Постановление администрации МО городского округа "Инта" от 07.11.2014 N 11/3070 "О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Инта"
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ИНТА"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2014 г. № 11/3070
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ИНТА"
В соответствии со статьями 172, 173, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования городского округа "Инта", решением Совета муниципального образования городского округа "Инта" от 31.03.2008 № I-13/8 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании городского округа "Инта", администрация муниципального образования городского округа "Инта" постановляет:
1. Одобрить прогноз социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Инта" на 2015 год и период до 2017 года согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившим силу постановление администрации муниципального образования городского округа "Инта" от 01.11.2013 № 11/3695 "О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Инта".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит размещению на официальном сайте муниципального образования городского округа "Инта".
Руководитель администрации
П.СМИРНОВ
Приложение
к Постановлению
администрации МОГО "Инта"
от 7 ноября 2014 г. № 11/3070
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ "ИНТА" НА 2015 ГОД
И НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА
Показатели
Единица измерения
отчет
отчет
оценка
прогноз
2012
2013
2014
2015
2016
2017
1. Население
Численность постоянного населения (среднегодовая) - всего
человек
32940
31842
30896
30053
29325
28729
в % к предыдущему году
96,30
96,70
97,03
97,28
97,58
97,97
Количество родившихся
человек
379
350
365
370
375
380
в % к предыдущему году
99,70
92,30
104,29
101,37
101,36
101,34
Количество умерших
человек
465
415
410
402
391
377
в % к предыдущему году
107,60
89,20
98,80
98,05
97,27
96,42
Естественный прирост (+), убыль (-)
человек
-86
-65
-45
-32
-16
3
в % к предыдущему году
165,40
75,60
69,23
71,12
50,00
18,75
2. Денежные доходы и расходы населения
Налог на доходы физических лиц, зачисляемый в бюджет МОГО "Инта"
тыс. рублей
807397,64
586800,00
433000,00
492625,00
529571,00
472234,00
Фонд начисленной заработной платы всех работников (по полному кругу)
млн. рублей
5775,10
6711,33
5341,50
8281,07
8902,15
7938,30
в % к предыдущему году
154,70
116,20
79,59
155,03
107,50
89,17
Среднемесячная заработная плата одного работника по крупным и средним предприятиям
рублей
40047
40754
40811
41000
50500
54300
в % к предыдущему году
139,10
101,80
100,14
115,17
107,45
107,52
3. Трудовые ресурсы
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по полному кругу
человек
12017
13723
11691
14664
14664
12164
в % к предыдущему году
111,20
114,20
85,20
125,43
100,00
82,95
Численность работников, предполагаемых к увольнению с градообразующего предприятия
человек
96
1
0
0
0
0
4. Занятость населения
Численность занятых в экономике (среднегодовая) - всего
человек
16200
16200
15500
15000
15000
15000
Доля занятых в экономике в общей численности трудовых ресурсов
%
76,40
80,60
79,50
80,20
80,20
80,20
Численность незанятых в экономике
человек
9800
8200
7700
6900
6900
6900
Численность населения в трудоспособном возрасте
человек
21200
20100
19500
18700
18700
18700
Экономически активное население
человек
18285
18285
18420
18200
18200
18200
Общая численность безработных
человек
2100
2100
2900
3200
3200
3200
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости
человек
301
327
280
300
300
300
Уровень зарегистрированной безработицы (общее количество зарегистрированных безработных к экономически активному населению)
%
1,50
1,80
1,50
1,60
1,60
1,60
5. Потребительский рынок
Оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям
млн. рублей
436,80
437,40
469,33
502,19
521,78
542,66
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах
114,20
100,14
107,30
107,01
103,90
104,01
Оборот общественного питания по крупным и средним предприятиям
млн. рублей
39,70
41,30
44,40
47,70
51,30
55,20
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах
117,60
104,03
107,51
107,44
107,55
107,61
Количество организаций (юридических лиц)
единиц
447
445
449
449
449
449
6. Промышленность
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, по видам деятельности, относящимся к промышленному производству по крупным и средним предприятиям
млн. рублей
3599,30
4853,10
5473,57
5697,96
5970,96
6201,44
в % к предыдущему году
111,80
134,80
112,79
104,10
104,80
103,86
в том числе:
добыча полезных ископаемых
млн. рублей
2593,60
3444,80
3940,86
4043,33
4196,98
4314,50
в % к предыдущему году
123,90
132,82
114,40
102,60
103,80
102,80
обрабатывающие производства
млн. рублей
248,00
313,60
342,77
367,11
382,17
396,31
в % к предыдущему году
131,40
126,46
109,30
107,10
104,10
103,70
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
млн. рублей
757,70
1094,70
1189,94
1287,52
1391,81
1490,63
в % к предыдущему году
97,10
144,48
108,70
108,20
108,10
107,10
7. Финансы
Сальдированный финансовый результат (прибыль - убыток) по крупным и средним предприятиям
млн. рублей
-1111,10
-961,60
-764,24
-747,35
-684,60
-630,00
в % к предыдущему году
96,80
86,50
79,48
97,79
91,61
92,03
Финансовый результат прибыльных организаций промышленности
млн. рублей
103,70
23,90
24,10
24,60
25,20
25,70
в % к предыдущему году
130р
23,05
100,84
102,08
102,44
102,19
в том числе по видам экономической деятельности:
добыча полезных ископаемых
млн. рублей
101,70
...
