Постановление администрации муниципального района "Сосногорск" от 04.04.2014 N 341 "О внесении изменений в Постановление администрации муниципального района "Сосногорск" от 22.10.2013 N 1450 "О муниципальных программах муниципального образования муниципального района "Сосногорск"
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "СОСНОГОРСК"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2014 г. № 341
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "СОСНОГОРСК" ОТ 22.10.2013 № 1450
"О МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "СОСНОГОРСК"
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса", Администрация муниципального района "Сосногорск" постановляет:
1. Методические указания по разработке и реализации муниципальных программ муниципального образования муниципального района "Сосногорск" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия и подлежит официальному опубликованию.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя руководителя администрации муниципального района "Сосногорск".
Руководитель администрации
муниципального района
"Сосногорск"
Д.КИРЬЯКОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА "СОСНОГОРСК"
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания по разработке и реализации муниципальных программ муниципального образования муниципального района "Сосногорск" (далее соответственно - Методические указания, муниципальные программы) содержат руководство по разработке проектов муниципальных программ и подготовке годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ.
2. Основные понятия, используемые в Методических указаниях:
подпрограмма муниципальной программы (далее - подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках муниципальной программы;
сфера реализации муниципальной программы (подпрограммы) - сфера социально-экономического развития, на решение проблем в которой направлена соответствующая муниципальная программа (подпрограмма);
основные параметры муниципальной программы (подпрограммы) - цели, задачи, основные мероприятия, показатели (индикаторы), конечные результаты реализации муниципальной программы (подпрограммы), сроки их достижения, объем ресурсов, необходимый для достижения целей муниципальной программы (подпрограммы);
проблема социально-экономического развития - противоречие между желаемым и текущим (действительным) состоянием сферы реализации муниципальной программы;
цель - планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономического развития посредством реализации муниципальной программы (подпрограммы), достижимый за период ее реализации;
задача - результат выполнения совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления муниципальных функций, направленных на достижение цели (целей) реализации муниципальной программы (подпрограммы);
мероприятие - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи;
основное мероприятие - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающий переход к новому этапу решения задачи и характеризуемый значимым вкладом в достижение целей подпрограммы;
показатель (индикатор) - количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи;
конечный результат - характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития, которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы (подпрограммы);
непосредственный результат - характеристика объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации муниципальной программы (подпрограммы);
контрольное событие муниципальной программы - промежуточный или окончательный результат выполнения основных мероприятий в течение года;
ответственный исполнитель муниципальной программы - исполнитель, определенный ответственным, в соответствии с перечнем муниципальных программ (далее - Перечень), утвержденным администрацией муниципального района "Сосногорск", и обладающий полномочиями: отраслевые (функциональные) органы и структурные подразделения администрации муниципального района "Сосногорск" с правами юридического лица (либо отраслевые (функциональные) органы и структурные подразделения администрации муниципального района "Сосногорск" без прав юридического лица);
соисполнители муниципальной программы - исполнительно-распорядительный орган муниципального района "Сосногорск" (за исключением представительного органа муниципального района "Сосногорск"), участвующий в разработке, реализации и оценке эффективности муниципальной программы и определенный в качестве соисполнителя муниципальной программы в Перечне: отраслевые (функциональные) органы и структурные подразделения администрации муниципального района "Сосногорск" с правами юридического лица (либо отраслевые (функциональные) органы и структурные подразделения администрации муниципального района "Сосногорск" без прав юридического лица);
мониторинг - процесс наблюдения за реализацией основных параметров муниципальной программы.
Иные понятия, используемые в Методических указаниях, применяются в значениях, принятых в законодательстве Российской Федерации, Республики Коми, муниципального района "Сосногорск".
3. Основанием для разработки муниципальных программ является Перечень.
При изменении основных направлений реализации муниципальной программы и ее соисполнителей в Перечень вносятся изменения.
4. Ответственный исполнитель муниципальной программы обеспечивает координацию деятельности соисполнителей муниципальной программы.
5. Разработка, утверждение, реализация, мониторинг, оценка хода реализации и оценка эффективности подпрограмм муниципальных программ осуществляется в рамках муниципальных программ в соответствии с настоящими Методическими указаниями.
6. Формирование муниципальных программ осуществляется исходя из принципов:
разработки муниципальных программ на основе долгосрочных целей социально-экономического развития и показателей (индикаторов) их достижения и учета положений Стратегии экономического и социального развития муниципального образования муниципального района "Сосногорск" на период до 2020 года;
наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития;
установления для муниципальных программ измеримых результатов ее реализации (конечных и непосредственных результатов);
интеграции регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) мер для достижения целей муниципальных программ;
определения ответственного за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов);
проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации муниципальных программ.
7. Ответственный исполнитель совместно с соисполнителями осуществляет корректировку муниципальной программы в порядке, предусмотренном для разработки проекта муниципальной программы.
Проект муниципальной программы, согласованный всеми соисполнителями подлежит обязательному согласованию с отделом экономического развития и потребительского рынка администрации муниципального района "Сосногорск" и с финансовым управлением администрации муниципального района "Сосногорск".
Отдел экономического развития и потребительского рынка администрации муниципального района "Сосногорск" и финансовое управление администрации муниципального района "Сосногорск" рассматривают проект муниципальной программы в течение 20 рабочих дней со дня его получения в соответствии с установленной сферой деятельности.
II. Разработка проекта муниципальной программы
Требования к разработке муниципальной программы
и ее структуре
8. Муниципальная программа включает реализуемые в соответствующей сфере социально-экономического развития подпрограммы.
Срок действия муниципальных программ не должен превышать период, определенный Стратегией социально-экономического развития муниципального образования муниципального района "Сосногорск" на период до 2020 года.
9. Муниципальная программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение реализации муниципальной программы.
10. Муниципальная программа имеет следующую структуру:
10.1. паспорт муниципальной программы;
10.2. текстовая часть муниципальной программы по следующим разделам:
1) характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития;
2) приоритеты и цели реализуемой муниципальной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, описание основных целей и задач муниципальной программы. Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития;
3) сроки и этапы реализации муниципальной программы;
4) перечень основных мероприятий муниципальной программы (с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов);
5) основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов муниципальной программы (с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов);
6) прогноз конечных результатов муниципальной программы. Перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной программы (с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с обобщенными целевыми индикаторами муниципальной программы);
7) перечень и краткое описание подпрограмм;
8) ресурсное обеспечение муниципальной программы (в разрезе источников финансирования, подпрограмм, а также по годам реализации муниципальной программы);
9) методика оценки эффективности муниципальной программы;
10.3. приложения к текстовой части муниципальной программы согласно приложению № 1 к настоящим Методическим указаниям (таблицы 1 - 6.1);
10.4. подпрограммы муниципальной программы.
Наличие всех указанных в пункте 10.2 разделов является обязательным. В случае отсутствия в рамках муниципальной программы отдельных приложений согласно п. 10.3, информация об этом указывается в соответствующем разделе.
Формулировки основных параметров муниципальной программы должны совпадать в паспорте муниципальной программы (подпрограмм), в текстовой части (разделах) муниципальной программы (подпрограмм) и в приложениях к текстовой части (табличных формах) муниципальной программы.
11. Текст муниципальной программы не должен содержать норм, имеющих правоустанавливающее значение.
12. Титульный лист к муниципальной программе и обосновывающим материалам должен содержать следующую информацию:
наименование муниципальной программы;
наименование ответственного исполнителя;
дата составления проекта муниципальной программы;
должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем органа власти - ответственным исполнителем по муниципальной программе или его заместителем.
13. Проект муниципальной программы направляется на согласование соисполнителям на бумажных носителях и в электронном виде.
