Приказ Министерства образования РК от 18.08.2014 N 517 "О деятельности республиканских экспериментальных площадок по здоровьесбережению в 2013 - 2014 учебном году"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ПРИКАЗ
от 18 августа 2014 г. № 517
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК
ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В 2013 - 2014 УЧЕБНОМ ГОДУ
Во исполнение приказа Министерства образования Республики Коми от 27.02.2009 № 55 "О присвоении статуса республиканской экспериментальной площадки", в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и в целях совершенствования деятельности по организации здоровьесбережения, поддержки инновационных направлений развития системы образования Республики Коми, в 2013 - 2014 учебном году в 4 образовательных организациях республики осуществлялась реализация экспериментальных проектов по следующим темам:
1. "Растим патриотов: дополнительное образование как средство формирования духовного и физического здоровья учащихся" - МОУ "СОШ № 5" г. Усинск;
2. "Школа полного дня - истоки здоровья, радости, добра" - МОУ "СОШ № 18" г. Ухта;
3. "Модель организации здоровьесбережения участников образовательного процесса в условиях автономного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста" - МАОУ "Прогимназия № 81" г. Сыктывкар;
4. "Социализация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования детей" - ГОУ ДОД "Коми республиканский эколого-биологический центр";
5. "Я-концепция воспитанника как важнейшая доминанта воспитательной среды детского дома" - ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 1" г. Сыктывкара.
В течение четырех лет (с 2009 по 2013 гг.) данные образовательные организации работали над созданием моделей организации инновационной образовательной среды:
- в МОУ "СОШ № 5" г. Усинск - модель функционирования системы кадетских классов в социально-педагогическом пространстве общеобразовательной школы;
- в МОУ "СОШ № 18" г. Ухта, МАОУ "Прогимназия № 81" г. Сыктывкар - модель функционирования школы полного дня в контексте здоровьесбережения участников образовательного процесса;
- в ГОУ ДОД "Коми республиканский эколого-биологический центр" - модель социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования детей экологической направленности;
- в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 1" г. Сыктывкара - модель организации воспитательной среды детского дома на основе доминанты Я-концепции воспитанников.
В 2013 - 2014 учебном году экспериментальные площадки (кроме ГОУ ДОД "Коми РЭБЦ") находились на завершающем, аналитическом этапе реализации проектов, который предполагает окончательное описание инновационных моделей.
В ходе реализации экспериментальной деятельности по темам республиканских экспериментальных проектов в 2013 - 2014 учебном году вышеназванными образовательными организациями:
- продолжена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в соответствии с конкретными задачами на год;
- разработаны модели служб, координирующих работу в экспериментальном режиме;
- осуществлены плановые мероприятия (в соответствии с утвержденными годовыми планами работы) по управлению экспериментальной деятельностью, по работе с кадрами, по осуществлению оздоровительных, коррекционно-развивающих, реабилитационных мероприятий, по мониторингу эффективности реализации экспериментальных проектов;
- отработана система методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов;
- проведены мониторинговые исследования для определения эффективности медико-психолого-педагогических здоровьесберегающих условий реализации программы экспериментальной деятельности;
- обобщен опыт по теме проектов, ход реализации которых освещен на муниципальном, республиканском, российском уровнях.