...
...
...
...
в % к предыдущему году
...
...
...
...
...
...
обрабатывающие производства
млн. рублей
1,30
1,30
1,20
1,30
1,20
1,30
в % к предыдущему году
157,40
100,00
92,30
108,30
92,30
108,30
производство и распределение электроэнергии
млн. рублей
0,70
22,70
22,00
22,60
22,10
22,50
в % к предыдущему году
...
...
96,90
102,70
97,80
101,80
Удельный вес прибыльных организаций в общем числе организаций
%
47,60
52,40
50,00
50,00
50,00
50,00
8. Муниципальная собственность
Сумма дивидендов по акциям, находящимся в муниципальной собственности
тыс. рублей
630,00
452,10
520,00
800,00
850,00
900,00
Поступления от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности
тыс. рублей
10296,20
11321,10
22410,00
16450,00
16460,00
16470,00
Поступления от продажи акций, находящихся в муниципальной собственности
тыс. рублей
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Поступления от сдачи в аренду имущества, входящего в состав муниципальной казны
тыс. рублей
28043,70
29751,80
28000,00
24000,00
23000,00
20000,00
9. Инвестиции
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования
млн. рублей
27255,72
16492,68
17251,34
18044,90
18893,01
19762,09
... - явление было, но сведения отсутствуют;
- явление отсутствует;
р - раз.
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития
муниципального образования городского округа "Инта"
на 2015 год и период до 2017 года
Прогноз социально-экономического развития МОГО "Инта" на 2015 год и период до 2017 года разработан на основе статистических данных социально-экономического развития муниципального образования за 2012 и 2013 годы, оценки социально-экономического развития 2014 года. В пояснительной записке приведено сопоставление параметров прогноза с ранее утвержденными параметрами. Расчет параметров прогноза на 2015 - 2017 годы осуществлялся с применением индексов-дефляторов цен на 2014 - 2017 годы по видам экономической деятельности, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации.
1. Общая информация о моногороде.
МОГО "Инта" - городской округ Республики Коми с численностью населения 31344 человека (на 01.01.2014). Возникновение города связано с открытием и разработкой Печорского угольного бассейна. Название свое город получил по рекам Большая и Малая Инта, протекающим вблизи, что в переводе с ненецкого языка - "место, где много воды".
В 1944 году населенный пункт Инта отнесен к категории рабочего поселка, а после 1953 года Интинский район выделен из состава Кожвинского района. В 1954 году преобразован в город районного подчинения. В настоящее время является городом республиканского подчинения.
Город Инта является административным центром МОГО "Инта", в состав которого входят: 2 поселка городского типа (Верхняя Инта, Кожым), 8 поселков (Абезь, Комаю, Костюк, Кочмес, Лазурный, Уса, Фион, Юсьтыдор), 3 села (Адзьвавом, Косьювом, Петрунь) и 8 деревень (Абезь, Адзьва, Епа, Кожымвом, Роговая, Тошпи, Ягъель, Ярпияг). Площадь города Инты и подчиненной ему территории - 30097,4 квадратных километра.
МОГО "Инта" расположено на северо-востоке Республики Коми, в 740 км от республиканского центра города Сыктывкара и в 260 км от Хайпудырской губы Баренцева моря.