14. Состав материалов, представляемых ответственным исполнителем с проектом муниципальной программы, включает:
проект комплексного плана действий по реализации муниципальной программы (далее - план реализации) на очередной финансовый год и на плановый период;
обоснование планируемых объемов ресурсов на реализацию муниципальной программы;
оценку планируемой эффективности реализации муниципальной программы (подпрограмм).
Требования по заполнению паспорта муниципальной программы
15. Паспорт муниципальной программы разрабатывается по форме согласно приложению № 1 к настоящим Методическим указаниям (таблица 7).
Цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), а также этапы и сроки реализации муниципальной программы указываются в соответствии с требованиями настоящих Методических указаний.
Объем финансирования муниципальной программы включает в себя бюджетные ассигнования бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск", республиканского бюджета Республики Коми, средства федерального бюджета, внебюджетные источники, направленные на реализацию муниципальной программы и подпрограмм муниципальной программы.
Объем финансирования муниципальной программы указывается в тысячах рублей с точностью до одного знака после запятой. Указывается общий объем финансирования на реализацию муниципальной программы в целом, а также по годам реализации муниципальной программы в разрезе источников финансирования.
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией муниципальной программы) в сфере реализации муниципальной программы, сроков их достижения.
Требования к содержанию муниципальной программы
16. При формировании раздела "Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития" учитывается следующее.
В рамках характеристики текущего состояния сферы реализации муниципальной программы предусматривается проведение анализа ее текущего (действительного) состояния, включая выявление основных проблем, в том числе состояния рынка услуг (товаров, работ), оказываемых (осуществляемых, реализуемых) организациями различных форм собственности, включая состояние сети указанных организаций, их ресурсное обеспечение (кадровое, финансовое, материально-техническое и т.д.).
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации муниципальной программы должен включать характеристику итогов реализации муниципальной политики в этой сфере, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации муниципальной программы, сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с ее состоянием по Республике Коми и в других муниципальных образованиях.
Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития.
В данном разделе кратко обобщается информация, отраженная в аналогичных разделах подпрограмм муниципальной программы.
17. При формировании раздела "Приоритеты и цели реализуемой муниципальной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, описание основных целей и задач муниципальной программы. Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития" учитывается следующее.
Приоритеты реализуемой муниципальной политики определяются в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования муниципального района "Сосногорск" на период до 2020 года.
Цель должна соответствовать приоритетам реализуемой муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, отражать конечные результаты реализации муниципальной программы и должна обладать следующими свойствами:
специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы);
конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
измеримость (достижение цели можно проверить);
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);
релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
Достижение цели обеспечивается за счет решения задач муниципальной программы.
Задача определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления функций, в рамках достижения цели (целей) реализации муниципальной программы.
Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
Задачи муниципальной программы должны являться целями подпрограмм. В качестве задач муниципальной программы не должна отражаться цель подпрограммы "Обеспечение реализации муниципальной программы".
При постановке целей и задач муниципальных программ целесообразно учитывать цели и задачи государственных программ Республики Коми, в первую очередь, по тем муниципальным программам, по которым планируется привлечение субсидий из республиканского бюджета Республики Коми.
Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития должен определять тенденции ее развития по итогам реализации муниципальной программы. При формировании прогноза развития сферы реализации муниципальной программы учитываются параметры прогноза социально-экономического развития муниципального образования муниципального района "Сосногорск", стратегические документы в сфере реализации муниципальной программы и текущее состояние сферы реализации муниципальной программы.
18. При формировании раздела "Сроки и этапы реализации муниципальной программы" учитывается следующее.
На основе последовательности решения задач муниципальной программы определяются этапы ее реализации. Для каждого из этапов необходимо определить промежуточные результаты реализации муниципальной программы.
19. При формировании раздела "Перечень основных мероприятий муниципальной программы" учитывается следующее.
Набор основных мероприятий муниципальной программы должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач муниципальной программы, с учетом реализации предусмотренных в рамках муниципальной программы мер правового регулирования. Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля хода выполнения муниципальной программы, но не усложнять систему контроля и отчетности. Наименования основных мероприятий не могут дублировать наименования целей и задач муниципальной программы (подпрограмм).
Характеристика основных мероприятий, мер правового регулирования, прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации муниципальной программы (при оказании муниципальными учреждениями муниципальных услуг (работ) в рамках муниципальной программы), а также информация об участии муниципальных учреждений, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации муниципальной программы приводятся на основе обобщения соответствующих сведений по подпрограммам муниципальной программы.
Перечень основных мероприятий муниципальной программы должен быть определен исходя из необходимости достижения ее цели и основных задач.
Реализация каждой задачи подпрограммы муниципальной программы должна обеспечиваться не менее чем двумя основными мероприятиями. При этом количество основных мероприятий для каждой задачи должно быть ограниченным, учитывая, что основное мероприятие - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающий переход к новому этапу решения задачи и характеризуемый значимым вкладом в достижение целей подпрограммы.
Информация об основных мероприятиях (с указанием сроков их реализации, ожидаемых результатов и другой информации) отражается в приложении № 1 к настоящим Методическим указаниям (таблица 2).
Объекты капитального строительства для муниципальных нужд, подлежащие строительству (реконструкции) за счет средств, выделяемых в виде субсидий из республиканского бюджета Республики Коми, реализуемые в рамках муниципальной программы, отражаются в таблице 6.1 приложения № 1 к настоящим Методическим указаниям.
20. При формировании раздела "Основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов муниципальной программы" учитывается следующее.
Меры правового регулирования должны соответствовать сфере реализации муниципальной программы и быть направлены на достижение цели и (или) конечных результатов программы (с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых муниципальных правовых актов).
Характеристика мер правового регулирования приводится на основе интеграции соответствующих сведений по подпрограммам муниципальной программы при соблюдении краткости изложения.
Нормативные правовые акты, планируемые к разработке в рамках реализации муниципальной программы, отражаются в таблице 3 приложения № 1 к настоящим Методическим указаниям.
21. При формировании раздела "Прогноз конечных результатов муниципальной программы. Перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной программы" учитывается следующее.
Прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации муниципальной программы приводится согласно приложению № 1 к настоящим Методическим указаниям (таблица 4).
Состав целевых показателей и индикаторов муниципальной программы должен быть определен таким образом, чтобы обеспечить:
наблюдаемость значений показателей (индикаторов) в течение срока реализации муниципальной программы;
охват всех наиболее значимых результатов реализации мероприятий муниципальной программы;
наличие формализованных методик расчета значений показателей (индикаторов).
При описании прогноза конечных результатов реализации муниципальной программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации муниципальной программы. Такая характеристика должна включать обоснование:
изменения состояния сферы реализации муниципальной программы, а также в сопряженных сферах при реализации муниципальной программы (положительные и отрицательные внешние эффекты в сопряженных сферах);
выгод от реализации муниципальной программы.
Перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной программы должен быть представлен в разрезе задач подпрограмм.
Показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей или решение задач, должны обеспечить возможность проверки и подтверждения достижения или решения этих целей и задач.
Информация о составе и значениях показателей (индикаторов) приводится согласно приложению № 1 к настоящим Методическим указаниям (таблица 1).
Используемые показатели (индикаторы) должны быть общие (в целом для программы) и частные (по каждой подпрограмме) и должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность (показатель (индикатор) должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи муниципальной программы или подпрограммы);
точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации муниципальной программы, подпрограммы);
объективность (не допускается использование показателей (индикаторов), улучшение отчетных значений которых, возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели (индикаторы) должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей подпрограммы, организаций к искажению результатов реализации муниципальной программы, подпрограммы);
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки муниципальной программы, подпрограммы);
однозначность (определение показателя (индикатора) должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей (индикаторов) и показателей (индикаторов), не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
сопоставимость (выбор показателей (индикаторов) следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) подпрограмм);
своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год и не позднее 1 марта года, следующего за отчетным)).
