бездействию в интересах побуждающего лица путем угроз, уговоров, давления, задабривания и т.д., т.е. хронические рецидивирующие паттерны поведения вида: унижение, оскорбление, издевательство, высмеивание.

3. Принципы работы

Деятельность учреждений, служб Сыктывдинского района по работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, и "группы риска" осуществляется на основе следующих принципов:
1) принцип взаимодействия, который предполагает координацию деятельности служб и общественных объединений района посредством согласования в работе с целью снижения количества семей, находящихся в социально опасном положении, и "группы риска";
2) принцип адресности предполагает выделение исполнителей и закрепление за ними определенного круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленной цели;
3) принцип комплексности предполагает реализацию системного подхода в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, и "группы риска";
4) принцип законности предусматривает исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов в работе с семьями;
5) принцип информированности предусматривает регулярное освещение проводимой работы в средствах массовой информации.


3. Основные этапы работы

Профилактическая работа по предупреждению раннего семейного неблагополучия проводится с целью стабилизации внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного неблагополучия.
Работа ведется по следующим направлениям:
1) профилактика семейного неблагополучия;
2) профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
3) профилактика наркомании, токсикомании, употребления психоактивных веществ, спиртных напитков среди несовершеннолетних и родителей (во исполнение Приказа от 15.05.2012 за № 207/93/737/5/283 "О некоторых вопросах взаимодействия по профилактике наркомании, токсикомании, потребления других психоактивных веществ, спиртных напитков, в т.ч. пива, несовершеннолетними и связанных с ними правонарушений и преступлений");
4) профилактика социального сиротства;
5) профилактика раннего материнства.
Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и "группы риска" и постановка их на учет.
Обследование жилищно-бытовых условий семей, находящихся в социально опасном положении, и "группы риска" проводится с целью выявления условий жизни несовершеннолетних членов в семье, определения направлений работы с конкретной семьей.
Работа с семьей, находящейся в социально опасном положении, и "группы риска" проводится с целью нормализации ситуации в семье, ее реабилитации или принятия мер в соответствии с действующим законодательством.
Передача сведений о семье, не обеспечивающей детей необходимыми условиями воспитания и содержания, в единый информационный банк данных.
Социальный консилиум ГБУ РК "ЦСЗН Сыктывдинского района" разрабатывает план проведения индивидуальной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и "группы риска". Вся дальнейшая работа с семьями данной категории строится в соответствии с Приказом № 3215 от 07.12.2010 "Об организации социального сопровождения семей с детьми государственными учреждениями социального обслуживания Республики Коми".
Анализ работы служб, учреждений района с семьями, находящимися в социально опасном положении, и "группы риска" с целью определения первоочередных мероприятий и задач по реализации семейной политики в Сыктывдинском районе.
Координация деятельности учреждений, служб, входящих в систему профилактики по работе с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, и "группы риска" и профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также защите их прав возлагается на территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский".
Координация работы подведомственных учреждений по профилактике безнадзорности, преступлений, правонарушений среди несовершеннолетних осуществляется службами системы профилактики.

5. Совместные направления работы

1. Индивидуально-профилактическая и информационно-просветительская работа с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, и "группы риска".
2. Выполнение единых требований по отчислению учащихся из образовательных организаций.
3. Организация внеурочной занятости несовершеннолетних:
1) вовлечение в работу кружков и секций учреждений культуры, центров дополнительного образования, образовательных организаций;
2) трудоустройство во внеурочное время (временно или постоянно).
4. Проведение научно-практических конференций, семинаров, круглых столов по вопросам девиантного поведения подростков и молодежи и профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
5. Оказание всесторонней помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении, и "группы риска":
1) реабилитация (оказание медико-социально-психологической помощи);
2) материальная помощь;
3) трудоустройство и другие вопросы жизнеустройства.
6. Организация летней занятости, труда и отдыха:
1) детей из семей, находящихся в социально опасном положении, и "группы риска";
2) детей, состоящих на внутришкольном контроле, на учете в отделении по делам несовершеннолетних МО МВД России "Сыктывдинский";
3) детей безработных граждан.
7. Проведение межведомственных профилактических мероприятий по реализации Закона Республики Коми от 23.12.2008 № 148-РЗ "О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми".
8. Оказание содействия занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет из числа состоящих на учете в ОПДН МО МВД России "Сыктывдинский" (по направлению ТКпДН и ЗП трудоустраивает ГКУ РК "Центр занятости населения Сыктывдинского района").
9. Подготовка личного дела и сбор материалов на несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").
10. По результатам работы своевременное направление в суд исковых заявлений о лишении родительских прав лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и злостно не выполняющих обязанности по воспитанию, содержанию и обучению детей.

