Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 11.09.2014 N 33-4482/2014 <Об оставлении без изменения решения Интинского городского суда Республики Коми от 30.06.2014 по делу N 2-1822/2014, которым были признаны недействующими отдельные положения Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению гражданам по договорам найма жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда, утв. Постановлением администрации МО городского округа "Инта" от 31.05.2012 N 5/1623>
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 сентября 2014 г. № 33-4482/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми
в составе председательствующего Юдина А.В.
судей Белова Н.Е. и Головкова В.Л.,
при секретаре Г.,
рассмотрев в судебном заседании 11 сентября 2014 года
дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Инта" на решение Интинского городского суда от 30 июня 2014 года, по которому заявление прокурора города Инты удовлетворено.
Признан абзац 1 пункта 1.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению гражданам по договорам найма жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда, утвержденного постановлением руководителя администрации МОГО "Инта" от 31.05.2012 № 5/1623 в той части, в которой заявителем по предоставлению муниципальной услуги являются граждане, не обеспеченные жилыми помещениями на территории МОГО "Инта" недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Признан абзац 2 пункта 1.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению гражданам по договорам найма жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда, утвержденного постановлением руководителя администрации МОГО "Инта" от 31.05.2012 № 5/1623 в той части, в которой служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда на территории МОГО "Инта" не предоставляются гражданам в связи с избранием на выборные должности в муниципальном образовании городского округа "Инта", недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение после вступления его в законную силу подлежит публикации в печатном издании "Искра - твоя городская газета".
Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., заключение прокурора Чершкуте Я.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Инты обратился в суд с заявлением о признании абзаца 1 п. 1.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению гражданам по договорам найма жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда, утвержденного постановлением руководителя администрации МОГО "Инта" от 31.05.2012 № 5/1623 (далее - Административный регламент) в той части, в которой заявителем по предоставлению муниципальной услуги являются граждане, не обеспеченные жилыми помещениями на территории МОГО "Инта" не действующим со дня вступления решения суда в законную силу; признании абзаца 2 п. 1.2 Административного регламента в той части, в которой служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда на территории МОГО "Инта" не предоставляются гражданам, заключившим трудовые отношения на период трудоустройства в муниципальных унитарных предприятиях, финансируемых из бюджета МОГО "Инта", в связи с избранием на выборные должности в муниципальном образовании городского округа "Инта" не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, указав, что постановление администрации МОГО "Инта" от 31.05.2012 № 5/1623 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению гражданам по договорам найма жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда" (в редакции постановлений администрации МОГО "Инта" от 21.03.2013 № 3/962, от 17.09.2013 № 9/3002, от 13.12.2013 № 12/4084) в этой части не соответствует федеральному законодательству, поскольку носит коррупциогенный характер.
Прокурор в судебном заседании просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзац 1 п. 1.2 Административного регламента в той части, в которой заявителем по предоставлению муниципальной услуги являются граждане, не обеспеченные жилыми помещениями на территории МОГО "Инта"; абзац 2 п. 1.2 Административного регламента в той части, в которой служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда на территории МОГО "Инта" не предоставляются гражданам в связи с избранием на выборные должности в муниципальном образовании городского округа "Инта".
Представитель Администрации МОГО "Инта" - С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Инта" с решением суда не согласна и просит его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и неверно применены нормы материального права.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов и отмены правильного решения суда.
Постановлением администрации МОГО "Инта" от 31.05.2012 № 5/1623 утвержден Административный регламент по предоставлению гражданам по договорам найма жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда, в которое впоследствии вносились изменения постановлениями администрации МОГО "Инта" от 21.03.2013 № 3/962, от 17.09.2013 № 9/3002, от 13.12.2013 № 12/4084, от 27.06.2014 № 6/1717.
Указанное постановление и изменения к нему были опубликованы в печатном издании "Искра - твоя городская газета".
Абзацем 1 п. 1.2 Административного регламента установлено, что заявителями на предоставление муниципальной услуги являются граждане, не обеспеченные жилыми помещениями на территории МОГО "Инта".
Абзац 2 п. 1.2 Административного регламента в редакции постановления от 27.06.2014 № 6/1717 предусматривает, что служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования городского округа "Инта" предоставляются лицам, замещающим должности муниципальной службы муниципального образования городского округа "Инта", находящихся в трудовых отношениях с органами местного самоуправления муниципального образования городского округа "Инта", находящихся в трудовых отношениях с муниципальными учреждениями муниципального образования городского округа "Инта", муниципальными унитарными предприятиями муниципального образования городского округа "Инта".