В число используемых показателей (индикаторов) обязательно должны включаться показатели, характеризующие конечные общественно значимые результаты, непосредственные результаты и уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми (финансируемыми) исполнителями муниципальными услугами (работами), их объемом и качеством, включая показатели (индикаторы), используемые для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607, а также показатели, отраженные в государственной программе Республики Коми по соответствующей сфере социально-экономического развития Республики Коми в таблице "Сведения о показателях (индикаторах) и их значениях в разрезе муниципальных программ".
Показатели (индикаторы) подпрограмм должны быть увязаны с показателями (индикаторами), характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы. Следует привести обоснование состава и значений показателей (индикаторов) и оценку влияния внешних факторов и условий на их достижение.
Показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утвержденным методикам и определяться на основе данных государственного статистического наблюдения, иной отраслевой и ведомственной отчетности.
При отражении показателя (индикатора) необходимо дать ссылку на соответствующий вид и форму данных официальной статистики, иной отраслевой или ведомственной отчетности, в состав которых входит данный показатель (индикатор).
В случае применения интегральных показателей (индикаторов) в данном разделе должен быть описан механизм их расчета.
22. При формировании раздела "Перечень и краткое описание подпрограмм" учитывается следующее.
В качестве обоснования выделения подпрограмм может использоваться, в том числе, обоснование вклада подпрограммы в достижение целей муниципальной программы.
Если в рамках муниципальной программы выделены подпрограммы, то приводится их перечень с указанием целей и задач подпрограмм.
23. При формировании раздела "Ресурсное обеспечение муниципальной программы" учитывается следующее.
Планирование бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ осуществляется во взаимосвязи и с учетом положений нормативных правовых актов, регулирующих порядок составления проекта бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск".
Порядок ежегодной корректировки объема и структуры расходов бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" на реализацию муниципальной программы определяется Порядком составления проекта бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" на очередной финансовый год и плановый период.
В разделе указывается общий объем финансирования муниципальной программы по муниципальной программе в целом, а также по каждой подпрограмме муниципальной программы по годам реализации муниципальной программы в разрезе источников финансирования.
Информация о расходах бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" на реализацию муниципальной программы представляется согласно приложению № 1 к настоящим Методическим указаниям (таблица 5), в том числе информация представляется.
- по годам реализации муниципальной программы;
- с расшифровкой по главным распорядителям средств бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" (по ответственному исполнителю и соисполнителям муниципальной программы);
- по муниципальной программе в целом, с распределением по подпрограммам муниципальной программы и основным мероприятиям подпрограмм.
В качестве финансового обеспечения основных мероприятий подпрограмм муниципальной программы могут быть предусмотрены субсидии или субвенции из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных районов. Такие субсидии и субвенции могут отражаться как основное мероприятие муниципальной программы.
Если в реализации муниципальной программы участвуют муниципальные учреждения, акционерные общества с государственным участием, общественные, научные и иные организации, а также предполагается использование средств государственных внебюджетных фондов, то в муниципальной программе должна содержаться прогнозная (справочная) оценка расходов бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск", государственных внебюджетных фондов и юридических лиц на реализацию целей муниципальной программы, представляемая согласно приложению № 1 к настоящим Методическим указаниям (таблица 6).
В случае наличия остатков на счете бюджета неиспользованных бюджетных ассигнований на начало текущего финансового года, потребность в направлении которых на те же цели в текущем финансовом году подтверждена, в муниципальную программу вносится информация о реализации в текущем году мероприятий муниципальной программы за счет указанных остатков бюджетных ассигнований прошлых лет согласно приложению № 1 к настоящим Методическим указаниям (таблица 5.1).
24. Формирование раздела "Методика оценки эффективности муниципальной программы" осуществляется согласно приложению № 2 к настоящим Методическим указаниям.
Требования к разработке подпрограммы
муниципальной программы
25. Подпрограмма является неотъемлемой частью муниципальной программы и формируется с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и муниципальной программы.
26. Подпрограмма имеет следующую структуру:
26.1. паспорт подпрограммы;
26.2. текстовая часть подпрограммы по следующим разделам:
1) характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;
2) приоритеты реализуемой муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы;
3) характеристика основных мероприятий подпрограммы;
4) характеристика правового регулирования;
5) прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации подпрограммы (при оказании муниципальными учреждениями муниципальных услуг (работ) в рамках подпрограммы);
6) ресурсное обеспечение подпрограммы;
7) методика оценки эффективности подпрограммы.
Наличие всех указанных в пункте 26.2 разделов является обязательным.
Требования по заполнению паспорта подпрограммы
и к содержанию подпрограммы муниципальной программы
27. Паспорт подпрограммы разрабатывается согласно приложению № 1 к настоящим Методическим указаниям (таблица 7).
Требования к заполнению паспорта подпрограммы аналогичны требованиям, предъявляемым к заполнению паспорта муниципальной программы.
28. Требования к заполнению разделов "Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития", "Приоритеты реализуемой муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы", аналогичны требованиям, предъявляемым к содержанию муниципальной программы.
29. Раздел "Характеристика основных мероприятий подпрограммы" должен содержать информацию о направлениях основных мероприятий подпрограммы в разрезе задач с указанием основных направлений их реализации.
В приложении содержится информация о сроке, исполнителе, ожидаемом непосредственном результате его реализации и о последствиях нереализации основного мероприятия.
30. Для мер правового регулирования в сфере реализации подпрограммы приводится обоснование изменений правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы (если таковые планируются), их основные положения и ожидаемые сроки принятия необходимых нормативных правовых актов с оценкой их регулирующего воздействия.
31. Раздел "Прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации подпрограммы" формируется, если в рамках реализации подпрограммы муниципальными учреждениями предусматривается оказание муниципальных услуг (работ).
Указанные показатели могут включаться в состав показателей (индикаторов) подпрограммы как показатели (индикаторы) непосредственных результатов.
32. Раздел "Ресурсное обеспечение подпрограммы" должен содержать информацию о финансировании подпрограммы в разрезе источников финансирования, в том числе по годам ее реализации.
33. Формирование раздела "Методика оценки эффективности реализации подпрограммы" осуществляется согласно приложению № 2 к настоящим Методическим указаниям.
34. В состав муниципальной программы целесообразно включение подпрограммы "Обеспечение реализации муниципальной программы", состоящей из паспорта подпрограммы согласно приложению № 1 к настоящим Методическим указаниям (таблица 7) и разделов согласно пункту 26 настоящих Методических указаний.
При формировании подпрограммы можно использовать следующие положения:
Цель подпрограммы - обеспечение реализации подпрограмм, основных мероприятий и мероприятий муниципальной программы в соответствии с установленными сроками и задачами.
Задача подпрограммы:
- обеспечение управления реализацией мероприятий муниципальной программы на муниципальном уровне.
Показатель подпрограммы - уровень ежегодного достижения показателей (индикаторов) муниципальной программы и подпрограмм, %.
Основной ожидаемый результат подпрограммы - обеспечение выполнения задач муниципальной программы и достижения предусмотренных муниципальной программой и подпрограммами показателей (индикаторов).
III. Дополнительные и обосновывающие материалы,
представляемые с муниципальной программой
35. Проект плана реализации муниципальной программы составляется ежегодно в текущем году на очередной финансовый год и плановый период и представляется в отдел экономического развития и потребительского рынка администрации муниципального района "Сосногорск" и в финансовое управление администрации муниципального района "Сосногорск" вместе с проектом муниципальной программы при ее разработке и далее ежегодно, не позднее 15 ноября текущего года, согласно приложению № 1 к настоящим Методическим указаниям (таблица 8).