6. Механизм формирования и ведения Банка данных

Единый муниципальный банк данных формирует Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав на основании сведений субъектов профилактики:
1) центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения;
2) управление образования;
3) сектор опеки и попечительства Агентства РК по социальному развитию по Сыктывдинскому району;
4) управление культуры;
5) ГБУЗ РК "Сыктывдинская ЦРБ";
6) ГКУ РК "Центр занятости населения Сыктывдинского района";
7) ОПДН МО МВД России "Сыктывдинский".

7. Порядок осуществления взаимодействия в работе
с семьями, находящимися в социально опасном положении,
и "группы риска"

7.1. При выявлении семей, находящихся в социально опасном положении, и "группы риска":
все службы системы профилактики в течение 3-х дней направляют письменную информацию в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района", ОПДН МО МВД России "Сыктывдинский" с указанием адреса, данных на родителей и ребенка, причинами неблагополучия в семье.
7.2. При выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, подвергшихся жестокому обращению, насилию, всем службам системы профилактики руководствоваться приказом Министерства внутренних дел по Республике Коми, Министерства здравоохранения Республики Коми, Агентства Республики Коми по социальному развитию, Министерства образования Республики Коми от 15.05.2012 № 208/5/282/978/738 "Об утверждении Порядка взаимодействия территориальных органов МВД России на районном уровне в Республике Коми, государственных (муниципальных) органов и учреждений здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания, опеки и попечительства, образования Республики Коми по выявлению и пресечению случаев нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершении в отношении них иных противоправных действий".
Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав координирует деятельность территориальных органов и системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и пресечению случаев нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершении в отношении них иных противоправных действий.
Посещения семьи специалистами различных ведомств в индивидуальном порядке проводятся в соответствии с отраслевыми стандартами и инструкциями. При необходимости возможно привлечение к социальному патронажу представителей общественных организаций (женского движения, ветеранов, молодежных объединений, общественных комиссий).
В дальнейшем такая семья подлежит совместному патронажу в плановом порядке в зависимости от степени опасности для ребенка, но: не реже 1 раза в квартал до исполнения ребенку 2-х лет, 1 раза в 6 месяцев до исполнения ребенку 10 лет, ежегодно до исполнения ребенку 18 лет.
О выявлении факта или получении информации о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершения в отношении них иных противоправных действий, либо вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий сотрудники территориальных органов, служащие и специалисты государственных (муниципальных) органов и учреждений здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания, опеки и попечительства, общеобразовательных организаций всех типов и видов, незамедлительно в письменной форме докладывают о случившемся своим непосредственным руководителям.
Руководитель территориального органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представителями которого выявлен факт жесткого обращения с несовершеннолетним либо иных насильственных действий со стороны законных представителей:
1. отвечает за организацию, формирование и своевременное направление материалов, необходимых для рассмотрения семьи на заседании ТКпДН и ЗП и Межведомственного социального консилиума;
2. выступает организатором посещения (патронажа) специалистами заинтересованных органов и учреждений по месту жительства семьи, в которой проживает несовершеннолетний;
3. уведомляет по телефону либо в письменной форме руководителей соответствующих органов и учреждений, привлекаемых к проведению патронажа, о времени и месте выезда;
4. организует (при наличии) предоставление служебного автотранспорта для выезда к месту патронажа;
5. организует составление по итогам патронажа акта обследования жилищно-бытовых условий, который согласовывается и подписывается всеми участниками посещения семьи;
6. вносит участникам патронажа соответствующие предложения о необходимости проведения мероприятий, направленных на улучшение морально-нравственного климата в семье и предупреждение наступления более тяжких последствий для ребенка, о чем делается запись в акте ЖБУ;
7. направляет копию акта ЖБУ в адрес ТКпДН и ЗП и руководителям соответствующих органов и учреждений, представители которых принимали участие в патронаже (в соответствии с п.п. 11, 12 Приказа от 15.05.2012 № 208/5/282/978/738).

ГБУЗ РК "Сыктывдинская ЦРБ":