Город Инта и подчиненная ему территория расположен в приполярной и полярной Северо-Западной зоне территории Республики Коми, на 66-й параллели, которая проходит через поселок Южный. На севере МОГО "Инта" граничит с территорией, подчиненной городу Воркуте, на юге - с Печорским районом, на западе - с Усинским округом, на востоке - с Тюменской областью. Инта расположена в 60 км от Северного Полярного круга, на границе между зоной лесов и тундры. С севера на юг округ пересекает железнодорожная магистраль Воркута - Котлас.
На территории МОГО "Инта" расположены 2 железнодорожные станции: "Инта-1" и "Инта-2".
На территории МОГО "Инта" находится национальный природный парк "Югыд-Ва" - один из крупнейших природных резерватов мира, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, располагающий уникальными природными, геологическими и археологическими памятниками, редкими животными и растениями, что делает его перспективным, в плане развития всех видов туризма.
Градообразующим предприятием является ОАО "Шахта "Интауголь". Экономика и социальная сфера моногорода напрямую зависят от деятельности данного предприятия в части занятости местного населения (1662 работника - по состоянию на 01.10.2014) и поступления налогов в бюджет МОГО "Инта".
2. Общая информация о градообразующей организации моногорода.
Градообразующей организацией МОГО "Инта" является ОАО "Шахта "Интауголь", которое учреждено 24 июня 2010 года в ходе конкурсного управления ОАО "Шахтоуправление "Интинская угольная компания" путем замещения активов должника для добычи каменного угля в пределах шахтного поля шахты "Интинская".
Производство ОАО "Шахта "Интауголь" ориентирует объем выпуска товарной продукции в соответствии с потребностями рынка.
По комплексу показателей качества и технологических свойств интинские угли энергетические. Они пригодны для сжигания в топках электростанций большой мощности (ТЭЦ и ГРЭС). Широко используются угли для сжигания в стационарных котельных установках, а также в отопительных целях объектов социально-бытового назначения.
Основным фактором, позволявшим компании удерживать рынки сбыта, являлась ориентированность потребителей на интинские угли в силу конструктивных особенностей котельного оборудования, наименьшая удаленность и, следовательно, более низкая стоимость перевозок угольной продукции, надежность и непрерывность поставок.
Повышение качества интинской угольной продукции, содержащей высокий процент золы и серы, и расширение рынка сбыта - всегда было и остается главной задачей предприятия.
Объем добычи угля в 2013 году ОАО "Шахта "Интауголь" - 1,8 млн. тонн. На внутренний рынок Российской Федерации отгружено 1,3 млн. тонн угольной продукции. На рынке угольной продукции ОАО "Шахта "Интауголь" конкурирует с угледобывающими предприятиями Хакасии, ОАО "Воркутауголь" (воргашорским углем).
Динамика
добычи угля по Интинскому району, тыс. тонн
Год
ОАО "Компания "Интауголь"
ОАО "Шахта "Интауголь"
2009
2428,4
0,0
2010
1984,5
759,7
2011
2497,6
2012
2055,8
2013
1767,0
6 мес. 2014
895,0
В настоящее время шахта "Интинская" ОАО "Шахта "Интауголь" является единственным действующим угледобывающим предприятием Интинского месторождения.
История промышленного освоения Интинского угольного месторождения берет свое начало в 1940 года. Постановлениями партии и правительства в мае - июле 1940 года была поставлена задача - произвести закладку трех шахт в Инте производительностью 100 тыс. т угля каждая. С 1941 г. развернулось широкое строительство шахт и интенсивное освоение богатейшего угольного бассейна. При этом в течение 15 лет Инта продолжала оставаться лагерной единицей ГУЛЖДС (главное управление лагерей железнодорожного строительства) и ГУЛГМП (главное управление лагерей горно-металлургической промышленности) ГУЛАГа СССР, и основной рабочей силой были заключенные. За эти годы было построено 14 мелких угольных шахт, которые впоследствии были объединены в четыре крупные шахты: "Глубокая", "Капитальная", "Восточная" и "Западная" общей производственной мощностью более 4 млн.т угля в год. В 1956 г. было начато строительство последней шахты № 15 (ныне "Интинская") с обогатительной фабрикой мощностью 1 200 тыс. тонн угля в год. Окончено строительство шахты в 1965 г.