В план реализации муниципальной программы подлежат включению все мероприятия подпрограмм. В целях обеспечения сопоставимости данных, мероприятия плана реализации муниципальной программы подлежат группировке в разрезе основных мероприятий, указанных в подпрограммах. Объем расходов на реализацию мероприятий должен соответствовать объемам расходов на реализацию соответствующих основных мероприятий.
В плане реализации муниципальной программы на очередной финансовый год и плановый период отражаются контрольные события муниципальной программы (далее - контрольные события), оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации муниципальной программы, с указанием их сроков и ответственных исполнителей, позволяющих определить наступление контрольного события.
Контрольные события позволяют оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения основных мероприятий в течение года.
Основными характеристиками контрольных событий являются общественная, в том числе социально-экономическая, значимость (важность) для достижения результата основного мероприятия и решения соответствующих задач подпрограммы, нулевая длительность, возможность однозначной оценки достижения (0% или 100%), по возможности документальное подтверждение результата.
В качестве формулировок таких контрольных событий рекомендуется использовать следующие:
нормативный правовой акт утвержден;
объект капитального строительства (реконструкции) введен в эксплуатацию;
система разработана и введена в эксплуатацию и т.д.
Контрольные события обязательно выделяются по всем основным мероприятиям, при этом возможно их выделение по мероприятиям.
Каждое контрольное событие должно иметь свой порядковый номер в муниципальной программе.
При этом выделяются отдельные контрольные события, подлежащие включению в форму мониторинга хода реализации муниципальной программы, формируемую ежеквартально отделом экономического развития и потребительского рынка администрации муниципального района "Сосногорск" (таблица 17).
В плане реализации муниципальной программы для мониторинга хода реализации муниципальной программы необходимо выделять не менее трех контрольных событий программы в течение одного квартала, но не более 20-ти контрольных событий программы по каждой муниципальной программе в год.
Корректировка контрольных событий, подлежащих включению в форму мониторинга хода реализации муниципальной программы, формируемую ежеквартально отделом экономического развития и потребительского рынка администрации муниципального района "Сосногорск", подлежит согласованию с отделом экономического развития и потребительского рынка администрации муниципального района "Сосногорск" и с финансовым управлением администрации муниципального района "Сосногорск".
Согласованный план реализации муниципальной программы утверждается ответственным исполнителем не позднее 15 декабря текущего года и направляется в отдел экономического развития и потребительского рынка администрации муниципального района "Сосногорск" и в финансовое управление администрации муниципального района "Сосногорск".
36. Вместе с проектом муниципальной программы в финансовое управление администрации муниципального района "Сосногорск" представляются материалы, содержащие подробное обоснование необходимых финансовых ресурсов по каждому основному мероприятию с учетом прогнозируемого уровня инфляции, а также иных факторов в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" и планирование бюджетных ассигнований.
В расходы бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" на реализацию муниципальной программы не включаются средства на содержание главы муниципального района, Совета муниципального района, Ревизионной комиссии, Администрации муниципального района.
37. Расходы бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" на содержание главы муниципального района, Совета муниципального района, Ревизионной комиссии, Администрации муниципального района, являющихся ответственными исполнителями муниципальной программы, могут отражаться в муниципальной программе в качестве отдельной подпрограммы, которая направлена на обеспечение создания условий для реализации муниципальной программы.
Расходы бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" на содержание главы муниципального района, Совета муниципального района, Ревизионной комиссии, Администрации муниципального района, являющихся соисполнителями муниципальной программы и не являющихся ответственными исполнителями и (или) соисполнителями других муниципальных программ, могут отражаться в составе подпрограммы муниципальной программы в соответствующей сфере ее реализации.
При этом указанные расходы в целях обоснования аналитически распределяются по подпрограммам и, при наличии такой возможности, по основным мероприятиям.
38. В случае выделения дополнительных бюджетных средств на реализацию основных мероприятий в соответствии с постановлениями администрации муниципального района "Сосногорск" вместе с проектом муниципальной программы представляются реквизиты указанных постановлений (номер и дата).
39. Оценка планируемой эффективности муниципальной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки в составе обосновывающих материалов и основывается на оценке планируемого вклада результатов муниципальной программы в социально-экономическое развитие, содержащей количественное, а при обосновании невозможности его проведения, качественное описание связи динамики значений показателей (индикаторов) реализации муниципальной программы с динамикой уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития.
При оценке планируемой эффективности в зависимости от сферы реализации муниципальной программы может приводиться оценка влияния реализации муниципальной программы на демографические, социальные показатели, в том числе оценка дополнительного прироста рабочих мест; ускорения темпов роста производства и роста производительности труда; оценка изменения параметров качества жизни населения; оценка финансово-экономических последствий реализации муниципальной программы.
IV. Подготовка годовых отчетов о ходе реализации и оценке
эффективности муниципальной программы и докладов о ходе
реализации муниципальной программы
40. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы (далее - годовой отчет) формируется ответственным исполнителем с учетом информации, полученной от соисполнителей, и представляется в отдел экономического развития и потребительского рынка администрации муниципального района "Сосногорск".
Соисполнители муниципальной программы предоставляют ответственным исполнителям до 10 февраля года, следующего за отчетным, информацию о реализации муниципальной программы в соответствии с таблицами 9 - 14 приложения № 1 к настоящим Методическим указаниям.
Ответственный исполнитель муниципальной программы до 1 марта года, следующего за отчетным, на основании информации соисполнителей формирует годовой отчет о ходе реализации муниципальной программы и проводит оценку эффективности реализации программы.
41. Годовой отчет имеет следующую структуру:
а) конкретные результаты реализации муниципальной программы, достигнутые за отчетный год;
б) результаты реализации основных мероприятий в разрезе подпрограмм муниципальной программы;
в) результаты реализации мер правового регулирования;
г) результаты использования бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы;
д) информация о внесенных ответственным исполнителем изменениях в муниципальную программу;
е) предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы.
42. При описании конкретных результатов реализации муниципальной программы, достигнутых за отчетный год, следует привести:
основные результаты, достигнутые в отчетном году;
характеристику вклада основных результатов в решение задач и достижение целей муниципальной программы;
сведения о достижении значений показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы (указываются согласно приложению № 1 к настоящим Методическим указаниям (таблица 9), с обоснованием отклонений по показателям (индикаторам), плановые значения по которым не достигнуты);
запланированные, но недостигнутые результаты с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий;
анализ факторов, повлиявших на ход реализации муниципальной программы;
анализ фактических и вероятных последствий влияния указанных факторов на основные параметры муниципальной программы.
результаты оценки эффективности реализации муниципальной программы в отчетном году (с приложением расчета оценки эффективности реализации муниципальной программы).
43. Описание результатов реализации основных мероприятий подпрограмм, реализация которых предусмотрена в отчетном году включает:
описание результатов реализации основных мероприятий подпрограмм в отчетном году (в том числе контрольных событий программы);
перечень нереализованных или реализованных частично основных мероприятий подпрограмм (из числа предусмотренных к реализации в отчетном году) с указанием причин их реализации не в полном объеме;
анализ факторов, повлиявших на их реализацию;
анализ последствий нереализации основных мероприятий подпрограмм на реализацию муниципальной программы.
К описанию результатов выполнения мероприятий муниципальной программы в отчетном году прикладывается информация согласно приложению № 1 к настоящим Методическим указаниям (таблица 10).