Суд установив, что исходя из положений: абзаца 1 п. 1.2 Административного регламента заявителями на предоставление муниципальной услуги - предоставление специализированного жилого помещения в пределах территории МОГО "Инта", могут быть, в том числе и граждане обеспеченные жилым помещением в любом населенном пункте, а также граждане могут претендовать на предоставление специализированного жилого помещения в любом населенном пункте в пределах территории МО ГО "Инта"; абзаца 2 п. 1.2 Административного регламента, что не предусмотрено предоставление служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда в связи с избранием на выборные должности в муниципальном образовании городского округа "Инта", пришел к выводу о противоречии указанных норм федеральному законодательству и признал их недействующими со дня вступления решения в законную силу.
Вывод суда согласуется с установленными по делу обстоятельствами, отвечает требованиям закона, подлежащего применению, и является верным.
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" основными принципами противодействия коррупции являются законность, признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Согласно ст. 6 названного закона одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.
Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010) регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (муниципальная услуга) - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Предоставление муниципальных услуг осуществляется на основании административных регламентов.
Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010).
Пунктами 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 гарантированы права заявителей, в том числе, на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами.
В целях соблюдения прав заявителей, предусмотренного п. 4 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 принципа открытости деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, административный регламент должен полно и достоверно отражать процедуру предоставления муниципальной услуги, соответствовать требованиям законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона РК от 06.03.2006 № 13-РЗ "Об административно-территориальном устройстве Республики Коми" административными территориями на территории города республиканского значения Инты с подчиненной ему территорией являются: 1) город республиканского значения Инта с прилегающей территорией; 2) поселок городского типа Верхняя Инта с подчиненной ему территорией; 3) поселок городского типа Кожым с подчиненной ему территорией; 4) поселок сельского типа Абезь с подчиненной ему территорией; 5) село Адзьвавом с подчиненной ему территорией; 6) село Косьювом с подчиненной ему территорией; 7) село Петрунь с подчиненной ему территорией.
Согласно ч. 2.1 ст. 3 Устава МОГО "Инта", принятого Советом МОГО "Инта" 12.05.2007, в состав территории муниципального образования городского округа "Инта" входят территории следующих населенных пунктов, не являющихся поселениями: город республиканского значения Инта, поселки городского типа Верхняя Инта и Кожым; поселки сельского типа Юсьтыдор, Кочмес, Комаю, Лазурный, Абезь, Уса, Фион, Кочмес, Костюк; села Косьювом, Адзьвавом и Петрунь; деревни Кожымвом, Абезь, Епа, Тошпи, Ярпияг, Адзьва, Ягъель и Роговая; прилегающие к ним земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Согласно части 2 статьи 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Признавая абзац 1 п. 1.2 Административного регламента противоречащим федеральному законодательству суд, исходя из положений ч. 2 ст. 99 ЖК РФ пришел к правильному выводу, что заявителями на предоставление муниципальной услуги по предоставлению специализированного жилого помещения могут быть только граждане, не обеспеченные жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Статьей 28 Устава МОГО "Инта" предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления городского округа составляют: Совет городского округа, глава городского округа - председатель Совета городского округа (глава городского округа), администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, контрольно-счетная палата муниципального образования городского округа - контрольный орган городского округа. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются настоящим Уставом.
В абзаце 2 п. 1.2 Административного регламента в редакции постановления от 27.06.2014 № 6/1717 содержатся ограничения по кругу лиц, которым предоставляются служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования городского округа "Инта" лицами, замещающим должности муниципальной службы муниципального образования городского округа "Инта", находящихся в трудовых отношениях с органами местного самоуправления муниципального образования городского округа "Инта", находящихся в трудовых отношениях с муниципальными учреждениями муниципального образования городского округа "Инта", муниципальными унитарными предприятиями муниципального образования городского округа "Инта" и не предусмотрено предоставление служебных жилых помещений гражданам в связи с избранием на выборные должности в МО ГО "Инта", что, как обоснованно указал суд, противоречит федеральному законодательству, поскольку возможность предоставления служебных жилых помещений данной категории лиц прямо предусмотрена федеральным законодателем.
Доводы администрации МО ГО "Инта" в апелляционной жалобе, что: абзац 1 пункта 1.2 Административного регламента является общей нормой и определяет круг заявителей на получение муниципальной услуги по предоставлению гражданам по договорам найма жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда, к которым относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; абзац 2 п. 1.2 Административного регламента не предусматривает предоставление служебных жилых помещений гражданам в связи с избранием на выборные должности в муниципальном образовании, поскольку выборные должности в муниципальном образовании городского округа "Инта" отсутствуют, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку указанные доводы выводы суда не опровергают.
Суд первой инстанции, проанализировав оспариваемые прокурором нормы Административного регламента, принятые органом муниципального образования, пришел к правомерному выводу, что указанные нормы не соответствуют федеральному законодательству и поэтому должны быть признаны недействующими.
Приведенные выводы суда подтверждены со ссылками на нормы материального и процессуального права, подробно мотивированы в решении суда и сомнений у судебной коллегии не вызывают.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оцененных судом в соответствии с требованиями процессуального законодательства, в связи с чем доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Интинского городского суда от 30 июня 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО ГО "Инта" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
------------------------------------------------------------------