Очистные работы ведутся на трех рабочих пластах - пласт 11, пласт 10 и пласт 8. Опыт эксплуатации месторождения показывает, что в условиях ликвидации нерентабельных шахт и уменьшения количества очистных забоев сохранить объемы добычи в пределах 3,0 - 3,5 млн. тонн в год вполне реально за счет увеличения нагрузки на очистной забой, сокращения времени на производство работ по монтажу-демонтажу технологического оборудования. Так на шахте "Интинская" ОАО "Шахта "Интауголь" успешно производятся работы по добыче угля в очистных забоях с длиной лавы 250 - 320 м и протяженностью выемочных полей до 3 км.
Специалистами ОАО "Шахта "Интауголь" разработана Программа развития горных работ на период 2013 - 2024 годы с сохранением уровня добычи в объеме 3,5 млн. тонн, исходя из потребностей рынка сбыта интинских углей.
Показатели
по угледобывающему комплексу Инты за 2009 - 2013 годы
Год
Среднесписочная численность, чел.
Среднемесячная заработная плата, руб.
2009
1963
21227
2010
1889
22916
2011
1949
23551
2012
1809
27925
2013
1593
33926
Численность работников на предприятии по состоянию на 1 октября 2014 года составляет 1662 человека. Среднемесячная заработная плата одного работника составляет 38983 рубля. Высвобождение работников ОАО "Шахта "Интауголь" не планируется.
3. Общая оценка органами власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления состояния экономики и социальной сферы моногорода и основные ожидаемые тенденции его развития, в том числе с учетом деятельности градообразующей организации.
С экономической точки зрения МОГО "Инта" является специфичным муниципальным образованием Республики Коми из-за доминирующей роли угледобывающей отрасли.
МОГО "Инта" является одним из наиболее развитых горнорудных районов, базой для которого являются руды черных, цветных, редкоземельных и благородных металлов, кварцевое и самоцветное сырье. На территории МОГО "Инта" развивается нефтедобывающая отрасль, имеются перспективы создания базы для добычи газа. Минерально-сырьевая база кварцевого сырья имеет федеральное значение. Железо-марганцевые руды Парнокского месторождения отличаются высоким качеством с содержанием марганца более 40% и могут использоваться в печах для топки без обогащения.
Наличие на территории МОГО "Инта" крупных минерально-сырьевых ресурсов обеспечивает большие перспективы развития многоотраслевой горнодобывающей и перерабатывающей индустрии, несмотря на то, что контраст между реальным и возможным использованием сырьевого потенциала огромен.
МОГО "Инта" имеет значимые конкурентные преимущества, дающие основание для дальнейшего планирования экономического и социального развития на долгосрочную перспективу, такие как:
- значительный природно-ресурсный потенциал, наличие общераспространенных полезных ископаемых;
- готовность природных ресурсов к освоению, наличие производственной инфраструктуры, наличие территориально-производственных сил угольной промышленности, горнорудного и нефтегазового комплекса.
Основу производства составляют предприятия угольной отрасли (ОАО "Шахта "Интауголь"), поэтому жизнь города напрямую зависит от стабильности производственной сферы, прежде всего, от благополучия предприятий угольной отрасли.
Социальные проблемы в МОГО "Инта" такие же, как и во всем регионе: неравенство в доходах, низкая продолжительность жизни и ее сокращение, повышенная безработица и угроза резкого сокращения занятости населения, сокращение возможностей финансирования из регионального бюджета дополнительных социальных льгот для населения.
Бюджет МОГО "Инта" является глубоко дотационным. Инта имеет наименьший по Республике Коми удельный вес налоговых и неналоговых поступлений в общем объеме доходов местного бюджета (14,9%). Основным составляющим в структуре налоговых и неналоговых доходов является налог на доходы физических лиц - 26,7%; 64,4% составляют безвозмездные поступления. Общий дефицит бюджета в 2013 году составил 238638,6 тыс. рублей.
Таким образом, экономика МОГО "Инта" в целях преодоления депрессивного состояния нуждается в серьезных преобразованиях и поиске новой, более эффективной модели экономики.
4. Демография.