Так, в течение 2013 - 2014 учебного года опыт экспериментальной деятельности ГОУ ДОД "Коми РЭБЦ" был представлен на конференциях, семинарах, других мероприятиях различного уровня:
- "Организация экологического образования через систему социального партнерства, межведомственного и внутриведомственного взаимодействия" (очный доклад на Всероссийской конференции работников дополнительного образования, г. Москва, декабрь 2013 г.);
- "О деятельности ГОУ ДОД "Коми РЭБЦ" с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (выступление и мастер-класс для родителей на республиканском семинаре-практикуме "Творчество как средство социокультурной реабилитации детей", Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями "Надежда", г. Сыктывкара, апрель 2014 г.);
- "Реализация общеразвивающих программ для детей с ограниченными возможностями здоровья в ГОУ ДОД "Коми РЭБЦ" (доклад на круглом столе "Реализация адаптированных образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях", ГОУ ДПО "Коми республиканский институт развития образования", апрель 2014 г.);
- "Проект "Экология детства" (доклад на круглом столе "Организация дополнительного образования и воспитания детей как субъект вторичной социализации: опыт региональных организаций дополнительного образования" (Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Дворец творчества детей и учащейся молодежи", г. Сыктывкара, апрель 2014 г.);
- "Проект "Экология детства" (постерный доклад на республиканской научно-практической конференции "Здоровое поколение Республики Коми. Ориентиры XXI века" (МО РК, ГУ РК "РЦППРиК", апрель 2014 г.);
- "Методика диагностики развития сфер социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья" (Методическая разработка педагога-психолога). В 2013 - 2014 учебном году велась апробация данной разработки, итоги будут подведены в октябре 2014 года и представлены в Республиканском научно-практическом журнале "Психология и социальная работа в школе". Вся информация о мероприятиях, проводимых для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках эксперимента, размещена на официальном сайте ГОУ ДОД "Коми РЭБЦ".
МАОУ "Прогимназия № 81" г. Сыктывкара:
- Обмен опытом по организации здоровьесберегающей образовательной среды в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста (доклад на конференции на базе МБОУ "Прогимназия № 1" г. Воркуты, 21 - 23 апреля 2014 г.);
- "Результаты реализации экспериментального проекта" (доклад на республиканской научно-практической конференции "Здоровое поколение Республики Коми. Ориентиры XXI века", ГУ РК "РЦППРиК", апрель 2014 г.);
- "Система родительских собраний в начальной школе по пропаганде здорового питания" (Обобщение инновационного опыта на республиканском конкурсе "Здоровое питание - успешное образование", ГУ РК "РЦППРиК", апрель 2014 г.);
- "Инновационные подходы к организации психолого-логопедического сопровождения детей старшего школьного возраста с речевыми нарушениями" (обобщение инновационного опыта на республиканском конкурсе на лучшую организацию психолого-педагогического и социального сопровождения, профессиональной ориентации обучающихся "Пси-Перспектива", ГУ РК "РЦППРиК", апрель 2014 г.);
- Разработка и сопровождение персональных интернет-сайтов педагогов Кетовой И.В., Коноваловой Л.В., учителей начальных классов прогимназии (в течение года);
- Психолого-педагогическое просвещение родителей через сайт прогимназии (тематика в течение года: "Калейдоскоп безопасности", "Где мы только не были", "План мероприятий в рамках года Здоровья", "Основы гуманитарно-личностного подхода к детям", "Дружим со спортом" "Дети - на первом месте" и т.д.).
МБОУ "СОШ" № 5 г. Усинска:
"Разработка региональных инновационных моделей здоровьесбережения в образовательных организациях Республики Коми" (стендовый доклад на республиканской конференции "Здоровое поколение Республики Коми. Ориентиры XXI века", ГУ РК "РЦППРиК", апрель, 2014 г.);
- "Патриотическое воспитание подрастающего поколения" (доклад на муниципальном методическом семинаре для классных руководителей, декабрь 2013 г.);
- "Формирование здорового образа жизни учащихся" (выступление на городском родительском собрании, апрель 2014 г.);
- "Мастер-класс "Кто сказал, что нужно бросить песню на войне?" (заседание управления образования г. Усинска, февраль 2014 г.);
- "Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения" (доклад на заседании отделения ДОСААФ России г. Усинска, апрель 2014 г.);
- Пополнение школьного сайта информацией о работе с кадетскими классами (рубрики: "Новости дня", "Методическая копилка", "Одаренные дети", "Усинское кадетство", "Центр "Патриот").
МБОУ "СОШ" № 18 г. Ухты:
- "Разработка региональных инновационных моделей здоровьесбережения в образовательных организациях Республики Коми" (стендовый доклад на республиканской конференции "Здоровое поколение Республики Коми. Ориентиры XXI века", апрель, 2014 г.);
- "Модель функционирования класса здоровьесбережения" (на городском методическом объединении учителей начальных классов, декабрь 2013 г.);
- Работа сайта школы (рубрики: "Родителям на заметку", "Советы психолога" "Дискуссионный клуб").
