Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 28.10.2014 "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6 Закона Республики Коми от 4 мая 2008 года N 48-РЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми" по жалобе гражданки Меньшаковой Любови Яковлевны"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Республики Коми

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2014 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 6
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 4 МАЯ 2008 ГОДА № 48-РЗ
"О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ЗАМЕЩАВШИХ ДОЛЖНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"
ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ МЕНЬШАКОВОЙ ЛЮБОВИ ЯКОВЛЕВНЫ

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего В.В.Кретова, судей Д.Н.Басманова, А.В.Проскурова,
с участием гражданки Л.Я.Меньшаковой, представителя Государственного Совета Республики Коми А.В.Турковой - начальника отдела социального законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Коми, представителя Главы Республики Коми А.В.Денисова - начальника организационно-правового отдела Управления государственной гражданской службы Республики Коми,
руководствуясь частью 3 статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части 1 статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности части 1 статьи 6 Закона Республики Коми от 4 мая 2008 года № 48-РЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми".
Поводом к рассмотрению настоящего дела явилась жалоба гражданки Л.Я.Меньшаковой, а основанием для рассмотрения - обнаружившаяся неопределенность в том, соответствует ли Конституции Республики Коми указанная выше норма.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.В.Кретова, объяснения Л.Я.Меньшаковой, представителей Государственного Совета Республики Коми и Главы Республики Коми, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