Среднегодовая численность постоянного населения за 2013 год произведена с учетом данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми и составила 31842 человека, что по сравнению с отчетом 2012 года (32940 человек) ниже на 3,3%. Это характеризовалось снижением рождаемости на 7,7% и увеличением смертности населения на 10,8%. В основном снижение среднегодовой численности постоянного населения связано с переселением жителей из городов Крайнего Севера за пределы Республики Коми, а также вследствие старения населения и сокращением числа женщин репродуктивного возраста.
В 2014 году, по оценке, среднегодовая численность постоянного населения снизится на 2,9%, за счет миграционного оттока населения из муниципального образования городской округ "Инта" и составит 30896 человек. В большей степени сокращение численности в МОГО "Инта" связано с переселением населения в соответствии с федеральными и республиканскими программами переселения граждан.
В 2015 - 2017 годы планируется улучшение демографической ситуации путем увеличения рождаемости. На стабилизацию демографической ситуации в республике окажет влияние реализация государственной политики по стимулированию рождаемости, в том числе: увеличение размера пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, система "родовых сертификатов", "материнский капитал", выплата регионального материнского капитала (в размере 150 тыс. рублей) за рождение или усыновление третьего или последующих детей, ежемесячная денежная выплата с 1 января 2013 года семьям в размере прожиточного минимума детей при рождении в них третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, а также прибытия вынужденных эмигрантов из Украины.
В прогнозируемом периоде продолжится реализация федеральных и республиканских программ, мероприятий национального проекта "Здоровье" и Государственной программы Республики Коми "Развитие здравоохранения", которые позволят обеспечить достижение запланированных значений показателей.
5. Основные характеристики рынка труда моногорода.
В 2013 году среднесписочная численность работников организаций без внешних совместителей) составила 13723 человека, что на 14,2% выше показателя 2012 года.
Численность безработных, зарегистрированных в государственном учреждении службы занятости населения в 2013 году составила 327 человек (в конце 2012 года - 301 человек). Уровень зарегистрированной безработицы составил 1,8% (в конце 2012 года - 1,5%). Данное увеличение обусловлено тем, что структура предлагаемых вакансий не всегда соответствует профессионально-квалификационному составу граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости за содействием в трудоустройстве. Спрос на специалистов высокого уровня квалификации, а также квалифицированных рабочих превышал предложение в несколько раз, в то время как неквалифицированные работники не были обеспечены работой.
В целях формирования и достижения эффективного рынка труда основными задачами в области занятости населения в 2013 году стали повышение уровня занятости населения и стабилизация ситуации на рынке труда в МОГО "Инта" с напряженной ситуацией.
(на 01.07.2014)
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, человек
240
Уровень зарегистрированной безработицы, % к экономически активному населению
1,3
Экономически активное население, человек
18400
Среднесписочная численность работников градообразующего предприятия, человек
1743
Численность работников, предполагаемых к увольнению с градообразующего предприятия, человек
0
В январе - июне 2014 года численность официально зарегистрированных безработных в МОГО "Инта" сократилась на 26,6% (на 87 человек) и на 1 июля 2014 года составила 240 человек. Уровень зарегистрированной безработицы на 1 июля 2014 года составил 1,3%. По уровню безработицы среди городов и районов республики МОГО "Инта" занимает 5 место в ряду возрастания. Пособие по безработице назначено 80,8% безработных района (194 человека). Задолженность по выплате пособий по безработице на 1 июля 2014 года отсутствовала.
Планируемая численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в 2014 году составит 280 человек. Ожидаемое число безработных граждан в период 2015 - 2017 годы прогнозируется в пределах 300 человек ежегодно. Уровень зарегистрированной безработицы (с учетом численности безработных в количестве 300 человек на конец периода) составит в 2014 году 1,5%. Прогнозируемый уровень зарегистрированной безработицы на период 2015 - 2017 годы составит до 1,6%.
В 2015 - 2017 годах на фоне сокращения численности населения МОГО "Инта" и изменения его возрастной структуры сохранится тенденция сокращения численности занятых в экономике, в том числе экономически активного населения. При этом ожидается, что доля занятых в экономике незначительно увеличится (к 2017 году 80,2%).
Фонд начисленной заработной платы всех работников по итогам 2013 года составил 6711,33 тыс. рублей, или 116,2% к уровню предыдущего года. Среднемесячная заработная плата одного работника организаций МОГО "Инта" в 2013 году увеличилась на 1,8% по отношению к уровню 2012 года, составив 40754 рубля.