44. При представлении сведений об использовании бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы в разрезе подпрограмм, реализация которых предусмотрена в отчетном году, необходимо представить:
а) данные о кассовых расходах республиканского бюджета Республики Коми, бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" и фактических расходах муниципальных учреждений, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций (представляются ответственным исполнителем в составе годового отчета согласно приложению № 1 к настоящим Методическим указаниям (таблицы 11 и 12));
б) фактические сводные показатели муниципальных заданий согласно приложению № 1 к настоящим Методическим указаниям (таблица 13).
45. Информация об изменениях, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу, должна содержать перечень изменений, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу, их обоснование и реквизиты соответствующих нормативно-правовых актов администрации муниципального района "Сосногорск" (таблица 15).
46. Оценка эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) осуществляется на основе методики оценки ее эффективности, соответствующей приложению № 2 к настоящим Методическим указаниям.
47. Для выявления степени достижения запланированных результатов муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году фактически достигнутые значения показателей сопоставляются с их плановыми значениями.
48. Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически произведенные затраты на реализацию программы (подпрограммы) в отчетном году сопоставляются с их плановыми значениями.
49. Для выявления степени исполнения плана по реализации муниципальной программы (подпрограммы) проводится сравнение фактических сроков реализации мероприятий плана с запланированными, а также сравнение фактически полученных результатов с ожидаемыми.
50. В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных на этот год по всем вышеуказанным направлениям рекомендуется с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий представлять аргументированное обоснование причин:
отклонения достигнутых в отчетном периоде значений показателей от плановых, а также изменений в этой связи плановых значений показателей на предстоящий период;
значительного недовыполнения одних показателей в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчетном периоде;
возникновения экономии бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году;
перераспределения бюджетных ассигнований между мероприятиями муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году;
исполнения плана по реализации муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков.
51. В случае отклонений от плановой динамики реализации муниципальной программы или ожидаемом воздействии факторов риска, способных оказать негативное влияние на основные параметры муниципальной программы, в годовой отчет включаются предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы и их обоснование.
52. Доклад ответственного исполнителя о ходе реализации муниципальной программы (далее - Доклад) формируется в целях обеспечения администрации муниципального района "Сосногорск" актуальной информацией о ходе реализации муниципальной программы и должен иметь следующую структуру:
а) результаты реализации муниципальной программы, достигнутые на дату представления Доклада, и ожидаемые итоги реализации муниципальной программы на конец года;
б) использование бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы по состоянию на дату представления Доклада;
в) предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы.
53. При описании результатов реализации муниципальной программы, достигнутых на дату представления Доклада, и ожидаемых итогов реализации муниципальной программы на конец текущего года следует привести:
а) описание основных результатов, достигнутых на дату представления Доклада;
б) перечень запланированных, но недостигнутых результатов, с указанием причин их недостижения и последствий для достижения основных параметров муниципальной программы, а также с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий;
в) сведения об ожидаемых результатах и значениях показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы на конец года (таблица 16). По показателям (индикаторам), плановые значения которых могут быть не достигнуты, приводится обоснование.
54. В рамках представления сведений об использовании бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы в разрезе подпрограмм, реализация которых предусмотрена к дате представления Доклада, необходимо указать следующие сведения:
а) запланированные объемы бюджетных ассигнований за счет бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" и иных средств на текущий год;
б) фактические расходы на дату представления Доклада;
в) предложения по корректировке объема бюджетных ассигнований за счет средств бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" с обоснованием и оценкой их планируемого влияния на эффективность реализации муниципальной программы.
55. Предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы и их обоснование должны включать оценку необходимости корректировки муниципальной программы.
56. Титульный лист к годовому отчету и Докладу должен содержать следующую информацию:
наименование муниципальной программы;
наименование ответственного исполнителя;
отчетная дата (для годового отчета - отчетный год);
дата составления отчета (доклада);
должность, фамилия, имя отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем органа власти - ответственного исполнителя по муниципальной программе или его заместителем.
57. Годовые отчеты о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы направляются на согласование соисполнителям и представляются до 1 марта года, следующего за отчетным, в отдел экономического развития и потребительского рынка администрации муниципального района "Сосногорск" и в финансовое управление администрации муниципального района "Сосногорск" на бумажных носителях и в электронном виде.
На основании годовых отчетов ответственных исполнителей муниципальных программ, а также иной, дополнительно запрашиваемой информации отдел экономического развития и потребительского рынка администрации муниципального района "Сосногорск" совместно с финансовым управлением администрации муниципального района "Сосногорск" ежегодно формирует сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ (далее - сводный годовой доклад).
Сводный годовой доклад содержит:
а) сведения об основных результатах реализации муниципальных программ за отчетный период;
б) сведения о степени соответствия установленных и достигнутых целевых индикаторов и показателей муниципальных программ за отчетный год;
в) сведения о выполнении расходных обязательств, связанных с реализацией муниципальных программ;
г) оценку деятельности ответственных исполнителей в части, касающейся реализации муниципальных программ;
д) при необходимости - предложения об изменении форм и методов управления реализацией муниципальными программами, о сокращении (увеличении) финансирования и (или) досрочном прекращении отдельных мероприятий или муниципальной программы в целом.
Отдел экономического развития и потребительского рынка администрации муниципального района "Сосногорск" и финансовое управление администрации муниципального района "Сосногорск" в соответствии с установленной сферой деятельности готовят предложения в сводный годовой доклад.
V. Управление, контроль реализации муниципальной программы
58. Мероприятия муниципальной программы реализуются в соответствии со сроками, установленными муниципальной программой. Изменение сроков реализации мероприятий, влияющее на реализацию основных параметров муниципальной программы (подпрограммы), требует корректировки муниципальной программы (подпрограммы).
59. Мониторинг реализации муниципальной программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированного.
Объектом мониторинга являются значения показателей (индикаторов) муниципальной программы (подпрограмм), ход реализации основных мероприятий муниципальной программы, наступление контрольных событий муниципальной программы в установленные сроки, сведения о кассовом исполнении, объемы финансирования мероприятий муниципальной программы, информация о внесенных ответственными исполнителями изменениях в муниципальные программы, а также иная информация.
60. Мониторинг реализации муниципальных программ осуществляется органом власти - ответственным исполнителем муниципальной программы (в установленном порядке и сроки).
61. Мониторинг реализации муниципальных программ проводится на основе данных официального статистического наблюдения, иной отраслевой и ведомственной отчетности, годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ, докладов ответственного исполнителя о ходе реализации муниципальной программы.
По результатам мониторинга и оценки эффективности реализации муниципальных программ ответственным исполнителем готовятся предложения о сокращении или перераспределении между участниками муниципальной программы на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации, как отдельных мероприятий муниципальной программы, так и муниципальной программы в целом.
62. В целях осуществления контроля, отдел экономического развития и потребительского рынка администрации муниципального района "Сосногорск" на постоянной основе осуществляет мониторинг реализации муниципальных программ ответственными исполнителями и соисполнителями, направляя ответственному исполнителю муниципальной программы запросы с указанием срока исполнения и приложением формы и порядка представления сведений.
63. С 1 января 2014 года мониторинг реализации муниципальных программ осуществляется отделом экономического развития и потребительского рынка администрации муниципального района "Сосногорск" не реже одного раза в квартал по форме согласно приложению № 1 к настоящим Методическим указаниям (таблица 17).
64. В рамках квартального мониторинга осуществляется оценка информации о наступлении контрольных событий программы в установленные сроки, сведения о кассовом исполнении, а также при необходимости другая информация.
65. Ответственный исполнитель и соисполнители муниципальной программы в пределах своей компетенции ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют заполненную форму мониторинга реализации муниципальной программы ответственному исполнителю муниципальной программы.
66. Ответственный исполнитель ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, на основании информации соисполнителей муниципальной программы, заполняет форму мониторинга реализации муниципальной программы, направляет в отдел экономического развития и потребительского рынка администрации муниципального района "Сосногорск".