При выявлении несовершеннолетнего, находящегося при угрожающих для его жизни условиях, в том числе при получении от родителей или иных законных представителей отказа от его госпитализации в стационар, реализует комплекс мер по изъятию ребенка из семьи с привлечением представителей администрации муниципального образования, ТКпДН и ЗП, органов опеки и попечительства, социальной защиты и социального обслуживания, территориальных органов. В трехдневный срок в письменной форме информирует о выявленном факте жестокого обращения в отношении несовершеннолетнего и результатах проведенных мероприятий прокуратуру, ТКпДН и ЗП, сектор опеки и попечительства, ГБУ РК "ЦСЗН Сыктывдинского района", управление образования (в соответствии с п. 9.3.4, п. 9.3.5 Приказа № 208/5/282/978/738 от 15.05.2012 "Об утверждении Порядка взаимодействия территориальных органов МВД России на районном уровне в Республике Коми, государственных (муниципальных) органов и учреждений здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания, опеки и попечительства, образования Республики Коми по выявлению и пресечению случаев нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершении в отношении них иных противоправных действий").
Руководитель органа или учреждения системы профилактики в тот же день ставит в известность о таком ребенке компетентные органы, а именно:
- органы прокуратуры (в соответствии со ст. 9, п. 2.1 Федерального закона № 120 от 24 июня 1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних");
1) территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;
2) отдел внутренних дел;
3) сектор опеки и попечительства по Сыктывдинскому району Агентства Республики Коми по социальному развитию.
Сектор опеки и попечительства осуществляет:
1) до исполнения ребенку 4-х лет, при наличии медицинских показаний у ребенка старше 4-х лет госпитализацию его в детский стационар;
2) устройство ребенка в социальное учреждение с дальнейшим решением его судьбы согласно законодательству;
3) при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью сектор опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится сектором опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти (в соответствии со ст. 77 Семейного кодекса РФ).
Данную информацию необходимо довести в территориях в ТКпДН и ЗП и в медицинские учреждения, которые проводят лечебно-профилактическую работу с детьми.
В день выписки из стационара ребенка, подвергшегося жестокому обращению в семье, лечащий врач передает данные в лечебно-профилактическое учреждение, наблюдающее ребенка по месту жительства, и в сектор опеки и попечительства, о чем делает запись в истории болезни.
7.3. При выявлении детей, занимающихся бродяжничеством, а также беспризорных несовершеннолетних:
Все службы системы профилактики незамедлительно направляют ребенка данной категории в Республиканскую больницу для проведения стационарного минимального медицинского обследования в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РК, ФГУ "Центр Госсанэпиднадзора в РК", Агентства РК по социальным вопросам, Министерства внутренних дел РК от 26.03.2002 № 3/183/44/192/103.
В случае выявления несовершеннолетних данной категории, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушения, принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения.
После проведения медицинского обследования сектор опеки и попечительства занимается дальнейшим устройством несовершеннолетних.
ОПДН МО МВД России "Сыктывдинский" принимает меры по выявлению родителей, законных представителей ребенка.
7.4. При выявлении фактов принуждения несовершеннолетних к попрошайничеству, вовлечению их в противоправные действия со стороны родителей, иных взрослых лиц, законных представителей ребенка информация направляется в форме ходатайства, заявления начальнику МО МВД России "Сыктывдинский".
При выявлении пунктов состава преступления либо административного правонарушения в установленном порядке решаются вопросы о привлечении к ответственности виновного лица в соответствии с законодательством. О принятом решении ОПДН МО МВД России "Сыктывдинский" уведомляет ТКпДН и ЗП и ставит данную семью на профилактический учет.
7.5. При выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При выявлении детей данной категории все службы системы профилактики незамедлительно информируют о выявленном ребенке сектор опеки и попечительства.
При выявлении ребенка в возрасте до 4-х лет или при наличии медицинских показаний у ребенка старше 4-х лет его госпитализируют в детский стационар.
Дети с 3 до 18 лет, не нуждающиеся в медицинском лечении, помещаются в специализированные учреждения органов социальной защиты для дальнейшего решения их устройства.
Сектор опеки и попечительства совместно с главами (руководителями администраций) сельских поселений, решает вопросы сохранения и закрепления имущества и жилья несовершеннолетнего.
Сектор опеки и попечительства и образовательные учреждения решают вопросы защиты прав и социальных гарантий, предусмотренных Законом РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При выявлении фактов асоциального поведения родителей, законных представителей, службы, входящие в систему профилактики, решают вопросы устройства детей в государственные учреждения с целью оказания им психолого-педагогической и иной помощи. В отношении родителей направляется ходатайство в ОПДН МО МВД России "Сыктывдинский", ТКпДН и ЗП о привлечении их к административной ответственности, решается вопрос о постановке семьи на учет в единый муниципальный банк данных. По необходимости готовятся исковые заявления на лишение родительских прав.
7.6. При выявлении детей школьного возраста, не обучающихся в школе, а также детей дошкольного возраста из семей, находящихся в социально опасном положении, и "группы риска", длительное время не посещающих образовательные учреждения без уважительных причин, информация незамедлительно направляется в управление образования в письменной форме.
Образовательные учреждения выясняют причины, принимают меры по возвращению несовершеннолетних в школы.
При необходимости обращаются в ОПДН МО МВД России "Сыктывдинский" с ходатайством о привлечении родителей или иных законных представителей к административной ответственности по ст. 5.35 ч. 1 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей, ТКпДН и ЗП - с ходатайством о принятии мер воздействия к родителям.