В 2014 году одной из главных задач Правительства Республики Коми является повышение доходов населения, создание условий для трудоспособного населения к обеспечению благосостояния семей на основе доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, повышение реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений Республики Коми, предоставление эффективной социальной поддержки ветеранам и инвалидам, социальной помощи малоимущим семьям и другим социально незащищенным категориям граждан, осуществление индексации установленных законодательством Республики Коми социальных расходных обязательств.
6. Экономическое развитие моногорода.
В Инте (по состоянию на 1 сентября 2014 года) зарегистрировано 452 юридических лица, которые осуществляют свою деятельность.
На территории МОГО "Инта" осуществляют свою деятельность 5 крупных предприятий. Энергетическая промышленность МОГО "Инта" представлена предприятием "Интинская ТЭЦ". Производство продукции сельского хозяйства осуществляет ООО "Агрокомплекс "Инта Приполярная" (убой и переработка мяса оленя, производство мясной и молочной продукции, яиц) и ОАО "Интинский хлебозавод". Промышленное производство представлено двумя предприятиями ОАО "Шахта "Интауголь" (добыча угля), ООО "ЗЖБИ" (Производство, продажа, хранение и транспортировка железобетонных изделий).
В 2013 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, по видам деятельности, относящимся к промышленному производству по крупным и средним предприятиям составил 4853,10 млн. рублей, что на 34,8% выше показателя 2012 года (3599,30 млн. рублей).
За период 2009 - 2012 годы наблюдался стабильный рост инвестиционной активности в МОГО "Инта". В 2012 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 27256 млн. рублей (наибольший уровень за рассматриваемый период). В 2013 году инвестиции в основной капитал организаций МОГО "Инта" снизились на 39,5% по сравнению с 2012 годом и составили 16493 млн. рублей.
В целом за последние 5 лет, можно отметить следующие тенденции.
2009
2010
2011
2012
2013
2014 (январь - март)
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (млн. рублей)
10115
12024
25744
27256
16493
6268
По итогам 1 квартала 2014 года наблюдается активизация инвестиционной активности: в сравнении с аналогичным периодом 2013 года объем инвестиций в основной капитал увеличился в 3,6 раза.
По итогам 2013 года МОГО "Инта" занимало 4 место среди муниципальных образований республики по доле в общем объеме инвестиций в основной капитал Республики Коми.
Основными источниками инвестиций в основной капитал по итогам 2013 года были привлеченные средства - 15808,3 млн. рублей (из них 115 млн. рублей - бюджетные средства). Собственные средства предприятий составили 669,1 млн. рублей.
Наиболее крупные инвестиционные проекты, реализуемые на территории МОГО "Инта" являются:
- геологоразведочные работы по приросту запасов золота и начало промышленного освоения месторождения "Чудное";
- разведка, разработка и добыча углеводородного сырья на лицензионных участках Интинского месторождения (инициатор/исполнитель - ООО "Тимано-Печорская Газовая Компания");
- производство безалкогольных напитков (инициатор/исполнитель - ОАО "Интинский хлебозавод");
- переработка куриного помета (инициатор/исполнитель - ООО "Агрокомплекс "Инта приполярная").
7. Информация о состоянии и перспективах развития малого и среднего предпринимательства в моногороде (включая индивидуальных предпринимателей).
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в 2013 году осуществлялась в рамках муниципальной долгосрочной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории МОГО "Инта" на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением администрации МОГО "Инта" 14 января 2011 года № 1/14.
По состоянию на 1 апреля 2014 года на территории МОГО "Инта" зарегистрировано и осуществляют свою деятельность 29 малых предприятий, 2 средних предприятия и 754 индивидуальных предпринимателя.
В 2013 году наиболее существенной роль средних, малых и микропредприятий была в общественном питании и розничной торговле. Оборот общественного питания по крупным и средним предприятиям за 2013 год составил 41,3 млн. рублей, что на 4,03% выше уровня 2012 года. Оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям в 2013 году незначительно вырос (на 0,1%) по сравнению с 2012 годом. Тем не менее торговля остается наиболее привлекательной для субъектов малого предпринимательства. Эта сфера отличается быстрой оборачиваемостью средств и достаточно низкими капиталовложениями.
Вместе с тем развитие малого и среднего предпринимательства приобретает за последние годы все большее политическое, социальное и экономическое значение, способствуя повышению благосостояния граждан, созданию новых рабочих мест, увеличению доходной части бюджета.