67. Администрация муниципального района "Сосногорск" ежеквартально до 1 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, проводит заседание рабочей группы по реализации муниципальных программ.
68. По отдельным запросам отдела экономического развития и потребительского рынка администрации муниципального района "Сосногорск" ответственный исполнитель и соисполнители муниципальной программы представляют дополнительную (уточненную) информацию о ходе реализации муниципальной программы.
69. Ответственные исполнители и соисполнители муниципальной программы несут персональную ответственность за достоверность и полноту информации, соответствие ее нормативным правовым актам муниципального образования муниципального района "Сосногорск" и своевременное представление этой информации в отдел экономического развития и потребительского рынка администрации муниципального района "Сосногорск".
Приложение № 1
к Методическим указаниям
Таблица 1
СВЕДЕНИЯ
О ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ,
ПОДПРОГРАММ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЯХ
№ п/п
Показатель (индикатор) (наименование)
Ед. измерения
Значения показателей
отчетный год
текущий год
очередной год
первый год планового периода
...
Муниципальная программа
1
Показатель (индикатор)
...
...
Подпрограмма 1
Задача 1
...
Показатель (индикатор)
...
...
Задача 2
...
Показатель (индикатор)
..
...
...
Таблица 2
Перечень
основных мероприятий муниципальной программы
№ п/п
Номер и наименование основного мероприятия
Ответственный исполнитель
Срок
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание)
Последствия нереализации основного мероприятия
Связь с показателями муниципальной программы (подпрограммы)
начала реализации
окончания реализации
Подпрограмма 1
Задача 1
Основное мероприятие 1.1
Основное мероприятие 1.2
...
Задача 2
Основное мероприятие 2.1
Основное мероприятие 2.2
...
Таблица 3
Сведения
об основных мерах правового регулирования
в сфере реализации муниципальной программы
№ п/п
Вид нормативно-правового акта
Основные положения нормативно-правового акта
Ответственный исполнитель и соисполнители
Ожидаемые сроки принятия
1
2
3
4
5
Таблица 4
Прогноз
сводных показателей муниципальных заданий на оказание
муниципальных услуг (работ) муниципальными учреждениями
по муниципальной программе
Наименование подпрограммы, услуги (работы), показателя объема услуги
Ед. измерения
Значение показателя объема услуги
Расходы бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" на оказание муниципальной услуги (работы), тыс. руб.
очередной год
первый год планового периода
второй год планового периода
очередной год
первый год планового периода
второй год планового периода
Подпрограмма 1
Основное мероприятие 1.1
Наименование услуги (работы) и ее содержание: ____________
x
x
x
Показатель объема услуги:
...
x
x
x
...
x
x
x
...
x
x
x
Наименование услуги (работы) и ее содержание: ____________
x
x
x
Показатель объема услуги:
...
x
x
x
...
x
x
x
...
x
x
x
...
Таблица 5
Ресурсное обеспечение
реализации муниципальной программы за счет средств
бюджета муниципального образования муниципального
района "Сосногорск" (тыс. руб.)
Статус
Наименование муниципальной программы, подпрограммы муниципальной программы, основного мероприятия
Ответственный исполнитель, соисполнители
Расходы (тыс. руб.), годы
№ <*>
№ + 1 год
№ + 2 года
...
Муниципальная программа
Всего
ответственный исполнитель муниципальной программы
соисполнитель 1
...
Подпрограмма 1
Всего
ответственный исполнитель подпрограммы
соисполнитель 1
...
Основное мероприятие 1.1
ответственный исполнитель мероприятия
Основное мероприятие 1.2
ответственный исполнитель мероприятия
...
--------------------------------
<*> № - год начала действия муниципальной программы.
Таблица 5.1
Ресурсное обеспечение
реализации муниципальной программы за счет остатков
на счете бюджета муниципального образования
муниципального района "Сосногорск" (тыс. руб.)
Статус
Наименование муниципальной программы, подпрограммы муниципальной программы, основного мероприятия
Ответственный исполнитель, соисполнители
Источник остатков
Расходы за счет остатков прошлых лет в соответствующем году (тыс. руб.)
Муниципальная программа
Всего
ответственный исполнитель муниципальной программы
соисполнитель 1
...
Подпрограмма 1
Всего
ответственный исполнитель подпрограммы
соисполнитель 1
...
Основное мероприятие 1.1
ответственный исполнитель мероприятия
Основное мероприятие 1.2
ответственный исполнитель мероприятия
...
Таблица 6
Ресурсное обеспечение
и прогнозная (справочная) оценка расходов бюджета
муниципального образования муниципального района
"Сосногорск" (с учетом средств республиканского бюджета),
бюджетов государственных внебюджетных фондов и юридических
лиц на реализацию целей муниципальной программы (тыс. руб.)
Статус
Наименование муниципальной программы, подпрограммы муниципальной программы, основного мероприятия
Источник финансирования
Оценка расходов (тыс. руб.), годы
Очередной год
Первый год планового периода
Второй год планового периода
...
Муниципальная программа
всего
республиканский бюджет Республики Коми
- из них за счет средств федерального бюджета
местные бюджеты
государственные внебюджетные фонды
юридические лица
средства от приносящей доход деятельности
...
Подпрограмма 1
всего
республиканский бюджет Республики Коми
- из них за счет средств федерального бюджета
местные бюджеты
государственные внебюджетные фонды
юридические лица
средства от приносящей доход деятельности
...
Таблица 6.1
Перечень
объектов капитального строительства для муниципальных нужд,
подлежащих строительству (реконструкции) за счет средств,
выделяемых в виде субсидий из республиканского бюджета
Республики Коми
№ п/п
Наименование подпрограмм, основных мероприятий, объектов капитального строительства (реконструкции)
Мощность
Сроки строительства
Объем финансирования строительства по годам, тыс. рублей
Очередной год
Первый год планового периода
Второй год планового периода
ИТОГО ПО ОБЪЕКТАМ ПРОГРАММЫ:
в том числе за счет источников:
- республиканский бюджет Республики Коми
- средства местных бюджетов
- внебюджетные средства (налоговые льготы)
Подпрограмма 1
Основное мероприятие 1.1
Объект
в том числе за счет источников:
- республиканский бюджет Республики Коми
- средства местных бюджетов
- внебюджетные средства (налоговые льготы)
...
Подпрограмма 2
Основное мероприятие 2.1
Таблица 7
ПАСПОРТ
муниципальной программы (подпрограммы)
муниципальной программы
Ответственный исполнитель подпрограммы
Данные из Перечня
Соисполнители подпрограммы
Данные из Перечня
Подпрограммы программы
Данные из раздела 7
Программно-целевые инструменты подпрограммы
Данные из раздела 4
Цели подпрограммы (если имеются)
Данные из раздела 2
Задачи подпрограммы
Данные из раздела 2
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
Данные из раздела 6
Этапы и сроки реализации подпрограммы
Данные из раздела 3
Объемы финансирования подпрограммы
Данные из раздела 8
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
Данные из раздела 6
Таблица 8
Комплексный план
действий по реализации муниципальной программы
на очередной финансовый год и плановый период
№ п/п
Наименование основного мероприятия, контрольного события программы
Статус
Ответственный руководитель, заместитель руководителя (ФИО, должность)
Ответственное структурное подразделение
Ожидаемый результат реализации мероприятия
Срок начала реализации мероприятия
Срок окончания реализации (дата контрольного события)
Объем ресурсного обеспечения, тыс. руб.