8. Критерии постановки на учет семей и несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении, и "группы риска"

Семья вносится в Банк данных на основании подтверждающего документа, если факт в установленном порядке зафиксирован в:
1) приговоре, определении или постановлении суда;
2) постановлении КпДН и ЗП, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
3) официальных справках, выданных органами внутренних дел, здравоохранения, образования и др.;
4) заключении, утвержденном руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений;
5) акте жилищно-бытовых условий.
В акте ЖБУ и заключении должны содержаться сведения о личности несовершеннолетнего, условиях его жизни и воспитания, родителях или лицах, их заменяющих, а также мотивированные выводы о необходимости проведения профилактической работы с постановкой на учет и внесением в Банк данных.
При использовании критериев и формировании банка данных следует учитывать следующее:
1) семья ставится на учет при наличии хотя бы одного из критериев;
2) в случае если факты неблагополучия выявлены только со стороны несовершеннолетнего, на учет ставится и его семья, как семья, находящаяся в социально опасном положении (согласно Закону № 120-ФЗ от 24.06.1999);
3) в социальном паспорте семьи, находящейся в социально опасном положении и "группы риска", указываются все критерии ее неблагополучия;
4) при формировании банка данных семей необходимо вносить информацию обо всех детях, проживающих в данных семьях;
5) в каждом случае необходимо индивидуально подходить к ситуации в семье, учитывать неоднократность негативных явлений и результаты комплексного обследования и диагностики семейных отношений;
6) на каждую семью, которая вносится в банк данных, разрабатывается индивидуальный план работы с семьей;
7) снятие с учета несовершеннолетних и семей осуществляется в связи с:
1. неподтверждением материалов, послуживших основанием для постановки на учет;
2. признанием в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или безвестно отсутствующим;
3. убытием для проживания в другой субъект Российской Федерации;
4. исправлением.
На контроле в течение 3 месяцев остаются:
1. семьи, в которых отмечено улучшение положения, а также исправление поведения несовершеннолетнего;
2. лица, достигшие 18-летнего возраста;
3. помещенные в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
4. совершившие преступления, если в отношении них избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или осужденные к лишению свободы.

Критерии определения и постановки на учет семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении
Со стороны родителей
1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию, защите прав и законных интересов несовершеннолетних:
- не обеспечивают обучение детей в школе, посещение детских дошкольных учреждений;
- не заботятся о состоянии здоровья детей (не соблюдают календарь прививок, не обеспечивают лечение ребенка во время болезни, профилактический осмотр ребенка узкими специалистами);
- не обеспечивают детей ежедневным питанием, одеждой и обувью по возрасту и сезону
2. Жестокое обращение с детьми:
- психическое насилие над детьми (оскорбление и унижение достоинства ребенка, преднамеренная физическая или социальная изоляция, угрозы в адрес ребенка),
- физическое насилие над детьми (побои, истязания, нанесение физических повреждений ребенку, которые могут привести к серьезным нарушениям физического и психического здоровья или отставанию в развитии и даже к смерти ребенка),
- покушение на половую неприкосновенность детей (вовлечение ребенка в действия сексуального характера)
3. Отрицательное влияние родителей на детей
4. Злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств и (или) психотропных веществ без назначения врача
5. Бродяжничество родителей, отсутствие места жительства семьи, антисанитарные условия проживания и быта
6. Нежелание родителей работать и вставать на учет в ЦЗН
7. Привлечение к уголовной и (или) административной ответственности, освобождение из мест лишения свободы
8. Факт лишения родительских прав в отношении предыдущих
Со стороны несовершеннолетнего
1. Бродяжничество, попрошайничество, злостное уклонение от посещения занятий в школе.
Употребление наркотических средств и (или) психотропных веществ без назначения врача, злоупотребление спиртными напитками
2. Содержание в специализированном учреждении для несовершеннолетних, центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей
3. Совершение правонарушения, повлекшее применение меры административного взыскания
4. Совершение правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность
5. Освобождение от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия
6. Совершение общественно опасного деяния и не подлежащего уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством
7. Обвинение или подозрение несовершеннолетнего в совершении преступлений, в случае избрания меры пресечения, не связанной с заключением под стражу
8. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетнего от отбывания наказания, освобождение от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием
9. Получение отсрочки отбывания наказания или отсрочки исполнения приговора
10. Освобождение из учреждений уголовно-исполнительной системы, возвращение из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если в период пребывания в указанных учреждениях было допущено нарушение режима, совершение противоправных деяний
11. Осуждение несовершеннолетнего за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобождение судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия
12. Осуждение несовершеннолетнего условно, к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы
Критерии постановки на учет семей "группы риска"
семья ставится на учет при наличии не более двух критериев определения и постановки на учет семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, при условии, что факты неблагополучия семьи являются малозначительными и выявлены однократно только со стороны родителей


------------------------------------------------------------------