"Я-концепция воспитанника как важнейшая доминанта воспитательной среды детского дома" - ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 1" г. Сыктывкара.
В 2013 - 2014 учебном году в детском доме проведен анализ результативности новой образовательной практики. В качестве основы были использованы результаты мониторинга по самооценке воспитанников, изменения уровня их притязаний. Наряду с обобщенными данными, были проанализированы индивидуальные изменения воспитанников. Был также проведен анализ соответствия компонентов образовательной среды детского дома установленным требованиям. Сопоставление результатов свидетельствует о продуктивности приобретенного в рамках эксперимента нового педагогического опыта. В результате экспериментальной работы наработана определенная концептуальная основа деятельности педагогического коллектива, понимаемая и принимаемая большинством. Данная концепция доступна для трансляции, что обеспечивает ее жизнеспособность.
Приоритетным направлением научно-методического сопровождения деятельности республиканских экспериментальных площадок, осуществляемого специалистами Республиканского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, в 2013 - 14 уч. г. являлась технология включения семьи в образовательную деятельность образовательных организаций, создание условий, способствующих включению в системную деятельность родительской общественности как равноправного субъекта образования.
На экспериментальных площадках совместной работы с семьей созданы и реализуются комплексные программы совместной работы, так как данное направление является одним из ключевых компонентов инновационной модели образовательных организаций. Программы включают разнообразные формы работы с родителями, позволяющие объединить усилия по решению образовательных задач, среди них: работа тематических площадок "Календарь природы", благотворительные школьные ярмарки; социальные акции помощи пожилым людям, брейн-ринги, выставки-ярмарки семейного творчества "Крепка семья - крепка Россия", вечера вопросов и ответов, психолого-педагогический всеобуч, фотоконкурсы, конкурсы рассказов, Конкурсные программы "Честь имею", кадетские турниры и т.п.
Проявление интереса к образовательной деятельности родителей подтверждает эффективность инновационных условий, созданных в образовательных организациях. Так, по итогам анкетирования удовлетворенность родителей образовательной деятельностью экспериментальных площадок составила в среднем 87%.
На всех площадках осуществлялось психолого-социальное сопровождение экспериментальной деятельности, а также мероприятия по диагностике эффективности проектов. Во всех коллективах проведены консультации с руководителями по вопросам выполнения плана эксперимента; изучалась динамика мотивации всех групп участников эксперимента.
В 2013 - 2014 учебном году специалистами ГУ РК "Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" был проведен пятый этап мониторинговых исследований, цель которых заключалась в выявлении:
- результатов реализации очередного этапа эксперимента;
- психологического настроя специалистов на экспериментальную деятельность;
- отношения родителей к мероприятиям, реализуемым в рамках эксперимента;
- динамики результативности мониторинговых исследований в сравнении с предыдущими этапами.
Всего в исследованиях приняли участие 545 респондентов, из них: 82 педагога, 215 родителей и 248 обучающихся.
В течение 2013 - 2014 учебного года республиканскими экспериментальными площадками была проведена следующая работа:
- разработаны и описаны 2 модели организации инновационной образовательной среды (на данном этапе идет подготовка моделей к изданию);
- проведены мероприятия по реализации, апробации республиканских экспериментальных проектов;
- обобщен опыт работы экспериментальных площадок на муниципальном, региональном, российском, международном уровнях;
- проведена оценка эффективности реализации республиканских экспериментальных проектов;
- опыт работы экспериментальных площадок представлен в российских научных журналах:
1) "Деятельностный подход к организации здоровьесберегающей деятельности школы", научный журнал "Теория и практика общественного развития", вып. 11, том 1, 2013 г.;
2) "Технологические аспекты здоровьесберегающей деятельности школы Крайнего Севера", вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева, № 1, 2013 г.