График реализации (квартал)
Источники финансирования
Очередной финансовый год
Первый год планового периода
Второй год планового периода
Очередной финансовый год (N), квартал
№ + 1, квартал
№ + 2, квартал
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
1.1
Основное мероприятие 1.1
1.1.1
Мероприятие 1.1.1
1.1.2
Мероприятие 1.1.2
Контрольное событие программы N
Таблица 9
Сведения
о достижении значений показателей (индикаторов)
№ п/п
Показатель (индикатор) (наименование)
Ед. измерения
Значения показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограммы муниципальной программы
Обоснование отклонений значений показателя (индикатора) на конец отчетного года (при наличии)
год, предшествующий отчетному <1>
отчетный год
план
факт
Муниципальная программа
1
Показатель (индикатор)
...
...
Подпрограмма муниципальной программы
...
Задача 1
Показатель (индикатор)
...
Задача 2
Показатель (индикатор)
...
...
--------------------------------
<1> Приводится фактическое значение индикатора или показателя за год, предшествующий отчетному.
Таблица 10
Сведения
о степени выполнения основных мероприятий
№ п/п
Наименование основного мероприятия, контрольного события
Ответственный исполнитель
Плановый срок
Фактический срок
Результаты
Проблемы, возникшие в ходе реализации мероприятия <2>
начала реализации
окончания реализации
начала реализации
окончания реализации
запланированные
достигнутые
Подпрограмма муниципальной программы
1.
Основное мероприятие 1.1
Мероприятие 1.1.1
Мероприятие 1.1.2
Контрольное событие N
x
x
x
x
2.
Основное мероприятие 1.2
...
...
--------------------------------
<2> При наличии отклонений плановых сроков реализации мероприятий от фактических приводится краткое описание проблем, а при отсутствии отклонений указывается "нет".
Таблица 11
Отчет
об использовании бюджетных ассигнований бюджета
муниципального образования муниципального района
"Сосногорск" на реализацию муниципальной программы
(тыс. руб.)
Статус
Наименование муниципальной программы, подпрограммы муниципальной программы, основного мероприятия
Ответственный исполнитель, соисполнители
Расходы (тыс. руб.)
сводная бюджетная роспись план на 1 января отчетного года
сводная бюджетная роспись на отчетную дату <3>
кассовое исполнение
Муниципальная программа
всего
ответственный исполнитель муниципальной программы
соисполнитель 1
...
Подпрограмма 1
всего
ответственный исполнитель подпрограммы
соисполнитель 1
...
...
Основное мероприятие 1.1
ответственный исполнитель мероприятия
Основное мероприятие 1.2
ответственный исполнитель мероприятия
...
--------------------------------
<3> Для годового отчета - 31 декабря отчетного года.
Таблица 12
Информация
о расходах республиканского бюджета Республики Коми
(с учетом средств федерального бюджета), бюджета
муниципального образования муниципального района
"Сосногорск" и юридических лиц на реализацию
целей муниципальной программы
(тыс. руб.)
Статус
Наименование муниципальной программы, подпрограммы муниципальной программы, основного мероприятия
Источники финансирования
Оценка расходов <*>
Фактические расходы <**>
Муниципальная программа
всего
республиканский бюджет Республики Коми
- из них за счет средств федерального бюджета
местный бюджет
государственные внебюджетные фонды
юридические лица
средства от приносящей доход деятельности
...
Подпрограмма 1
всего
республиканский бюджет Республики Коми
- из них за счет средств федерального бюджета
местный бюджет
государственные внебюджетные фонды
юридические лица
средства от приносящей доход деятельности
--------------------------------
<*> В соответствии с муниципальной программой.
<**> Кассовые расходы республиканского бюджета Республики Коми, местного бюджета, государственных внебюджетных фондов и фактические расходы юридических лиц.
Таблица 13
Отчет
о выполнении сводных показателей муниципальных заданий
на оказание муниципальных услуг муниципальными
учреждениями по муниципальной программе
Наименование подпрограммы, услуги (работы), показателя объема услуги
Значение показателя объема услуги
Расходы бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" на оказание муниципальной услуги (тыс. руб.)
План
Факт
сводная бюджетная роспись на 1 января отчетного года
сводная бюджетная роспись на 1 января года, следующего за отчетным
кассовое исполнение
Подпрограмма 1
Основное мероприятие 1.1
Наименование услуги (работы) и ее содержание: ____________________
x
x
Показатель объема услуги:
x
x
x
...
x
x
x
...
x
x
x
...
x
x
x
Наименование услуги (работы) и ее содержание: ____________________
x
x
Показатель объема услуги:
x
x
x
...
x
x
x
...
x
x
x
...
x
x
x
...
Таблица 14
Оценка
результатов реализации мер правового регулирования
N
Вид акта
Основные положения
Ответственный исполнитель
Сроки принятия
Примечание (результат реализации; причины отклонений)
план
факт
I Меры правового регулирования, предусмотренные муниципальной программой
1.
2.
II Меры правового регулирования, предлагаемые к реализации с учетом положений муниципального программы
Примечания: Столбцы 1 - 5 раздела I заполняются в соответствии с таблицей 4 муниципальной программы, а также с учетом результатов включения мер из раздела II в состав муниципальной программы по итогам рассмотрения годовых отчетов прошлых отчетных периодов. В столбце 7 раздела I приводится краткая характеристика результата реализации меры (влияния правовой меры на состояние сферы реализации муниципальной программы, степени достижения поставленных перед ней целей), а также причины отклонений в: а) сроках реализации; б) фактически полученных результатах по сравнению с ожидаемыми.
Таблица 15
Сведения
о внесенных в муниципальную программу изменениях
по состоянию на _______________
Наименование муниципальной программы __________________________________
Ответственный исполнитель _____________________________________________
№ п/п
Вид нормативного правового акта, номер и дата принятия
Суть изменений (краткое изложение)
Таблица 16
Сведения
об ожидаемых значениях показателей (индикаторов)
№ п/п
Показатель (индикатор) (наименование)
Ед. измерения
Значения показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограммы муниципальной программы
Обоснование отклонений значений показателя (индикатора) на конец отчетного года (при наличии)
Текущий год
план
ожидаемое значение на конец года
Муниципальная программа
1
Показатель (индикатор)
...
Подпрограмма муниципальной программы
...
Показатель (индикатор)
...
Таблица 17
Форма мониторинга
реализации муниципальной программы (квартальная)
Наименование муниципальной программы: _________________________________
Отчетный период ____ мес. 20____ г.
Ответственный исполнитель: ____________________________________________
N
Наименование основного мероприятия, контрольного события программы
Статус контрольного события
Ответственный исполнитель (Ф.И.О., должность)
Факт начала реализации мероприятия
Факт окончания реализации мероприятия, наступления контрольного события
Расходы бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" на реализацию программы, тыс. руб.
предусмотрено программой
кассовое исполнение на отчетную дату <1>
Подпрограмма 1 (наименование)
1.1
Основное мероприятие 1.1
1.1.1
Мероприятие 1.1.1
1.1.2
Мероприятие 1.1.2
Контрольное событие программы N
x
x
x
--------------------------------
<1> Под отчетной датой понимается первое число месяца, следующего за отчетным периодом.
Приложение № 2
к Методическим указаниям
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
I. Общие положения
1. Оценка эффективности реализации муниципальной программы производится ежегодно. Результаты муниципальной программы представляются в составе годового отчета ответственного исполнителя муниципальной программы о ходе ее реализации и об оценке эффективности.
2. Оценка эффективности муниципальной программы производится с учетом следующих составляющих:
- оценки степени достижения целей и решения задач муниципальной программы;
- оценки степени достижения целей и решения задач подпрограмм, входящих в муниципальную программу;
- оценки степени реализации основных мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации (далее - оценка степени реализации мероприятий);
- оценки степени соответствия запланированному уровню затрат;
- оценки эффективности использования средств бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск".
3. Оценка эффективности реализации муниципальных программ осуществляется в два этапа.