Гражданка Л.Я.Меньшакова обратилась в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой о проверке конституционности части 1 статьи 6 Закона Республики Коми от 4 мая 2008 года № 48-РЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми", которая предусматривает, что размер пенсии за выслугу лет увеличивается (индексируется) в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий год, в размерах и сроки, установленные для увеличения (индексации) окладов месячного денежного содержания по должностям гражданской службы Республики Коми.
В обоснование жалобы Л.Я.Меньшакова указала, что замещала должность начальника отдела организационной работы и контроля Министерства Республики Коми по социальному развитию, и в 2002 году ей была установлена пенсия за выслугу лет в соответствии со статьей 19 Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми". При этом в силу той же нормы размер пенсии за выслугу лет подлежал ежегодному увеличению (индексации) в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Коэффициент же индексации размера пенсии не мог быть ниже уровня инфляции, установленного законом Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий год. Однако с вступлением в силу Закона Республики Коми "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми" условия и порядок увеличения размера пенсии за выслугу лет изменились в сторону их ухудшения, поскольку в отличие от ранее действовавшего нормативного регулирования настоящий Закон не предусматривает ежегодное увеличение (индексацию) окладов месячного денежного содержания по должностям гражданской службы Республики Коми, что ведет к фактическому обесцениванию пенсии вследствие инфляционных процессов и нарушает гарантированное статьями 11, 18, 40 Конституции Республики Коми право заявительницы на надлежащее социальное обеспечение и, как следствие, на достойную жизнь.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является часть 1 статьи 6 Закона Республики Коми от 4 мая 2008 года № 48-РЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми", а именно проверка соответствия положений данной нормы Конституции Республики Коми, гарантирующей признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина и создание условий, обеспечивающих его достойную жизнь (статьи 4, 10, 11), а также предусматривающей право граждан на социальное обеспечение по возрасту и иных случаях, установленных законом (статья 40), и запрещающей издание законов, отменяющих или умаляющих указанные права и свободы (статья 18).
Согласно статьям 4 и 10 Конституции Республики Коми человек, его права и свободы являются высшей ценностью и их признание, соблюдение и защита - обязанность Республики Коми.
Данной обязанности корреспондируют положения статей 11 и 40 Конституции Республики Коми, в соответствии с которыми социальная политика Республики Коми направлена на обеспечение достойной жизни граждан, в том числе путем предоставления им гарантий по социальному обеспечению в связи с возрастом и в иных случаях, установленных законом.
При этом к категории лиц, имеющих право на социальное обеспечение, относятся и лица, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет, назначенной по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Коми о государственной гражданской службе.
Поскольку вопросы прохождения государственной гражданской службы и последующего пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми, относятся к совместному ведению Российской Федерации и Республики Коми (статья 72 Конституции Российской Федерации, статья 64 Конституции Республики Коми), то при осуществлении собственного правового регулирования этих отношений органы государственной власти Республики Коми, безусловно, должны учитывать требования статей 4 и 6 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в части единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации и соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.
В то же время в силу положений статей 1, 3, 26-1, 26-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" реализация полномочий по пенсионному обеспечению лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми, осуществляются за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и в соответствии с Законом Республики Коми от 4 мая 2008 года № 48-РЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми".
Настоящий Закон, в частности, предусматривает, что пенсия за выслугу лет назначается по заявлению лиц, замещавших должности гражданской службы Республики Коми и имеющих стаж гражданской службы не менее 12,5 лет для мужчин и 10 лет для женщин, и только после назначения этим лицам трудовой пенсии по старости (инвалидности).
Законом также установлено, что размер пенсии за выслугу лет зависит от стажа гражданской службы и варьируется от 25 до 50% среднемесячного денежного содержания гражданского служащего, включающего в себя месячный оклад в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы Республики Коми, ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы, премию за выполнение особо важных и сложных заданий.
Таким образом, из содержания статей 1, 3, 4 Закона Республики Коми "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми" следует, что пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и является ничем иным как социально значимой доплатой к трудовой пенсии за выполнение гражданами в определенный период их трудовой деятельности обязанностей гражданского служащего.
Поскольку в связи с инфляционными процессами и, как следствие, ростом потребительских цен на товары и услуги покупательская способность пенсии за выслугу лет с течением времени снижается, то в силу этих обстоятельств и общих принципов государственной социальной политики частью 1 статьи 6 Закона Республики Коми "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми" предусмотрена индексация данного вида пенсии в размерах и сроки, установленные для увеличения (индексации) окладов месячного денежного содержания по должностям гражданской службы Республики Коми.
Такие же условия назначения, выплаты и индексации пенсий за выслугу лет федеральным гражданским служащим прописаны и в статьях 7, 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", что свидетельствует о согласованности норм приведенного выше Закона Республики Коми с положениями Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в части единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации и соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.
В связи с изложенным следует признать, что установленный Законом Республики Коми "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми" порядок увеличения (индексации) пенсии за выслугу лет не выходит за рамки дискреционных полномочий органов государственной власти Республики Коми и сам по себе не нарушает конституционное право указанных в настоящем Законе лиц на социальное обеспечение, так как пенсия за выслугу лет по своей правовой природе является доплатой к трудовой пенсии по старости (инвалидности), направленной на повышенную социальную защиту данной категории граждан и непосредственно связанной с размерами окладов месячного денежного содержания по соответствующим должностям гражданской службы Республики Коми, которые и подлежат индексации в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий год.
При этом увеличение (индексация) трудовых пенсий по старости (инвалидности) лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми, осуществляется в порядке статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что в совокупности с приведенными выше обстоятельствами также свидетельствует об отсутствии каких-либо препятствий для реализации гарантированного федеральным законодательством и Конституцией Республики Коми права указанных граждан на надлежащее социальное обеспечение.
Ранее предусмотренный в утратившем силу Законе Республики Коми "О государственной службе Республики Коми" порядок ежегодной индексации пенсии за выслугу лет с учетом уровня инфляции (потребительских цен) и не ниже уровня инфляции, установленного законом Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий год, не может расцениваться как незыблемый, поскольку выбор механизма и критериев индексации является компетенцией законодателя субъекта Российской Федерации, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, вправе изменять установленное им в данной сфере правовое регулирование, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан (Постановление от 19 июня 2002 года № 11-П; Определения от 16 октября 2007 года № 720-О-О; от 20 марта 2008 года № 211-О-О; от 23 апреля 2013 года № 655-О).
Из материалов дела следует, что изменение условий и порядка индексации пенсии за выслугу лет не привело к снижению ее размера в связи с введением новых правил определения среднемесячного денежного содержания гражданских служащих, не повлияло на общее благосостояние получателей данного вида пенсии и не повлекло реальное и не основанное на принципах социальной политики государства снижение их доходов.
При таких обстоятельствах следует признать, что часть 1 статьи 6 Закона Республики Коми от 4 мая 2008 года № 48-РЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми" не нарушает конституционное право граждан, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми, на соответствующее социальное обеспечение, не умаляет право указанной выше категории лиц на достойную жизнь и поэтому не может быть признана противоречащей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 10, 11, 18, 40.
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 96 Конституции Республики Коми, частью 1 статьи 66, частями 1, 2, 3 и 4 статьи 68, статьями 69, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать часть 1 статьи 6 Закона Республики Коми от 4 мая 2008 года № 48-РЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми" соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 10, 11, 18, 40.
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. В соответствии со статьей 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми


------------------------------------------------------------------