Вместе с тем, подводя итоги экспериментальных проектов, имеется ряд трудностей, с которыми образовательные организации столкнулись в ходе экспериментальной деятельности:
МОУ "СОШ № 5" г. Усинска - при разработке нормативно-правовой базы инновационной деятельности;
МОУ "Прогимназия № 81" г. Сыктывкара - при формировании и отработке режимных моментов структуры школы полного дня в условиях традиционного комплекса "школа-сад" (составление единого расписания уроков и занятий системы дополнительного образования, соответствующего требованиям СанПиН);
ГОУ ДОД "Коми РЭБЦ" - при подготовке педагогического коллектива к работе с "особыми" детьми;
МОУ "СОШ № 18" г. Ухты - инновационные преобразования в начальной школе носили эпизодический характер;
ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 1" г. Сыктывкара - научное сопровождение эксперимента.
На основании вышеизложенного приказываю:
1. Отметить эффективную и целенаправленную работу по обеспечению реализации программ экспериментальной деятельности:
- органов управления образованием муниципальных образований администраций МО ГО "Усинск" (Т.А.Атерлей), "Ухта" (Н.А.Безносикова), УДО администрации МО ГО "Сыктывкар" (Т.Е.Горбунова);
- педагогических коллективов МОУ "СОШ № 5" г. Усинска (Жура Т.В.), МОУ "СОШ № 18" г. Ухта (Корепанов Ю.А.), МАОУ "Прогимназия № 81" г. Сыктывкара (Черницына Е.С.), ГОУ ДОД "КРЭБЦ" (Сивкова М.Г.); ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 1" г. Сыктывкара (Берестенькова Л.А.);
- ГУ РК "РПМСЦ" (Уланова С.А.).
2. ГУ РК "РПМСЦ" (Уланова С.А.) обеспечить обобщение опыта экспериментальной деятельности ГОУ ДОД "Коми республиканский эколого-биологический центр".
3. Объявить благодарность Министерства образования Республики Коми:
1) за эффективное организационное и научно-методическое сопровождение республиканских экспериментальных площадок
- Улановой Светлане Андреевне, директору ГУ РК "РПМСЦ";
- Качмарчику Эрнесту Викторовичу, заместителю директора ГУ РК "РПМСЦ";
- Шарафуллиной Жанне Валерьевне, заместителю директора ГУ РК "РПМСЦ";
- Севериновой Вере Владимировне, руководителю отдела ГУ РК "РПМСЦ";
- Живиловой Юлии Валентиновне, руководителю отдела ГУ РК "РПМСЦ";
2) за качественную работу по организации деятельности республиканских экспериментальных площадок руководителей экспериментальных проектов:
- Сивковой Марине Геннадьевне, директору ГОУ ДОД "Коми республиканский эколого-биологический центр";
- Ярковой Елене Николаевне, заместителю директора ГОУ ДОД "Коми республиканский эколого-биологический центр";
- Жура Татьяне Валентиновне, директору МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5" г. Усинска;
- Ольховой Нине Васильевне, заместителю директора по кадетским классам МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5" г. Усинска;
- Чернавиной Татьяне Викторовне, заместителю директора МАОУ "Прогимназия № 81 г. Сыктывкара;
- Берестеньковой Людмиле Александровне, директору ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 1" г. Сыктывкара.
4. Органам управления образования УДО администрации МО ГО "Сыктывкар" (Т.Е.Горбунова), МО ГО "Усинск" (Т.А.Атерлей) рассмотреть вопрос о поощрении руководителей республиканских экспериментальных площадок: МОУ "СОШ № 5" г. Усинска (Жура Т.В.), МОУ "СОШ № 18" г. Ухты (Корепанов Ю.А.).
5. Отделу воспитания, дополнительного образования и молодежной политики (Жеребцов С.В.), отделу интернатных учреждений и специального образования (Пяткова Л.В.) рассмотреть вопрос о поощрении: директора ГОУ ДОД "Коми республиканский эколого-биологический центр" (Сивкова М.Г.), директора ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 1" г. Сыктывкара (Берестенькова Л.А.).
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Н.И.Студиград.
Министр
В.ШАРКОВ
------------------------------------------------------------------