4. На первом этапе осуществляется оценка эффективности реализации подпрограмм, которая определяется с учетом оценки степени достижения целей и решения задач подпрограмм, оценки степени реализации мероприятий, оценки степени соответствия запланированному уровню затрат и оценки эффективности использования средств бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск".
5. На втором этапе осуществляется оценка эффективности реализации муниципальной программы, которая определяется с учетом оценки степени достижения целей и решения задач муниципальной программы и оценки эффективности реализации подпрограмм.
II. Оценка степени реализации мероприятий
6. Степень реализации мероприятий оценивается для каждой подпрограммы как доля мероприятий, выполненных в полном объеме по следующей формуле:
- степень реализации мероприятий;
- количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
М - общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
Расчет степени реализации мероприятий рассчитывается на уровне основных мероприятий подпрограмм.
Степень реализации мероприятий рассчитывается для всех мероприятий муниципальной программы.
7. Мероприятие может считаться выполненным в полном объеме при достижении следующих результатов:
- мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений показателей (индикаторов) <1>, считается выполненным в полном объеме, если фактически достигнутое значение показателя (индикатора) составляет не менее 95% от запланированного и не хуже, чем значение показателя (индикатора), достигнутое в году, предшествующем отчетному, с учетом корректировки объемов финансирования по мероприятию <2>. В том случае, когда для описания результатов реализации мероприятия используется несколько показателей (индикаторов), для оценки степени реализации мероприятия используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений показателей к запланированным значениям, выраженное в процентах;
--------------------------------
<1> В случаях, когда в графе "результат мероприятия" комплексного плана действий по реализации муниципальной программы зафиксированы количественные значения показателей (индикаторов) на отчетный год, либо в случаях, когда установлена прямая связь между основными мероприятиями и показателями (индикаторами) подпрограмм.
<2> Выполнение данного условия подразумевает, что в случае, если степень достижения показателя (индикатора) составляет менее 100%, проводится сопоставление значений показателя (индикатора), достигнутого в отчетном году, со значением данного показателя (индикатора), достигнутого в году, предшествующем отчетному. В случае ухудшения значения показателя (индикатора) по сравнению с предыдущим периодом (т.е. при снижении значения показателя (индикатора) по показателю (индикатору), желаемой тенденцией развития которого является рост и при росте значения показателя (индикатора), желаемой тенденцией развития которого является снижение), проводится сопоставление темпов роста данного показателя (индикатора) с темпами роста объемов расходов по рассматриваемому мероприятию. При этом мероприятие может считаться выполненным только в случае, если темпы ухудшения значений показателя ниже темпов сокращения расходов на реализацию мероприятия (например, допускается снижение на 1% значения показателя, если расходы сократились не менее, чем на 1% в отчетном году по сравнению с годом, предшествующим отчетному).
- мероприятие, предусматривающее оказание муниципальных услуг (работ) на основании муниципальных заданий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск", считается выполненным в полном объеме в случае выполнения сводных показателей муниципальных заданий по объему и по качеству муниципальных услуг (работ) не менее чем на 95% от установленных значений на отчетный год;
- по иным мероприятиям результаты реализации могут оцениваться как:
наступление или ненаступление контрольного события (событий), считается выполненным в полном объеме при наступлении такого события (событий);
достижение качественного результата (оценка проводится экспертно).
III. Оценка степени соответствия запланированному
уровню затрат
8. Степень соответствия запланированному уровню затрат оценивается для каждой подпрограммы как отношение фактически произведенных в отчетном году расходов на реализацию подпрограммы к их плановым значениям по следующей формуле:
- степень соответствия запланированному уровню расходов;
- фактические расходы на реализацию подпрограммы в отчетном году;
- плановые расходы на реализацию подпрограммы в отчетном году.
В случае наличия запланированных и (или) фактических расходов за счет иных источников (средства республиканского бюджета Республики Коми, местных бюджетов, внебюджетных источников) ответственный исполнитель учитывает в составе показателя "степень соответствия запланированному уровню расходов" расходы из всех источников.
IV. Оценка эффективности использования средств бюджета
муниципального образования муниципального
района "Сосногорск"
9. Эффективность использования средств бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" рассчитывается для каждой подпрограммы как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" по следующей формуле:
- эффективность использования средств бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск";
- степень реализации мероприятий, полностью или частично финансируемых из средств бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск";
- степень соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск".
В случае наличия запланированных и (или) фактических расходов за счет иных источников (средства республиканского бюджета Республики Коми, внебюджетных источников) показатель оценки эффективности использования средств бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" меняется на показатель эффективности использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы. Данный показатель рассчитывается по формуле:
- эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы;
- степень реализации всех мероприятий подпрограммы;
- степень соответствия запланированному уровню расходов из всех источников.
V. Оценка степени достижения целей и решения
задач подпрограмм
10. Для оценки степени достижения целей и решения задач (далее - степень реализации) подпрограмм определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы.
11. Степень достижения планового значения показателя (индикатора) рассчитывается по следующим формулам:
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
- степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы;
- значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы.
12. Степень реализации подпрограммы рассчитывается по формуле:
- степень реализации подпрограммы;
- степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы;
№ - число показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи подпрограммы.
При использовании в данной формуле в случаях, если значение принимается равным 1.
VI. Оценка эффективности реализации подпрограммы
13. Эффективность реализации подпрограммы оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации подпрограммы и оценки эффективности использования средств бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" по следующей формуле:
- эффективность реализации подпрограммы;
- степень реализации подпрограммы;
- эффективность использования средств муниципального образования муниципального района "Сосногорск" (либо эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы).
Если финансовое обеспечение реализации подпрограммы не предусмотрено, эффективность реализации подпрограммы оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации подпрограммы и степени реализации всех мероприятий подпрограммы по следующей формуле:
- эффективность реализации подпрограммы;
- степень реализации подпрограммы;
- степень реализации всех мероприятий подпрограммы.
14. Эффективность реализации подпрограммы признается высокой в случае, если значение составляет не менее 0,90.
Эффективность реализации подпрограммы признается удовлетворительной в случае, если значение составляет не менее 0,75.
В остальных случаях эффективность реализации подпрограммы признается неудовлетворительной.
VII. Оценка степени достижения целей и решения задач
муниципальной программы
15. Для оценки степени достижения целей и решения задач (далее - степень реализации) муниципальной программы определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи муниципальной программы.
16. Степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи муниципальной программы, рассчитывается по следующим формулам:
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
- степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи муниципальной программы;
- значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи муниципальной программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи муниципальной программы.
17. Степень реализации муниципальной программы рассчитывается по формуле:
- степень реализации муниципальной программы;
- степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи муниципальной программы;
№ - число показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи муниципальной программы.
При использовании в данной формуле в случаях, если значение принимается равным 1.
VIII. Оценка эффективности реализации
муниципальной программы
18. Эффективность реализации муниципальной программы оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации муниципальной программы и оценки эффективности реализации входящих в нее подпрограмм по следующей формуле:
- эффективность реализации муниципальной программы;
- степень реализации муниципальной программы;
- эффективность реализации подпрограммы;
- коэффициент значимости подпрограммы для достижения целей муниципальной программы. Коэффициент рассчитывается путем деления числа "1" на количество подпрограмм муниципальной программы (без подпрограммы, которая направлена на обеспечение реализации муниципальной программы);
j - количество подпрограмм.
19. Эффективность реализации муниципальной программы признается высокой в случае, если значение составляет не менее 0,90.
Эффективность реализации муниципальной программы признается удовлетворительной в случае, если значение составляет не менее 0,75.
В остальных случаях эффективность реализации муниципальной программы признается неудовлетворительной.
------------------------------------------------------------------