С 2014 году поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в рамках муниципальной программы муниципального образования городского округа "Инта" "Развитие экономики" подпрограммой "Малое и среднее предпринимательство", утвержденной постановлением администрации МОГО "Инта" от 26 декабря 2013 года № 12/4235.
В 2015 - 2017 годы развитие малого и среднего предпринимательства будет направлено на повышение его роли в экономическом и социальном развитии МОГО "Инта", обеспечение максимально возможной занятости трудоспособного населения, развитие производственного и инновационного секторов экономики.
8. Информация о мерах, принимаемых на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования для стабилизации и развития ситуации в моногороде.
На территории МОГО "Инта" реализуются 8 муниципальных программ: "Развитие экономики", "Жилищно-коммунальное хозяйство и развитие транспортной системы", "Развитие образования", "Развитие культуры и искусства", "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики", "Муниципальное управление", "Безопасность", "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности".
Одним из приоритетов развития на данном этапе является закрепление положительных тенденций роста качества жизни населения, продолжается работа по созданию новых рабочих мест (в том числе за счет активизации малого бизнеса), повышению размеров заработной платы (например, в рамках муниципально-частного партнерства, по строительству жилья и повышению качества объектов социальной сферы, по совершенствованию систем здравоохранения, образования, социальной защиты и других отраслей социальной сферы, по развитию транспортной инфраструктуры и общественного транспорта, по благоустройству и повышению качества жилищно-коммунальных услуг).
Будет продолжен ремонт дорог, фасадов и кровель зданий. К 2020 году, при сохранении нынешних темпов работ, будут полностью отремонтированы городские дворы и проезды к ним, произведена замена асфальтового покрытия долговечными бетонными плитами.
Чтобы снизить тарифы на тепло и электроэнергию, будет продолжаться оптимизация систем теплоснабжения города и внедрение энергосберегающих технологий.
Для решения проблемы качества питьевой воды запланировано строительство водоподготовительных сооружений в пгт. Верхняя Инта, блочных локальных очистных сооружений в с. Косьювом.
Продолжатся капитальные ремонты и реконструкции школ и детских садов, обновление материально-технической базы образовательных учреждений. Для развития уличной физкультуры планируется завершить строительство двух мини-футбольных полей и установку уличных спортивных площадок.
Следует отметить, что город испытывает острую нехватку кадров. Привлечение в Инту специалистов является одной из ключевых задач, особенно, в свете развития промышленного комплекса, социальной сферы и бизнес сектора, в этой связи планируется:
- продолжить предоставление жилья приехавшим специалистам, в том числе молодым специалистам;
- предусмотреть открытие групп по новым специальностям на базе Интинского политехнического техникума, например, группу специалистов по золотодобыче;
- проводить выездные встречи специалистов администрации со студентами российских и республиканских учебных заведений по привлечению их в Инту по завершении учебы, а также работу по профессиональной ориентации школьников.
Кроме того, одним из приоритетов в работе остается сохранение и развитие действующих производств, поддержка среднего и малого бизнеса, реализации ими перспективных проектов и создания новых рабочих мест.
9. Перечень основных проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие моногорода.
Среди основных причин, сдерживающих развитие и имеющих долговременный характер, можно отметить наиболее значимые и сложные:
- неблагоприятное географическое положение, а именно транспортная удаленность от центра, суровые климатические условия;
- ярко выраженная сырьевая (добывающая) направленность промышленности, низкая доля перерабатывающих и высокотехнологических производств, ведущих экономическую деятельность на территории МОГО "Инта";
- низкая инвестиционная и инновационная активность местных предприятий;
- ограниченность рынков сбыта энергетического угля;
- дефицит финансовых ресурсов;
- отсутствие промышленных корпораций, реализующих крупные инвестиционные проекты на территории МОГО "Инта";
- сокращение численности населения за счет естественной убыли и миграционного оттока;
- отток квалифицированных кадров;
- наличие ветхого и аварийного жилья;
- неудовлетворительно состояние автомобильных дорог;
- низкий уровень социального и инженерного обустройства сельских территорий;
- высокие транспортные расходы по доставке товара;
- слабо развитая сеть бытовых услуг в сельских населенных пунктах.
------------------------------------------------------------------